ЯНДЕКС: ФИНАНСОВАЯ МОЩЬ И КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСА
Конференция: CCLXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCLXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ЯНДЕКС: ФИНАНСОВАЯ МОЩЬ И КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСА
На текущем этапе развития, когда цифровая экономика демонстрирует беспрецедентные темпы роста, пристальное внимание ученых и специалистов привлекают крупные корпорации, доминирующие в этой области. Одной из таких компаний является Яндекс – технологическая компания, в основе сервисов которой лежат уникальные и трудно воспроизводимые технологии [1].
За последние несколько лет доходы группы Яндекса непрерывно увеличивались, отражая стабильное положение компании на рынке. В частности, рост выручки сопровождался значительным повышением чистой прибыли, благодаря чему компания имеет достаточно финансов для инвестиций в новые проекты и расширение текущих направлений бизнеса. Основные финансовые показатели группы Яндекса представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные финансовые показатели группы Яндекса
Наблюдается прирост выручки группы Яндекса на 53% относительно 2022 г., выручка в 2023 г. составила 800,1 млрд. руб. против 521,7 млрд. руб. годом ранее. При этом наибольшая доля в выручке приходится на «Поиск и портал» – 36% (337,5 млрд. руб.), а наименьшая – на сервисы объявлений 3% (24,2 млрд. руб.). Довольно прибыльными являются сегменты E-com, к ним относятся сервисы Маркет, Лавка, Еда (178,8 млрд. руб.) и Райдтех – Такси, Драйв и Самокаты (165,8 млрд. руб.) [2]. Скорректированный показатель EBITDA увеличился с 64,1 млрд. руб. в 2022 г. до 97 млрд. руб. в 2023 г., что позволяет судить об усилении операционной деятельности. Рентабельность составляет 12%. На 13.02.2024 г. капитализация компании оценивалась в 1,25 трлн. руб., что следует из презентации компании по итогам февраля 2024 г. [2].
Для дальнейшего понимания величины и широты деятельности Яндекса рассмотрим ключевые бизнес-направления, условно их можно разделить на две основные группы – прибыльные сегменты и направления для инвестиций. Прибыльные сегменты включают в себя те бизнесы, которые уже приносят значительную долю доходов компании и прибыль от которых компания реинвестирует в другие направления. Вторая группа – это перспективные направления, в которые Яндекс активно инвестирует с целью создания новых источников доходов и укрепления свои позиции на рынке в будущем.
Основными зарабатывающими сегментами являются поиск и реклама, данный сегмент включает в себя такие сервисы как сам Поиск, Браузер, Директ, Карты и Навигатор. Сегмент Райдтех формируется из сервисов Такси, Драйв и Самокаты. Сервисы объявлений, также представляющие собой основной зарабатывающий сегмент, включают сервисы Авто.ру, Аренда, Недвижимость и Путешествия.
Основными направлениями инвестиций являются электронная коммерция, фудтех и доставка, плюс, развлекательные сервисы, финтех и другие сервисы. Направление электронной коммерции, фудтеха и доставки представлено сервисами Маркет, Лавка, Еда и Деливери, а также Доставка. Плюс, развлекательные сервисы и финтех включают в себя Кинопоиск, Музыка, Букмейт, подписку Плюс и цифровые финансовые услуги для пользователей и партнеров Яндекс. Среди других сервисов, на которые идут значительные инвестиции группы Яндекса можно назвать Устройства и Алису, Практикум и Яндекс 360 для бизнеса [2]. Кроме того, Яндекс активно инвестирует в развитие искусственного интеллекта, автономных транспортных средств и облачные технологии.
Примером успешного реинвестирования можно назвать вложение доходов от рекламы в развитие сервиса Такси, ставшим прибыльным в 2018 г. С этого момента сервис является вторым основным источником инвестиций в новые направления с 49 млн. активных пользователей в месяц [3].
Таким образом, Яндекс, благодаря чёткой стратегии и нацеленности на инновации, продолжает демонстрировать впечатляющие результаты в финансовом плане и в развитии ключевых направлений бизнеса. Стремление к технологическому превосходству и готовность к адаптации делают компанию одним из ведущих игроков на рынке. Яндекс остается лидером в области поисковых систем на российском рынке, а доходы от рекламных услуг выступают одним из основных источников прибыли компании. При этом Яндекс активно развивает продукты на основе искусственного интеллекта и собственную экосистему устройств и приложений, усиливая позиции компании и открывая огромные перспективы для дальнейшего роста и развития.