ПРАВОВАЯ ПРОБЛЕМА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Секция: Юриспруденция
LVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ПРАВОВАЯ ПРОБЛЕМА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
THE LEGAL PROBLEM OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE
Victoria Bogdanova
Student, Higher school of Business, Management and Law, Russian State University of Tourism and Service, Russia, Moscow
Alexander Bocharov
Scientific head, Candidate of jurisprudence, docent, Russian State University of Tourism and Service, Russia, Moscow
Аннотация. В данной статье рассматривается правовая проблема искусственного интеллекта. В связи с этим актуальным является изучение понятия искусственного интеллекта, его появления в качестве самостоятельного научного направления, а также правовых рисков использования искусственного интеллекта и способов их преодоления.
Abstract. This article discusses the legal problem of artificial intelligence. In this regard, it is relevant to study the concept of artificial intelligence, its emergence as an independent scientific direction, as well as the legal risks of using artificial intelligence and ways to overcome them.
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровое право, искусственный интеллект, правовые риски, цифровая экономика.
Keywords: digital technologies, digital law, artificial intelligence, legal risks, digital economy.
Вопрос о возможности или невозможности искусственного интеллекта всегда интересовал людей. Но сравнительно недавно эта тема переросла из разряда теоретических споров в практически важную область знаний. Внимательное рассмотрение проблемы искусственного интеллекта выявляет его сложный характер, вовлеченность в его развитие многих областей знаний. Иначе и быть не может, когда речь идет о, пожалуй, самом сложном явлении в природе, лишь отчасти поддающемся объективному исследованию.
В условиях развития современного общества всё чаще в различных сферах жизни человека внедряются технологии, относящиеся к информационной отрасли научного прогресса. Эффективность и упрощение рабочего процесса, осуществляющегося в виде выполнения базовых однотипных задач, стоит на лидирующих позициях во всех сферах деятельности.
В подобных задачах уже сейчас искусственный интеллект может заменить не просто одного сотрудника, а порой целый штат сотрудников в компании.
Развитие искусственного интеллекта и информационные технологии в целом обратили внимание относительно недавно. Но уже сейчас можно заметить перспективу внедрения искусственного интеллекта в различных областях экономики [2, с. 148-150]. На сегодняшний день правовое регулирование использования искусственного интеллекта осуществляется на основе программных документов и экспериментальных режимов. В то же время стремительное совершенствование возможностей искусственного интеллекта при отсутствии должного правового регулирования цифровой сферы порождает новые правовые риски и угрозы. Депутат Поляков и А.Ю. Смолин отмечает, что увлечение техникой — это основной идеологический контекст современной действительности, но обаяние — вещь далеко не безопасная и безобидная. «У нас есть опасение, что идеология-технология направлена на незаметное изменение ключевого планетарного кода — «от слова к цифре» [6].
Первоначально, с расцветом урбанизации и кратковременным отсутствием развитых средств связи, гражданам приходилось «расплачиваться» за приватность менее тесными социальными связями и чувством одиночества. В то же время Маршалл Маклюэн отмечает, что повсеместное распространение телевидения, а вслед за ним и потокового видео перевернет историю, и человечество вновь окажется жителями «одной глобальной деревни», в которой с приватностью будет покончено. Таким образом, внимание законодателя следует акцентировать на следующих правовых рисках, возникающих при использовании искусственного интеллекта. Во-первых, искусственный интеллект может достигать непреднамеренных результатов, которые приводят к правонарушениям или преступлениям. Во-вторых, искусственный интеллект способен генерировать фальсифицированную информацию, которая конструирует альтернативную реальность и служит мощным пропагандистским оружием. В-третьих, в действующем законодательстве не проработан вопрос ошибок программирования и их последствий (некачественный код или неправильный алгоритм). Предотвратить юридический риск получения искусственным интеллектом доступа к неограниченному объему данных можно путем проведения периодической информационной проверки системы и удаления ненужных данных пользователей, в том числе персональных данных тех лиц, которые не соответствуют определенным критериям.
В Российской Федерации на развитие искусственного интеллекта и информационные технологии в целом обратили внимание относительно недавно. Но уже сейчас можно заметить перспективу внедрения ИИ в различных областях экономики. Первым серьезным шагом в развитии искусственного интеллекта на уровне государства является проект Национальной стратегии развития искусственного интеллекта, а также реализация мер, которые направлены на стимулирование роста инвестиций в высокотехнологичные проекты в области искусственного интеллекта [1]. Проект Национальной стратегии развития искусственного интеллекта был подготовлен Сбербанком по поручению Владимира Путина. Данный документ ставит определенные задачи, которые необходимо достичь к наступлению контрольного периода. Данная Стратегия была проанализирована А.В. Незнамовым, который охарактеризовал её как постепенную реализацию модели регулирования технологий искусственного интеллекта, где основную роль играют документы стратегического планирования, а нормы непосредственного действия имеют минимальный «вес». Ввиду того, что на данный момент в Российской Федерации практически полностью отсутствуют нормативные акты, специализированно регламентирующие технологии ИИ, была выбрана именно такая модель развития. Основные задачи модернизации в плане мероприятий можно разбить на две группы. Первая группа включает в себя большой список предложений, связанных с электронным документооборотом. А именно разработку национальных стандартов, которые будут определять требования оформления, хранения, учета и обмена цифровой документацией, а также создание условий, при которых будет возможно нормальное взаимодействие проектантов, эксплуатантов и производителей с надзорными органами в безбумажном (цифровом) виде.
В этой группе появляется ряд проблем, таких как определение способа верификации электронных документов и решения возникших экономических сложностей, связанных с отечественным программным обеспечением, которое на данный момент отстает по многим параметрам от программного обеспечения других стран. К примеру, большинство российских операционных систем являются дистрибутивами на базе Linux и не имеют своего собственного ядра. Отсюда возникают проблемы с разработкой и портированием программ из разных сред. Следовательно, придется закупать лицензионные копии программного обеспечения у стран, лидирующих в IT индустрии, а это заметно увеличит расходы.
Вторую группу составляют предложения, связанные с нормативным регулированием технологий, которые лежат в основе создания и применения передовых технологий, а именно киберфизических систем (таких как промышленный интернет вещей, большие данные, искусственный интеллект и т.д.). Данная группа нововведений уже может быть реализована, опираясь на настоящее развитие отечественных информационных технологий [5]. Также, данный закон предусматривает обязанность мэрии определять случаи и порядок передачи изображений собственниками городских фото и видео камер и осуществлять контроль за обработкой обезличенных персональных данных участниками эксперимента.
Страны, которые занимают лидирующие позиции в «гонке» за развитием искусственного интеллекта, стремятся к созданию единой объемной базы по регулированию подобных информационных технологий. Они уже имеют внушительное количество разработок как в технических [3, с. 147]. Основной «каркас» в регламентировании систем искусственного интеллекта также создан.
Поэтапный переход к осуществлению мероприятий по проведению налогового контроля с использованием искусственного интеллекта является частью дорожной карты по оптимизации контрольно-надзорной и фискальной функций государства.
Использование искусственного интеллекта в коммерческой деятельности увеличивается с каждым днем, за счет многократного повышения эффективности от подобного внедрения. Но в результате этого проблема ответственности за действия и бездействие искусственного интеллекта становится одной из самых распространенных вопросов регулирования информационных технологий [4].
Юридический риск формирования фальсифицированной информации должен быть предотвращен путем внедрения двухкомпонентной системы, включающей персональные неприкосновенные данные и персональные машиночитаемые данные. Итак, информация должна собираться системой мониторинга и тут же переводиться в закодированный машиночитаемый вид. Таким образом, только машина получает доступ к какой-либо информации путем считывания программного кода, при этом считываемая информация не проверяется в понятной для человека форме. Следовательно, операторы платформы будут существенно ограничены в возможности преднамеренной фальсификации данных. Юридический риск программирования с ошибкой в коде должен быть устранен совместными действиями юристов и айтишников. В целом в целях оптимального правового регулирования использования искусственного интеллекта разработчики, исследователи и лица, финансирующие исследования в области искусственного интеллекта, а также в смежных областях, должны исходить из презумпции опасности искусственного интеллекта, подразумевая, что созданная или создаваемая технология искусственного интеллекта опасна для человека, пока не доказано обратное.
На основании проделанной работы, на мой взгляд, для обеспечения конкурентоспособности в сфере искусственного интеллекта в общем плане.
Необходимо обратить внимание на государства-лидеров по развитию ИИ и робототехники, а также фрагментировано перенять и адаптировать зарубежный опыт на отечественные реалии.