ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Секция: Политология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Понятие «коррупция» является достаточно сложной и многогранной категорией – она рассматривается как юридическое, социальное, экономическое и нравственное явление [3, c. 198]. Это подтверждается в официальных источниках — например, в материалах Восьмого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 г.) указывается, что термин «коррупция» не является чисто юридическим и носит, скорее, общий характер.
Для российского общества проблема коррупции приобрела особое значение, так как масштабы коррупции в России достигли значительного уровня. Так, говорят эксперты: ежегодная коррупция в России составляет около трети бюджета страны. Путем коррупционной деятельности криминальные круги незаконно присваивают себе часть легального ВВП страны, в том числе изымают до 30% бюджетных средств для собственных нужд.
Исходя из статистики, больше всего судимостей за коррупцию в российских правоохранительных органах (672 из 898) с января по сентябрь 2021 года было в отношении сотрудников полиции. Обвинительные приговоры вынесены по 7328 уголовным делам в отношении 8088 человек, в том числе 467 должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления (исполнительной власти – 171, исполнительной власти в регионах – 61, глав муниципальных образований и местных администраций – 130). Кроме того, депутатов субъектов федерации – 7, депутатов органов местного самоуправления – 43, сотрудников правоохранительных органов – 898 (в том числе органов внутренних дел – 672, судебных приставов – 47, таможенников – 30, следственных органов – 62, прокуроров – 16, судей – 9) [1].
Основные проблемы противодействия коррупции в системе государственном управлении России сосредоточены на следующих аспектах:
1) образование новых государственных институтов;
2) психические потери переходного периода в общественной жизни. Крах старой системы нравственных и иных духовных ценностей привел к тому, что значительная часть населения утратила нравственные ориентиры, духовные опоры и вместе с тем повсеместный цинизм, безнравственность и криминализацию общественного сознания;
3) кризисные экономические явления. Падение производства, сокращение объемов продукции, отсутствие обновления основных фондов во всех отраслях народного хозяйства способствуют тому, что все больше предприятий, юридических и физических лиц вынуждены обращаться за кредитами, займами и дотациями;
4) неудовлетворительное состояние борьбы с преступностью. В условиях криминализации общества, распространения особо тяжких преступлений борьба с коррупцией по значимости уступает место заказным убийствам, грабежам и тому подобное. В то же время правоохранительные и антикоррупционные органы нуждаются в современных эффективных методах выявления и фиксации коррупционных деяний, их эффективного предупреждения;
5) неполное формирование правового поля в Российской Федерации;
6) неудовлетворительное состояние борьбы с контрабандой на таможне. Федеральный бюджет недополучает миллионы рублей доходов. В то же время коррумпированные таможенники и правоохранительные органы незаконно обогащаются;
7) высокая латентность коррупционных преступлений. По подсчетам ученых, изучающих это явление, доля выявленных правоохранительными органами коррупционных преступлений не превышает одного процента от фактически совершенных. Для борьбы с коррупцией недостаточно изучить масштабы коррупции. Необходимо рассматривать не последствия этого явления, а его причины, среди которых в России, прежде всего, называются экономические и социальные проблемы, недостатки действующего законодательства, неудовлетворительная работа контролирующих органов и другое [4];
8) просчеты в кадровом обеспечении института управленческого звена в органах государственного управления. Практическая работа с персоналом, выполняющим задачи в условиях коррупционной опасности, требует учета не только наличия провоцирующих или благоприятных факторов для профессиональной деятельности на той или иной должности, но, прежде всего, психологических особенностей личности;
9) обращается внимание на то, что борьба с коррупцией в основном ведется среди государственных служащих низшего звена. Субъекты коррупционных действий высшей категории разоблачаются лишь изредка;
10) в современном обществе России среди граждан нашего государства не принято говорить о коррупции, большинство, даже если и знают о ее наличии, молчат по разным причинам. Если говорить о преодолении коррупции в различных сферах нашей жизни, то отметим, что начинать нужно каждому с себя, не молчать, а говорить. Ведь страх порождает процветание коррупции и ее распространение среди нашего государства [2]. Особое внимание следует уделить коррупции среди органов государственной власти, поскольку органы, которые должны поддерживать уровень государства на международной арене, работать на граждан и государство в целом, чаще всего либо порождают коррупцию, либо поддерживают, а не искореняют ее из органов государственной власти ради изменения жизни в нашей стране к лучшему.
Таким образом, следует сделать вывод, что на сегодняшний день в Российской Федерации существует ряд проблем в сфере борьбы с коррупцией в органах государственной власти, требующих незамедлительного решения.