Статья:

Финансово-кредитный механизм развития малого и среднего предпринимательства

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Девадзе Р.Э. Финансово-кредитный механизм развития малого и среднего предпринимательства // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(45).pdf (дата обращения: 29.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Финансово-кредитный механизм развития малого и среднего предпринимательства

Девадзе Роман Элдариевич
студент (магистрант), кафедра правовых дисциплин, Высшая школа государственного аудита, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва

 

Одной из главных характеристик устойчивости любой современной рыночной системы является состояние субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МиСП). Процветание малого и среднего предпринимательства положительно сказывается на уровне занятости, уровне жизни в стране в целом, насыщенности рынка качественными товарами.

Одной из основных задач государства является развитие предпринимательской деятельности, так как развитие малого и среднего предпринимательства и возможность реализации частной предпринимательской инициативы являются необходимыми условиями успешного развития страны.

В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос, касающийся способов и методов финансирования этой категории бизнеса. Следует иметь в виду, что, не имея четкого представления о механизме финансирования малого и среднего предпринимательства, невозможно сформулировать стратегию как финансирования, так и функционирования МиСП в целом.

Структура финансового механизма развития МиСП является довольно сложной и включает в себя большое количество элементов, представляющих собой совокупность бюджетного, налогового, кредитного механизмов и механизма самофинансирования, при использовании которых с учетом влияния внутренних и внешних факторов обеспечивается развитие МиСП.

Финансово-кредитным механизмом предполагается финансовая поддержка субъектов малого и среднего бизнеса как со стороны органов государственной (муниципальной) власти, так и со стороны различных финансовых посредников.

Среди наиболее эффективных форм финансовой помощи малому и среднему бизнесу следует выделить:

·     финансовую поддержку начинающих предпринимателей в виде субсидий;

·     финансирование государственными и муниципальными фондами поддержки инвестиционных и инновационных проектов субъектов МиСП;

·     компенсацию части процентной ставки по кредитам, предоставленным коммерческими банками;

·     оказание помощи в получении займов и гарантий муниципальными гарантийно-залоговыми фондами;

·     финансово-имущественную поддержку субъектов МиСП через лизинговый механизм.

МиСП не нуждается в значительных вложениях для создания и развития, но на отдельных этапах своей деятельности предприятие не способно функционировать, не прибегая к заемным средствам. Отсутствие доступных источников финансирования, включая и кредит, нельзя считать основной причиной, препятствующей развитию российского предпринимательства. Однако, с помощью дополнительного финансирования, в том числе за счет заемных средств, можно сгладить негативное влияние многих факторов. Обеспечение потребности предприятий малого и среднего бизнеса в кредите - это предпосылка формирования современной модели малого бизнеса.

Но проблема кредитования малого и среднего бизнеса в России в течение долгих лет остается не решенной. Кредитованию препятствует тот факт, что сотрудничество отечественного МиСП и кредитных организаций затруднено.

Характерными чертами кредитования МиСП на сегодняшний день являются замедление темпов выдачи новых кредитов, сокращение размеров портфеля, увеличение доли просроченных обязательств. На динамику кредитования МиСП оказывают влияние высокие ставки, снижение потребительской активности и спроса на кредиты со стороны МиСП, а также возросшая вероятность дефолта в связи с ухудшением общей макроэкономической ситуации в стране. Повышение уровня дефолтности кредитов МиСП стало причиной сворачивания популярных у крупных банков в период бурного роста рынка так называемых «кредитных фабрик».

Среди основных причин отказа банков в кредитовании предпринимательства следует выделить следующие:

· осуществление деятельности МиСП менее 6 месяцев. Сроки различными кредитными организациями могут ставиться разные – от 3 месяцев (для торговых предприятий) до 3 лет. Поэтому довольно сложно взять ссуду на открытие предприятия, или стартап-проект;

· отсутствие ликвидного обеспечения. Существует прямая зависимость между видом залогового обеспечения и получением ссуды. Кредитные организации предпочитают в качестве залога новый автотранспорт, недвижимость, оборудование. Существуют беззалоговые программы предоставления кредитов бизнесу, но данные кредиты имеют ограничения по сумме кредита и предусматривают обязательное наличие поручителей;

· отсутствие поручителей. В большинстве программ кредитования вместе с предоставлением залога предусматривается поручительство. Но МиСП – это зона высокого риска не только для кредитных организаций. Именно поэтому тяжело найти поручителя, не каждый готов дать согласие и подвергнуть тем самым свое собственное предприятие даже минимальному риску;

· невысокая эффективность предпринимательства и низкий доход. Из-за низких доходов предприниматели не могут получить кредит в коммерческом банке, что зачастую связано с отсутствием официальных подтвержденных доходов или низкой рентабельностью.

· недостаток информации, которая необходима банкам и микрофинансовым организациям для оценки кредитного риска МиСП. Банкам сложно проводить адекватную оценку кредитных рисков заемщиков из числа МиСП по причине отсутствия прозрачной отчетности и низкого уровня централизованного отслеживания кредитных историй организаций-заемщиков или обмена информации между финансовыми институтами по кредитным историям. Поэтому банки вынуждены полагаться на собственный кредитный анализ и кредитную историю заемщика в банке;

· нежелание предпринимателя открыть реальное финансовое состояние. Не все субъекты МиСП готовы «выйти из тени», показав реальные доходы. Связано это с тем, что тогда будет увеличено налоговое бремя на предприятие, и ему придется уступить конкурентам в части рентабельности. А невысокая эффективность предпринимательства, которая показана в финансовых и бухгалтерских документах, служит отказом в кредитовании заемщиков;

· невысокая финансовая грамотность клиента. Большинство предприятий не имеют возможности предоставить все необходимые документы в связи с недостаточной финансовой грамотностью, а также некачественным ведением отчетности. Некоторые не могут составить грамотный бизнес-план, не представляя, как грамотно воспользоваться полученными денежными средствами.

Также в настоящее время в России сформировались сложные условия для ведения бизнеса: кредитные организации уменьшили объемы кредитования, что в результате повлияло на возможности развития МиСП.

В целом можно говорить о том, что развитие малого и среднего бизнеса тесно связано с кредитной деятельностью коммерческих банков, так как данные предприятия нуждаются во внешних заимствованиях на всех этапах хозяйственной деятельности. В настоящее время проблема доступа малых и средних предприятий к заемным ресурсам стоит особенно остро, так как есть ряд факторов, которые существенно ограничивают кредитование данных форм бизнеса.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что кредитование малого и среднего бизнеса, являясь проблемным вопросом на данном этапе развития экономики, требует комплексного подхода к созданию условий для взаимодействия предпринимателей и кредитных организаций как со стороны государства, так и со стороны самих участников рынка.

Так как уменьшение рентабельности вследствие падения платежеспособного спроса делает почти невозможным предоставление кредитов на приемлемых условиях, потребовались альтернативные источники финансирования малого и среднего бизнеса. В связи с этим традиционная роль государства в таких условиях была дополнена комплексными и оперативными мерами.

На сегодняшний день финансово-кредитная поддержка субъектов МиСП также осуществляется в виде:

·     государственных гарантий по обязательствам субъектов МиСП;

·     субсидий субъектам МиСП в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров (работ, услуг);

·     бюджетных инвестиций.

Государственная гарантия призвана обеспечивать надлежащее исполнение принципалом (субъектом МиСП) его обязательств (возникших или будущих) перед бенефициаром. Средства, полученные гарантом в счет возмещения гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, как возврат бюджетных кредитов (ст. 115.2 БК РФ).

В субъектах РФ созданы и функционируют региональные фонды содействия кредитования малого бизнеса в форме государственного бюджетного учреждения для улучшения доступа к заемным финансовым ресурсам путем предоставления субъектам МиСП гарантий и поручительств. В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 80 региональных гарантийных фондов.

Гарантийные фонды созданы органами исполнительной власти субъекта РФ, финансируются из бюджетов субъекта РФ и федерального бюджета и действуют (предоставляют поручительства) только на территории того субъекта РФ, где они созданы. В соответствии с положениями действующего российского законодательства, гарантийные фонды входят в перечень организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Партнерами каждого такого фонда в деле содействия кредитованию малого бизнеса выступают банки, расположенные в регионе и филиалы столичных банков.

Поручительство или банковская гарантия Фонда кредитования малого бизнеса выдается субъектам МиСП, зарегистрированным в региональном Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства и на дату обращения осуществляющим деятельность не менее 6 месяцев. Кроме того, условиями получения поручительства или банковской гарантии является отсутствие на последнюю отчетную дату просроченной задолженности по уплате налогов и сборов в бюджетную систему, а также предоставление обеспечения кредита в размере не менее 30% от суммы обязательств в части возврата, фактически полученной суммы кредита и уплаты процентов на нее.

Банк предоставляет в Фонд пакет документов на поручительство по кредитам, в том числе заявку на предоставление поручительства Фонда по кредитному договору (по форме Фонда), выписку из решения Банка о предоставлении кредита, копия заключения (мотивированного суждения) о финансовом состоянии Заемщика и другие документы.

Банк предоставляет в Фонд пакет документов, в том числе заявку на предоставление поручительства по договору о предоставлении банковской гарантии (по форме Фонда), выписку из решения Банка о предоставлении гарантии, копию заключения (мотивированного суждения) о финансовом состоянии Заемщика и другие документы.

Субсидии предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам, производящим товары, работы, услуги, на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и финансового возмещения затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии могут выделяться из федерального, регионального и местных бюджетов, порядок оказания поддержки определяется соответствующими федеральными органами, органами субъектов РФ или местными муниципальными органами власти.

Что касается субсидий субъектам МиСП в виде бюджетных инвестиций, то они предоставляются в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными соглашениями о государственно-частном партнерстве либо концессионными соглашениями, заключенными в установленном порядке (ст. 78 БК РФ).

Мировая практика подтверждает важную роль финансово-кредитного механизма поддержки в системе государственной поддержки МиСП, в частности, обеспечение доступа к долгосрочным финансовым ресурсам на капитальные вложения и доступности финансирования. В 2014 году, исходя из этой практики, было создано государственное АО «Агентство кредитных гарантий», ориентированное на совершенствование финансово-кредитного механизма поддержки МиСП.

Агентством к настоящему моменту уже выполнен ряд мероприятий:

·     разработана Стратегия развития национальной гарантийной системы поддержки субъектов МиСП на период до 2020 г.;

·     организована одноканальная системы продвижения гарантийных продуктов через банки-партнеры;

·     разработана и утверждена Программа стимулирования кредитования субъектов МиСП.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» от 5 июня 2015 г. № 287 на базе АО «Агентство кредитных компаний» создано АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (АО «Корпорация «МСП»). В числе шести основных направлений деятельности Корпорации МСП первое место занимает финансово-кредитная поддержка субъектов МиСП. Советом директоров АО «Корпорация «МСП» 29 декабря 2015 г. была утверждена Программа деятельности на 2016–2018 гг., которая является инструментом реализации Стратегии реализации малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года, представленной Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации.

Программой предусмотрено увеличение объемов финансовой поддержки субъектов МиСП и обеспечение ее большей доступности за счет уменьшения размера комиссии Корпорации при выдаче гарантий и поручительств, снижение кредитных рисков для финансовых организаций.

Финансовую поддержку субъектов МиСП Корпорация осуществляет по следующим направлениям:

·     оказание гарантийной поддержки субъектам МиСП в форме выдачи поручительств и независимых гарантий;

·     организация финансирования кредитных организаций, оказывающих субъектам МиСП финансовую поддержку;

·     организация иных форм финансовой поддержки субъектов МиСП, включая развитие лизинговых операций.

В 2016 г. в Корпорации была внедрена трехуровневая целевая модель оказания гарантийной поддержки субъектов МиСП, сфокусированная на реализации целевых программ в регионах, на предоставлении гарантий для средних и крупных проектов и на предоставлении поручительств в рамках льготного кредитования. АО «МСП Банк» и региональные гарантийные организации ориентированы на предоставление гарантий и поручительств в массовом сегменте субъектов МиСП. Внедрение единых требований по оказанию гарантированной поддержки в Корпорации и «МСП-Банк» предусматривает создание многоканальной системы продвижения гарантийных продуктов, включающей сеть банков-партнеров

В 2017 году планируется:

· реструктурировать партнерскую сеть региональных гарантийных организаций;

· завершить внедрение многоканальной системы продвижения гарантийных продуктов с банками-партнерами;

· продолжить совместно с уполномоченными банками реализацию программы льготного кредитования;

· актуализировать условия действующих гарантийных продуктов с учетом изменений макроэкономической ситуации и приоритетов государственной политики.

На 2018 год намечено:

· увеличить объемы предоставления гарантийной поддержки через многоканальную систему продвижения гарантийных продуктов;

· автоматизировать бизнес-процессы в рамках кредитно-гарантийной поддержки маршрутизации поступления заявок, их отслеживания и т.д.

Также целесообразно ввести систему страхования вкладов, действующую в отношении вкладчиков – физических лиц и индивидуальных предпринимателей, установив минимальную планку в 1,4 млн. руб. – такую же, как и для вкладчиков – физических лиц. Это очень важно в нынешней ситуации, когда отзыв банковской лицензии означает катастрофу для малых предприятий, имеющих на счетах в таких банках денежные средства. Ситуация становится еще более драматичной, когда малое предприятие, кроме счета и вклада, имело еще и кредит у этого банка-банкрота. В этом случае вклад «сгорает», а задолженность остается.

Такая страховая гарантия положительно скажется на предпринимательской уверенности малых предприятий.

Итак, в условиях сложившейся экономической ситуации государственная поддержка сектора МиСП в России является чрезвычайно актуальной. Государственные гарантии при кредитовании субъектов МиСП должны стать действенным инструментом финансовой помощи малому бизнесу. Для минимизации кредитных рисков и активизации деятельности региональных гарантийных организаций (фондов) необходима разработка и внедрение программы государственного страхования рисков кредитования МиСП. Организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, услуг государственными заказчиками у субъектов МиСП, которые на федеральном уровне координирует «Корпорация МСП», должна обеспечить возможности для стабилизации и развития сектора МиСП в России.

 

Список литературы:
1. Ачеева А.Т. Кредитный механизм в системе государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. № 8. С. 234–240. 
2. Бажанова А.С., Михайлова О.И. Анализ субсидирования малого и среднего бизнеса в России. Новая наука: от идеи к результату. 2016. №3. 1(72). С. 90–93. 
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016). Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823. 
4. Гордашникова О.Ю., Рызванов М.Ш. Особенности и проблемы банковского кредитования малого и среднего бизнеса на современном этапе // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 2 (10). С. 16–21. 
5. Завалько Н.А. Финансовое состояние малого и среднего бизнеса // Вестник международного института экономики и права. 2016. № 2 (23). С. 42–46. 
6. Указ Президента РФ «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» от 5 июня 2015 г. № 287. Собрание законодательства РФ. 2015. № 23. Ст. 3306.
7. Чернышева М.В. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России. Juvenis scientia. 2016. № 2. С. 158–160.