Статья:

Анализ государственного воздействия на экономику России

Конференция: V Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Бабушкина С.А. Анализ государственного воздействия на экономику России // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(5).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ государственного воздействия на экономику России

Бабушкина Софья Александровна
студент, Российский Экономический Университет имени Г. В. Плеханова, РФ, г. Москва
Батудаева Лидия Ивановна
научный руководитель, доцент, Российский Экономический Университет им Г. В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

Значимой частью рыночного механизма является государство. Чаще всего оно выполняет функции, имеющие индивидуальные цели. Не существует в мире такого государства, где на экономику не оказывали бы влияния органы власти. Механизм государственного регулирования экономики определяется многими факторами, такими как: технологическое развитие общества, уровнем социально-экономического развития и другие. Государственное регулирование экономики – это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем. Эти меры обеспечивают социально-экономическое развитие общества.

Объекты государственного регулирования – это сферы, отрасли, регионы, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли трудности, которые не могут быть разрешены рынком самостоятельно.

Объектами государственного регулирования являются: экономический цикл; отраслевая и региональная структура экономики; условия накопления капитала; занятость и цены; денежное обращение; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; условия конкуренции; состояние окружающей среды; внешнеэкономические связи и т.д.

Экономика нуждается во вмешательстве государства в кризисные периоды и моменты перехода. В остальное время государственное регулирование преследует собственные цели. Согласно классической теории механизм государственного регулирования экономики включает в себя:

1) Ресурсы регулирования, к которым относятся государственный бюджет, денежная эмиссия,, аппарат принуждения, государственная собственность, естественные монополии, подконтрольные правительству, природные богатства и т.д.

2) Объекты регулирования – это основные макроэкономические показатели: совокупный спрос и предложение, общий уровень цен, занятости, социально-экономические отношения, конкуренция.

3) Формы регулирования. Они делятся на конкурентно-рыночные, корпорационные, государственные и межгосударственные.

4) В механизме государственного регулирования экономики используются методы регулирования, которые классифицируются как: прямые (административные), косвенные (экономические), смешанные. Предпочтение отдается экономическим методам, поскольку они не наносят урон структуре рыночных отношений, тогда как административные ограничивают свободу экономического выбора у экономических агентов.

Прямые меры, реализуемые государством в сфере экономики, позволяют стабилизировать и контролировать отношения между субъектами рыночных отношений. К регулирующим законам относится прежде всего Конституция РФ, которая разделяет вопросы ведения Российской федерации и субъектов РФ. Свой вес в системе государственного регулирования имеют Федеральные законы, кодексы, региональные программы. Одной из определяющих особенностей нашей страны являются ее масштабы, и неразвитость региональных институтов – ключевая проблема российской экономики.

Основными сферами прямого государственного регулирования специалистами принято считать: антимонопольное законодательство, которое прежде всего призвано регулировать естественные монополии; регулирование тарифов цен; валютные ограничения в соответствии с законом о валютном регулировании и валютном контроле; патентное законодательство; защита прав потребителей; контракты, где одной из сторон выступает государство; государственное содействие частному предпринимательству. 

Косвенные, с свою очередь, диктуют правила существования для всех экономических субъектов. Они не имеют определенного адресата.

5) Концепции регулирования, подразделяющиеся теоретиками на несколько видов:

· Концепция развития производства (со стороны предложения): основной мерой является стимулирование производственных сил.

· Концепция сбалансированного развития воспроизводства: обеспечение плавного роста производства и балансировка его положения на рынке.

· Концепция стимулирования роста производства со стороны спроса: обеспечение небольшого преувеличения совокупного спроса над предложением, что позволит ускорить темп прироста производства и обеспечить большую занятость трудовых ресурсов.

· Концепция стимулирования роста со стороны предложения экспортных отраслей: наращивание конкурентоспособности отраслей, чья продукция экспортируется для обеспечения устойчивого положения на мировом рынке.

6) Инструменты (рычаги) регулирования, с помощью которых любое государство стремится достичь стабильного экономического роста, являются:

· налоги, сборы пошлины;

· государственные инвестиции;

· инструменты, применяемые Центральным банком РФ: манипулирование учетной ставкой, изменение размеров нормы обязательного резервирования;

· государственные заказы и закупки и пр.

Масштабы вмешательства государства в экономику страны оценивают разными способами. Для этой задачи используются следующие показатели:

1. Доля консолидированных трат бюджетов всех уровней от ВВП. Данную динамику отследить несложно: в России доля госрасходов к 2016 году возросла до 36% по сравнению с 30% в 2000 году.

2. Удельный вес служащих и государственных работников в общем числе населения страны.

3. Масштабы государственной предпринимательской деятельности, долю компаний среди крупных бизнесов, оценка инвестиционной активности (в 2017 году инвестиции в основной капитал из средств бюджета составили 16,3% от общего числа, т.е. 1966,3 млрд руб.).

4. Индекс экономической свободы исследовательского центра Heritage Foundation. Индекс экономической свободы рассчитывается по среднему арифметическому десяти контрольных показателей: права собственности; свобода от коррупции; фискальная свобода; участие правительства; свобода предпринимательства; свобода труда; монетарная свобода; свобода торговли; свобода инвестиций; финансовая свобода.

В данном рейтинге на 2016 г. Россия занимает 153 место с суммарным индексом 50,6, в то время как лидер данного списка Гонконг имеет значение индекса 88,6. Авторы данного проекта доказывают, что более свободная экономика страны способствует улучшению жизни населения, причем свободная экономика приносит эффективные результаты быстрее, чем государственное регулирование.

Особую роль играет государство в обеспечении санирующей функции рынка, российский рынок покидают не только старые и нерентабельные предприятия, но и те, кто заранее «не зарезервировал» место у власти, чьи интересы не были лоббированы. Доля убыточных организаций в России в период с января по апрель прошлого года составила 30,9% .

Барьерами для государственного вмешательства в санацию является, прежде всего, законодательство и осознание отсталости внутреннего аудита и низкой правовой культуры сообщества предпринимателей. Пока в российской экономике существуют такие явления, как институционализированная коррупция, латентные фиктивные банкротства, отсутствие должного мониторинга и контроля за предприятиями, находящимися на грани банкротства, не может идти речи о полной действенности государственного вмешательства.

Итак, максимальные границы государственного вмешательства есть ничто иное как функции по организации кредитно-денежной политики, производству общественных товаров, устранению отрицательных внешних эффектов, а также сферы перераспределения доходов, трудоустройства, НИОКР и инвестиций в долгосрочные проекты, обеспечения национальной безопасности.

 

Список литературы:
1. Программа дисциплины «Макроэкономика». Под общ. ред. Г.П. Журавлёвой, В.В. Громыко. М.: Изд-во Рос.экон.акад., 2002, 1,25 п.л.
2. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/efficiency/
3. https://studfiles.net/preview/4545321/page:3/