Статья:

МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ОТМЫВАНИЯ ДОХОДОВ

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Абдрахимов А.С. МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ОТМЫВАНИЯ ДОХОДОВ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(51).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ОТМЫВАНИЯ ДОХОДОВ

Абдрахимов Азизбек Серикович
студент, Кыргызско Российский Славянский университет, Киргизия, г. Бишкек
Смаилова Асель Асылбековна
научный руководитель, доцент, канд. юрид. наук, Кыргызско Российский Славянский университет, Киргизия, г. Бишкек

 

Аннотация. Транснациональная организованная преступность все больше угрожает финансовым системам и экономике множества стран мира. Связано это с тем, что эти криминальные группировки хорошо организованы, и даже международные правоохранительные органы не в силах справиться с такой угрозой. Члены этих организаций, в целях получения прибыли, используют различные средства, не брезгуя применять насилие и взяточничество. В данной статье рассмотрены понятия транснациональной организованной деятельности, ее признаки и основные виды деятельности, а также угрозы для мировой экономики и государств. Проведено сравнение между транснациональными и традиционными преступными группировками. Выделены организации, сражающиеся с преступной деятельностью, выявлены их задачи и средства борьбы. А также рассмотрены два вида сотрудничества государств, объединенных одной целью: двухстороннее международное сотрудничество и сотрудничество с международными организациями.

 

Ключевые слова: транснациональная организованная преступность, отмывание доходов, предупреждение преступности, международное сотрудничество, международное право.

 

Масштабы и размах транснациональной преступной деятельности увеличились, превратившись в сложную глобальную угрозу. Игнорируя государственные границы, транснациональные преступники переводят колоссальные суммы денег через международную финансовую систему. Зачастую эти суммы настолько большие, что превосходят экономику некоторых государств. Нередко такие преступники создают группировки, извлекая при этом выгоду из роста международных коммуникаций и транспорта с целью расширения своей преступной деятельности и создания прочных союзов. После окончания «холодной войны», разрушительная деятельность таких группировок угрожает не отдельным странам или регионам, они нацелены на все население планеты. Можно сказать, что транснациональная организованная преступность – это угроза национальной и международной безопасности. [1]

Несмотря на то, что такой феномен, как транснациональная преступность далеко не новый, стандартного и общепринятого определения еще нет ни в криминологических, ни в уголовно-правовых теориях. Почему так получилось? Такой вид преступности хорошо организован, из-за чего их довольно сложно даже вычислить. До сих пор международные правоохранительные органы не могут справиться с этой задачей: им не удается определить масштабы транснациональной организованной преступности. И все же, в 1988 году участниками Интерпола было принято понятие «транснациональной организованной преступности» (ТОП). Стало принято считать, что ТОП – это любая организованная преступная группировка, реализовывающая свою деятельность для получения прибыли в любой точке мира, вне зависимости от национальных государственных границ. [2]

Безусловно, это был криминологический термин, не претендующий на предоставление юридического понятия. Но транснациональный элемент указанной категории (организованная преступная деятельность через национальные границы) был существенным и помогал использовать его международным организациям в своих программах и договорах. Кроме этого понятия, существует еще множество определений, и всех их объединяют следующие признаки, по которым можно составить характеристику транснациональной организованной преступности.

Первый немаловажный признак транснациональной организованной преступности — это то, что вся деятельность транснациональной организации имеет криминальный характер, а ее члены и организаторы должны понести юридическую ответственность за совершаемые преступления. По мнению большинства социальных систем, неформальная экономическая деятельность не только составляет большую часть деятельности транснациональной организованной преступности, но и является губительной для легальной экономики, бизнеса. [3]

Второй признак транснациональной организованной преступности считают ключевым – все участники транснациональной преступности целенаправленно, сознательно вступили в организацию или сотрудничали с ней.

Третьим, существенным составляющим признаком транснациональной организованной преступности является важнейшая цель всего спектра ее деятельности. Любая деятельность должна быть прибыльной. Банковское мошенничество, шантаж, проституция, кража автомобилей, торговля наркотиками и оружием одинаково приемлемы, если они приносят прибыль.

Четвертый существенный признак транснациональных преступных группировок – это то, какими способами, средствами и действиями преступники достигают своих задач и целей. Участники таких организаций могут пойти на сотрудничество и дать взятку, или же прибегнуть к насилию, чтобы добиться своей цели.

Проанализировав эти признаки, можно сделать следующие выводы: транснациональные преступные организации осуществляют незаконную деятельность, целью которой является получение прибыли. Для достижения своих целей, они нередко прибегают к насилию и взяточничеству.

Транснациональные преступные организации носят более высокий уровень опасности, чем традиционные преступные группировки. В отличие от вторых, транснациональные организации могут проводить глобальные операции, в разных точках земного шара, тогда как традиционные преступники привязаны к конкретному государству, и осуществлять свою деятельность за пределами этого государства они не могут. Как пример, можно рассмотреть одну американскую мафию, носившую название «La Cosa Nostra». Причиной зарождения данной организации в тридцатых годах двадцатого века послужил конфликт между преступными группировками сицилийских иммигрантов. Члены La Cosa Nostra, безусловно, привносили в общество свои традиции, поскольку были мигрантами, но организация никогда не была подставной группировкой или орудием сицилийской мафии. У нее были транснациональные связи, и члены банды покупали кокаин и героин у иностранных нелегальных структур, но это все же была американская преступная группировка. [3]

Транснациональные преступные группировки довольно сильно отличаются от национальных. Одним из главных отличий можно считать то, что транснациональные организации создавались или модернизировались именно для преступной деятельности на международном уровне. Примером таких союзов может послужить организация «колумбийские каратели». Они соответствуют интегрированному глобальному бизнесу, ведь в нем трудятся несколько сотен тысяч специалистов и профессионалов в сфере обслуживания. Китайские триады в равной степени относятся к транснациональному поколению преступных группировок, хотя и не имеют столь строгой структуры. Но их зарубежные операции очень интенсивны, чаще всего в потоке растущей китайской иммиграции.

Транснациональная организованная преступность обладает мощным потенциалом и отличается высокой динамичностью. Поэтому она таит в себе серьезную опасность для существования как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. Транснациональные преступные группировки очень хорошо организованы и оснащены. Правоохранительным органам крайне сложно проникнуть в организационные структуры этих групп, поскольку многие из них имеют этническую основу и действуют в сферах юрисдикции разных государств. Транснациональные преступные группы используют насилие и взяточничество. Их деятельность подрывает авторитет законной власти и ослабляет демократические институты. Они разрушают финансовые рынки и экономику многих государств.

Государственных ресурсов, предназначенных для решения многих социальных и экономических проблем, совершенно недостаточно для того, чтобы компенсировать деятельность преступных организаций. Многие из них укрепляют свои связи с воинствующими, этническими и религиозными движениями. Ряд факторов повышает потенциал транснациональных преступных группировок. Они действуют как паразиты, например, в тех случаях, когда есть слабые правительства, у которых нет ни ресурсов, ни политической власти, чтобы противостоять им. Они процветают на фантастических суммах денег, которые они получают в результате незаконной деятельности, в частности, производства и продажи наркотиков. Они могут извлечь выгоду из растущей миграции людей через страны и континенты. Имеющееся в их распоряжении современное сложное оружие и соответствующие технологии являются эффективным средством реализации и защиты интересов транснациональных преступных групп. [4] Неспособность многих государств и международных организаций разработать и скоординировать эффективные антикриминальные программы создает благоприятный климат для маневра преступного сообщества в противостоянии правоохранительным органам. Поэтому крайне важно разработать соответствующие меры противодействия транснациональной организованной преступной деятельности. Основными видами заработка транснациональной организованной преступности являются следующие незаконные виды деятельности: незаконная миграция, торговля женщинами и детьми, торговля частями тела, коррупция, кража и незаконный вывоз ценностей культуры, автомобилей, компьютерной техники, а также животных и растений, кража и нелегальный борот ядерных материалов, огнестрельного оружия и наркотиков, отмывание денег. Нет сомнений, что могут быть идентифицированы и другие виды деятельности организованной преступности, имеющие транснациональный характер или транснациональные последствия. Но в любом случае, если и существует некоторая неопределенность в отношении отнесения конкретных видов организованной преступной деятельности к упомянутому кругу, то их наиболее общей и отличительной чертой является то, что они связаны с пересечением границ или национальных юрисдикций. Поэтому меры контроля имеют особое значение на международном уровне, а также в затронутых странах, если эти меры имеют международное значение.

В некоторых случаях в опознании ТОП основным препятствием является само сотрудничество, а не преступное поведение. Участники большинства операций по отмыванию денег — банкиры, бухгалтеры, инвестиционные брокеры — обычно хорошо интегрированы в легальную экономику, и их преступление часто заключается в бездействии или преднамеренном недосмотре. Проблема идентификации конкретных преступных деятелей распространяется далеко на сферу экономики, считающейся законной, и, следовательно, проведение концептуальных границ между членами преступных групп и не членами чрезвычайно сложно. Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно сказать, что пробелы в наших знаниях о природе преступных организаций и их причастности к спектру организованной транснациональной преступности оставляют нам значительные трудности в выработке скоординированного ответа на эту проблему. Может существовать набор отдельных преступных групп, на которых мы можем сосредоточиться, могут существовать стратегические союзы между как преступными группами, так и между фирмами, может существовать глобально скоординированная сеть этих групп; или, наоборот, среди преступных групп может быть более свободный, более ситуативный набор связей. В свою очередь, любая из этих моделей может быть более или менее правильной в определенных сферах преступности. Государства могут играть различные роли в отношении преступной деятельности: жертва, обвинитель, пассивный свидетель или активный сообщник. Наконец, первоначальное совершение преступлений является просто более видимым компонентом инфраструктуры, которая (в какой бы степени координации) молчаливо ни прятала и вновь вводила огромные суммы в легальную экономику при активном участии многих ее ведущих институтов. Эти проблемы свидетельствуют о значительной ценности тройственной типологии преступлений, преступных группировок и роли государства в борьбе с преступностью и/или пособничеством ей.

Рассмотрим международное сотрудничество в сфере противодействия по борьбе с легализацией с отмыванием криминальных доходов. Первым выделяются международные объединения и организации, такие как: ФАТФ, Эгмонт. Кыргызская Республика на данной арене также занимает место участника.

Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики (далее - ГСФР) осуществляет свою деятельность в сфере международного сотрудничества в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики, указами Президента Кыргызской Республики и постановлениями Правительства Кыргызской Республики, Положением о Государственной службе финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 февраля 2012 года № 130, а также международными договорами Кыргызской Республики. [6]

В соответствии с распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 15 июля 2009 года № 382-р, ГСФР является членом Группы «Эгмонт». Группа «Эгмонт» - международное объединение подразделений финансовой разведки (ПФР) мира. Цель Группы «Эгмонт» - обеспечить площадку для эффективного взаимодействия и обмена информацией между ПФР во всем мире, в целях борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма.

ГСФР участвует в работе ФАТФ - Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF), в составе делегации ЕАГ, начиная с 2011 года. [5]

ФАТФ занимается выработкой международных стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также осуществляет оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ этим стандартам. Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций, которые являются международными стандартами по противодействию отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В соответствии с Соглашением об образовании Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств-участников Содружества Независимых Государств, подписанного 5 декабря 2012 года в городе Ашхабад и утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 1 апреля 2013 года № 162, ГСФР является членом Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств-участников Содружества Независимых Государств и участвует в его деятельности.

Двустороннее международное сотрудничество

ГСФР работает на двусторонней основе с подразделениями финансовых разведок иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, на основании соответствующих межведомственных международных договоров.

Сотрудничество с международными организациями

ГСФР тесно взаимодействует с такими международными организациями, как ОБСЕ, МВФ, УНП ООН, Всемирный банк, по правовым, организационным, финансовым, техническим и иным вопросам в сфере улучшения национальной системы Кыргызской Республики по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию террористических актов.

Международная система предупреждения транснациональной организованной преступности в сфере отмывания доходов включает:

  1. блокировку и запрет сделок с теми активами, которые принадлежат сетям преступных группировок и их сообщников, и находятся под юрисдикцией национальной полиции и Интерпола;
  2. повышение осведомленности и создание стимулов и альтернатив для частного сектора по сокращению содействия транснациональной организованной преступности;
  3. разработка механизма, который сделал бы несекретные данные о транснациональной организованной преступности в сфере отмывания доходов доступными для партнеров из частного сектора;
  4. повышение возможностей на национальном и международном уровнях для борьбы с участившейся преступностью в сфере незаконных трансферов и укрепление международного потенциала для использования в криминалистической и судебной практике обработки цифровых доказательств;
  5. выявление иностранных законов, учреждений, или классов сделок как имеющих первоочередные задачи по отмыванию денежных средств;
  6. выявление круга иностранных агентов, которые имеют коррумпированные отношения с транснациональной организованной преступности для замораживания и конфискации их активов.

Помимо приведенных мер выше, стоит задача по обеспечению безопасного взаимодействия аналитиков и агентов, работающих над сбором информации. Также, необходимо финансировать проведение оперативных мероприятия и мониторинг уже существующих транснациональных организаций преступности.

Еще одним важным пунктом можно выделить установление и налаживание взаимоотношений со службами разведки на международном уровне. Осуществить данный этап можно лишь с теми странами, что ведут грамотную внешнюю политику, имея связи с иными службами, а также другими странами. [3]

Поэтому для государства чрезвычайно важно содействовать более тесным отношениям правоохранительных органов и спецслужб с федеральными, государственными, местными, племенными и территориальными властями. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что при условии соблюдения своего внутреннего законодательства, возрастают возможности для изложения и рассмотрения мнений и опасения потерпевших на соответствующих стадиях уголовного судопроизводства в отношении лиц, совершивших преступления, так, чтобы это не наносило ущерба правам защиты в делах об отмывании теневых капиталов. [6]

 

Список литературы: 
1. Трунцевский Ю.В. Понятие транснационального преступления // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2014. – № 3. – С. 14.
2. Управление Организации Объединённых Наций по наркотикам и преступности.
https://www.unodc.org/documents/toc/factsheets/TOC12_fs_general_RU_Plain.pdf
3. Белоцерковский С.Д. Система правового регулирования борьбы с организованной преступностью и научные основы её оптимизации. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2011. – 451 с.
4. Житкова Е. Л. Способы легализации имущества, добытого заведомо незаконным путем // Гражданин и право. – 2006. – № 3. – 114 с.
5. Официальный сайт Государственной службы финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики https://www.fiu.gov.kg/
6. Трунцевский Ю.В. Понятие транснационального преступления // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2014. – № 3. – С. 14.