Статья:

РОЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Цю Ю. РОЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(51).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Цю Юнцунь
магистрант Приамурскоо государственного университета имени Шолом-Алейхема, РФ, г. Биробиджан

 

THE ROLE OF THE COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE IN ENSURING ITS ECONOMIC SECURITY

 

Qiu Yongcun

Undergraduate, Amur State University named after Sholem Aleichem, Russia, Birobidzhan

 

Аннотация. Статья посвящена концепции экономической безопасности, которая подразумевает, что конкурентоспособность — это ключевой фактор экономической безопасности предприятия.

Abstract. The article is devoted to the concept of economic security, which implies that competitiveness is a key factor in the economic security of an enterprise.

 

Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовая безопасность, конкуренция, конкурентоспособность, платежеспособность, стратегическое планирование.

Keywords: economic security, financial security, competition, competitiveness, solvency, strategic planning.

 

Категория «конкурентоспособность» в рыночной экономике является одной из ключевых, так как в ней концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности отдельных предприятий, отраслей, национальной экономики в целом. Эти возможности реализуются в товарах и услугах, противостоящих соперничающим аналогам, как на внутреннем, так и внешнем рынках. Конкурентоспособность, является структурным элементом системы конкурентных отношений.

Конкуренция представляет собой состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае - между любыми экономическими рыночными субъектами, борьбу за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли и других выгод. Необходимо отметить, что конкуренция является одним из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике, что обеспечивает повышение конкурентоспособности предприятий.

Стратегический уровень обеспечения КСП предприятия формируется по средствам реализации как внутренних, так и внешних конкурентных преимуществ предприятия. По этой причине в данной диссертационной работе конкурентоспособность рассматривалась, как способность предприятия выявлять, создавать, использовать и удерживать конкурентные преимущества, полученные за счёт реализации потенциала факторов внутренней среды предприятия и внешних конкурентных преимуществ, обусловленных степенью благоприятствования предпринимательского климата.

Использование положений теорий производственного, финансового, инвестиционного и инновационного менеджмента, маркетинга, теории организации и управления персоналом, акцентирующих внимание на факторах внутренней среды предприятия, и теории стратегического управления делающей ударение на значимость эффективного взаимодействия предприятия с факторами внешней среды и разработке стратегий предприятия с учетом влияния факторов предпринимательского климата территории позволило КСП предприятия рассматривать как зависимую переменную от условно независимых переменных, т.е. факторов конкурентоспособности предприятия.

Для предприятий обрабатывающей промышленности приоритеты инвестирования в исследуемый период были сосредоточены на оборудовании, обучении персонала, оборотном капитале. Факторы, повышающие конкурентоспособность предприятий: инновационная активность, информация о бизнес - климате, содействие бизнесу со стороны региональных властей.

Выявлена статистическая зависимость, что предприятия ориентированные на ДВ рынок сбыта привлекают внешние источники инвестиций, а предприятия ориентированные на внутрирегиональный спрос, инвестируют в основном собственные средства.

Наблюдается прямая зависимость темпов прироста объема производства и финансовым состоянием, уровнем загрузки производственных мощностей и уровнем спроса. А обратная зависимость между такими факторными признаками как: доля управленцев в общей численности персонала, время существования фирмы на рынке, доля налогов и результативным признаком конкурентоспособностью предприятия.

В конкурентной борьбе выигрывают те субъекты, которые создают наилучшие условия для деятельности инвесторов в регионе.

Увеличение объемов как отечественных, так и иностранных инвестиций в экономику ЕАО в разы, а также рост доли фактически действующих иностранных предприятий из числа зарегистрированных дают основание сделать вывод, что в Еврейской автономной области начали формироваться благоприятные условия для привлечения российских и иностранных инвестиций. Однако ряд проблем на пути привлечения инвестиций в регион существуют: отсутствие фондового рынка; профессионального аудита; консалтинговых компаний; отсутствие квалифицированных управленцев в определенных отраслях; бюрократическая задержка приватизации земель; высокая степень износа основных фондов; несовершенство нормативно-правовой базы.

С 2004 г. наблюдается рост кредитной активности банковского сектора области, хотя доля кредитования реального сектора экономики ЕАО остается незначительной, основу роста составляет потребительское кредитование, что свидетельствует о неэффективном взаимодействии банковского и реального сектора экономики области. Препятствием в развитии взаимодействия банковского и реального сектора экономики являются высокие риски при кредитовании: недобросовестность заемщиков, убыточность предприятий, отсутствие достаточных гарантий обеспеченности кредита (залогового фонда), несоответствие условий кредитования отраслевым особенностям оборота капитала и рентабельности предприятий.

Результаты анализа деятельности за 2000-2006 гг. малого бизнеса в ЕАО обозначают наметившийся процесс реструктуризации отраслевой структуры в сторону увеличения промышленного и строительного секторов, что предопределяет регулирование его стратегического развития в целях интересов региональной экономики. В результате анализа факторов, определяющих КСП предприятий обрабатывающей промышленности ЕАО, было выявлено, что именно факторы предпринимательского климата в результате опроса оказались наиболее значимыми.

Разработан методический подход к оценке уровня конкурентоспособности предприятий включающий построение стандартизированного уравнения множественной регрессии, которое дает возможность выявить не только наиболее значимые (оказывающие наибольшее влияние на КСП предприятия) факторы, но и оценить с количественной точки зрения степень влияния каждого фактора учтённого в модели на уровень КСП предприятия, а также снизить уровень субъективизма при оценке весов факторов в интегральном индексе КСП.

Наибольшее влияние на уровень КСП предприятий обрабатывающей промышленности в 2000 году оказывали факторы: занимаемая доля фирмы на рынке, степень обеспеченности квалифицированными трудовыми кадрами, финансовое положение предприятия, степень загруженности производственных мощностей, эффективность управления предприятием и обеспеченность заказами. В 2003 году наиболее сильное влияние оказали такие факторы как доля налогов в объёме реализации, темп роста инвестиций, а в 2006 г. добавились ещё инновационная активность предприятия, доступность банковского кредита, т.е. наибольшее влияние на конкурентоспособность предприятий начинают приобретать факторы предпринимательского климата региона.

Для проведения классификации предприятий с учетом степени влияния внутренних и внешних факторов среды на уровень их КСП, а также для подтверждения выдвигаемых предположений, было проведена кластеризация предприятий выборки. Анализируя результаты кластеризации предприятий, заметна зависимость степени влияния факторов предпринимательского климата и внутренней среды на КСП предприятий, от размера предприятий и не выявлена эта зависимость от отраслевой принадлежности. Средние предприятия наиболее конкурентоспособны за счет сильного положительного влияния факторов внутренней среды, наиболее негативное влияние факторы предпринимательского климата оказывают на крупные и малые предприятия.

Гипотеза о том, что конкурентоспособность предприятия при прочих равных условиях определяется уровнем благоприятствования предпринимательского климата территории, на которой функционирует предприятие, в ходе диссертационного исследования нашла свое подтверждение. По мере изменения показателей, характеризующих предпринимательский климат в регионе, изменялись параметры, отражающие уровень КСП предприятий (индекс внешней КСП предприятий возрастал при одновременном росте интегрального индекса КСП).

Разработанный методический подход по расчёту интегрального индекса КСП предприятия дает возможность ранжировать предприятия в отрасли и регионе; проследить изменение индекса КСП в динамике и выяснить за счёт, каких факторов происходят изменения, а также позволяет провести кластеризацию предприятий, результаты которой могут быть учтены при разработке стратегий развития предприятий и промышленной политики региона.