Статья:

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ АПК

Конференция: CLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Никифорова М.А. ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ АПК // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(156). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(156).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ АПК

Никифорова Мария Алексеевна
магистрант, ФГБОУ ВО Волгоградский государственный аграрный университет, РФ, г. Волгоград

 

В современных условиях все большее влияние на результативность деятельности хозяйствующих субъектов производственной сферы АПК оказывают трудно прогнозируемые изменения во внешней среде, связанные с глобализацией агропродовольственных рынков, усилением конкуренции, ускорением научно-технического прогресса, цифровизацией экономики, санкциями, контрсанкциями, пандемией коронавирусной инфекции, а также другими объективными и субъективными факторами.

В связи с этим возрастает значение стратегического планирования развития аграрного производства на всех уровнях управления.

Сущность стратегического планирования ученые рассматривают под разным углом, можно отметить, что подавляющая часть исследователей определяют его, с одной стороны, как метод, с другой стороны, как процесс реализации стратегии.

Таблица 1.

Понятие стратегического планирования в интерпретации разных авторов

Автор

Содержание понятия

Р. Акофф

Проектирование будущего и желаемых путей его достижения. Состоит из выбора средств, задач и целей. Идеалы задаются вышестоящим руководством, либо традиционны и не формулируются вообще [1].

И. Ансофф

Логический и аналитический процесс определения будущего положения фирмы в зависимости от внешних условий деятельности [2].

В.Р. Веснин

Назначение стратегического планирования состоит в создании конкурентного преимущества, устранения негативного эффекта нестабильности окружающей среды, обеспечения доходности, уравновешении внешних требования и внутренних возможностей. Отличие от долгосрочного планирования состоит в понимании роли внешнего фактора. Стратегия – не функция времени, а функция направления. Она позволяет сосредоточиться на главных проблемах, определить действия по реализации целей, наметить пути преобразования, выявить эффективные способы использования ресурсов [3].

Е.И. Громов

Совокупность взаимосвязанных процедур и принимаемых на основе получаемых результатов управленческих решений, которые являются основой для формирования стратегии социально-экономического развития страны, региона, отдельных территорий, направленных на достижение целей их функционирования [5].

Ф. Котлер

Процесс сбалансирования целей и возможностей фирмы, поддержание равновесия планов и ресурсов их реализации [6].

Г. Минцберг

Инструмент, позволяющий реализовать намеченную стратегию, придав ей подходящую форму. Стратегия является не следствием планирования, а его исходной точкой. Планирование помогает перевести предполагаемые стратегии в реализованные, предприняв первый шаг, который приведет к их эффективному осуществлению [7].

 

Как функция направления развития стратегическое планирование представляет собой процесс выбора целей и путей их достижения, что создает конкурентное преимущество и повышает определенность будущего развития. Поэтому целесообразно придерживаться позиции тех авторов, которые относят стратегическое планирование к методу реализации стратегии.

Применительно к аграрному сектору экономики необходимо исследовать основы стратегического процесса, который определяется как последовательность научно обоснованных шагов и действий по формированию и реализации стратегических планов.

Так, И. Ансофф определяет следующую последовательность в рамках стратегического процесса [2].:

  1. Определение целей, оценка ресурсного потенциала и внешней среды.
  2. Формирование стратегии.
  3. Реализация стратегии.
  4. Мониторинг реализации стратегии.

Г. Минцберг делает акцент на процессе стратегического принятия решений [7]:

  1. Определение необходимости принятия решения.
  2. Проработка вариантов решений.
  3. Выбор одного из них.

Обобщая элементы стратегического процесса, можно выделить: целеполагание, стратегический анализ, прогнозирование, планирование, мониторинг (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Элементы процесса стратегического планирования деятельности хозяйствующих субъектов производственной сферы АПК

 

Целеполагание в развитии хозяйствующих субъектов производственной сферы АПК предполагает обеспечение населения высококачественным отечественным продовольствием, а промышленность – сырьем, рациональное использование природных ресурсов, развитие экспортного потенциала, развитие сельских территорий. Особенность целеполагания применительно к сельскому хозяйству заключается в необходимости учета подверженности аграрного производства влиянию природно-климатических, социальных, экономических, технологических факторов.

Стратегический анализ должен завершаться выработкой видения и миссии будущего на основе прогнозирования сельскохозяйственного производства. Планирование и прогнозирование – как элементы стратегического управления определяет критерии для достижения целей. Результатом планирования являются конкретные программы для реализации стратегического плана. Мониторинг охватывает все элементы процесса.

Представленные современные подходы к формированию элементов процесса стратегического планирования имеют важное значение с позиции формирования результативных характеристик производственной и финансовой деятельности хозяйствующих субъектов производственной сферы АПК.

 

Список литературы:
1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации: пер. с англ. / Р. Акофф. – Москва: Сирин, 2002. – 256 с.
2. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф, сокр. пер. с англ. // М.: Экономика. - 2014. – С. 519.
3. Веснин, В.Р. Стратегическое управление: учебник / В.Р. Веснин. – Москва: Проспект, 2014. – 328 с.
4. Громов, Е.И. Стратегическое планирование устойчивого развития сельских территорий: дис. д–ра эконом. наук: 08.00.05. / Громов Е.И. – Воро5неж, 2018. – 371 с.
5. Закшевская, Е.В. Стратегическое планирование развития зернового производства: монография / Е. В. Закшевская, С. В. Куксин; под ред. д.э.н., проф. Е.В. Закшевской – Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2019. – 211 c.
6. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Экс пресс–курс. 2–е изд. / Ф. Котлер; пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 464 с.
7. Минцберг, Г. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения / Г. Минцберг, Дж.Б. Куинн, С. Гошал. – Питер. – 2001. – 688 с.
8. Ovchinnikov A., Kozenko Z., Bichkov M., Kabanov V., Karpova A. Strategic management of sustainable development of agro - industrial complex with economic integration. European Research Studies Journal. - 2015. - Т. 18. № 3. - С. 307-315.