Статья:

ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Конференция: LVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Варфоломеева М.В. ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(57). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/12(57).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Варфоломеева Марина Вячеславовна
студент, Российский государственный университет туризма и сервиса, РФ, г. Москва
Чирков Дмитрий Константинович
научный руководитель, канд. юрид. наук, профессор, Российский государственный университет туризма и сервиса, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Деятельность органов прокуратуры регулируется, в первую очередь, положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно статье 1 данного закона, мы можем раскрыть понятие прокуратура. Она представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, у которых на первом месте стоит задача надзора за соблюдением, а также исполнением законов на всей территории Российской Федерации. Следуя из статистики, можно выделить наиболее значимые и правдивые аспекты деятельности прокурорского надзора: прочность и высшая степень знаний, как самих прокуроров, так и их помощников; специфика и разносторонние обязанности работы прокуроров; умение организовать и обеспечить осуществление прокурорского надзора. В настоящее время прокурорский надзор – это специфическая деятельность, которая продолжает оставаться самостоятельным правовым явлением, отличительным от иных видов деятельности. Но, как и в любой другой работе, в прокурорском надзоре есть ряд организационно-правовых проблем, при возникновении которых снижается общая эффективность деятельности. В данной статье рассмотрим наиболее значимые и затруднительные положения, а также пути их решения.

 

Ключевые слова. Прокуратура, прокурорский надзор, закон, государство, надзорные полномочия.

 

Рассмотрев и проанализируя нормы Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», я выделила некоторые функции прокуратуры, которые вытекают из задач обеспечения законности и правопорядка в стране. Наиболее важной функцией является прокурорский надзор, но также существует ряд других: уголовное преследование, возбуждение дел об административных правонарушениях, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, или, например, осуществление международного сотрудничества.

Прокурорский надзор- деятельность органов прокуратуры, которая заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законности на территории РФ. Данная функция носит комплексный характер, так как происходит ликвидация правонарушений и их последствий, а также восстановление нарушенных прав и привлечения виновных к ответственности. Несомненно, данная деятельность играет огромную роль в нашем современном и правовом государстве, ее особенность заключается не только в выявлении, но и предупреждении, а также профилактике нарушений прав и свобод гражданина.

В сфере изучения теории и практики прокурорского надзора мы, к сожалению, можем выделить не только положительные моменты данной деятельности, но и отрицательные. Проблемы, безусловно, являются актуальными и интересными, рассмотрим некоторые негативные аспекты.

Первая проблема, с которой мы можем столкнуться, это достаточно низкие показатели законности деятельности органов дознания, также органов предварительного следствия на этапе проведения до следственных проверок. Их неоптимальный вариант реагирования на данную ситуацию, возникшую под воздействием каких-либо факторов, влечет за собой увеличение рабочей нагрузки органов прокуратуры, связанной с осуществлением надзорной деятельности.

Для решения данной проблемы, мы можем посоветовать увеличить срок проверки сообщений о преступлениях. Согласно ч. 3 ст. 144 УПК начальник органа дознания имеет право продлить срок, до 10 суток, а при необходимости документальных проверок или иных оперативно-розыскных мероприятий до 30 суток. Мы же предлагаем изменить сроки: вместо 10 сделать 20 суток, а, соответственно, вместо 30- 40 суток. Таким образом, мы даем возможность разгрузить органы дознания и эффективно улучшить результаты прокурорского надзора, при этом значительно снизив нагрузку.

Одним из следующим распространенным недостатком является высокий объем рабочей нагрузки как органов прокуратуры, так и их помощников, которые осуществляют разную направленность прокурорского надзора. Многие работники не могут выдержать такой нагрузки, из-за чего происходит постоянная смена кадрового состава.

В данной проблеме, можно и нужно увеличить количество вакансий помощников органов прокуратуры. Эти меры дадут возможность облегчить и снизить объем рабочей нагрузки, которые возложены на прокуроров и их помощников.

Рассматривая следующую проблему, хотелось бы обратить внимание на уровень профессиональной подготовки региональных прокуроров и их помощников. Статистика показывает, что уровень образования в данной сфере с каждым годом становится ниже, что в дальнейшем приводит к многочисленным вопросам и неточным результатам деятельности прокурорского надзора.

Если учитывать вышеизложенные факты, то можно прийти к единственному верному решению: проводить дополнительное профессиональное обучение среди помощников и самих прокуроров. Учебный процесс должен происходить ежегодно и у каждого сотрудника, по возможности, привлекать известных преподавателей в сфере прокурорского надзора, также к данным методикам необходимо привлекать наиболее квалифицированных органов прокуратуры (адвокатов и судей). Считаю, что средства для финансирования данной проблемы должны быть выделены из федерального бюджета.

В нашем современном законодательстве нет закрепленных надзорных полномочий прокуроров в отношении граждан. Целесообразно было внести соответствующие изменения, которые включили бы в круг надзорных субъектов также российских граждан.

Отсутствие надзорных полномочий прокуроров за соблюдением прав организаций в правовых актах тоже является проблемой. Безусловно, чтобы ее решить, нужно установить прокурорский надзор за организациями. Считаем, что нужно внести изменения в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которым будут регламентированы предмет и полномочия прокуроров в ходе прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод организаций.

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели наиболее важные и интересные вопросы прокурорского надзора. Конечно, это не окончательный список проблем, но даже их решение поможет улучшить и повысить эффективность деятельности органов прокуратуры, а также усовершенствовать результат прокурорского надзора.

 

Список литературы:
1. Маринкин Д. Н. Защита прав личности - приоритетная тактическая цель уголовного процесса Российской Федерации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8, № 5. Ч. 1. С. 109-112.
2. Результаты деятельности органов прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/ gprf/activity/statistics/office/result (дата обращения: 20.11.2021).
3. Шилов Е. С. Полномочия прокурора при надзоре за процессуальной деятельностью на стадии возбуждения уголовного дела // Трибуна ученого. 2021. № 3. С. 140-147.
4. Ильюхов А. А. Доследственная проверка и вопросы, возникающие в ходе ее проведения на стадии возбуждения уголовного дела в рамках дел, рассмотренных судом с участием суда присяжных заседателей [Электронный ресурс]. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/74145-dosledstvennaya-proverka-voprosy-voznikayushhie-khode-provedeniya-stadii (дата обращения: 20.11.2021).
5. Скугаревский Д. Досудебное следствие до возбуждения уголовного дела [Электронный ресурс] // Адвокатская газета. 03 июня 2018 г. URL: https://www.advgazeta.ru/mneniya/dosudebnoe-sledstvie-do-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela/ (дата обращения: 20.11.2021).