Статья:

НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Конференция: LIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Юрченко Е.Н. НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(59). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/2(59).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Юрченко Екатерина Николаевна
студент, Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Шумяцкий Роман Иванович
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск

 

Важнейшим элементом экономической безопасности является финансовая безопасность региона, поскольку финансовая система является одним из ключевых звеньев его экономики и непосредственно обуславливает её состояние.

Финансовая безопасность региона – состояние его экономики, обеспечивающее стабильное развитие и функционирование финансовой системы региона, защиту национальных интересов в финансовой сфере [3; 7].

Элементы финансовой безопасности страны включают в себя следующие виды безопасности:

1) бюджетная;

2) налоговая;

3) долговая;

4) финансовая безопасность банковской системы;

5) валютная;

6) денежно-кредитная и др.

В свою очередь наряду с бюджетной, валютной безопасностями, безопасностью денежно-кредитной системы, важнейшей составляющей национальной финансовой безопасности выступает налоговая безопасность. В данной работе подробно рассмотрен такой аспект финансовой безопасности как налоговая безопасность.

Налоговая безопасность – состояние налоговой системы, при котором обеспечивается непрерывное и достаточное финансирование государства и муниципальных образований посредством взимания налогов и сборов даже при наличии имеющихся в отношении нее угроз и негативных воздействий со стороны нарушителей налогового законодательства [4]. Также под налоговой безопасностью подразумевается состояние системы налогообложения, обеспечивающее гарантированное пополнение государственного бюджета с целью социально-экономического развития страны.

Основным критерием системы налоговой безопасности являются стабильность и максимум налоговых поступлений в бюджет государства.

Основываясь на данных научных исследований предлагается с учетом понятия угроз и показателей оценки состояния налоговых отношений систематизировать и рассмотреть следующий перечень угроз налоговой безопасности России:

  1. расширение теневой и криминальной экономики, как результат – утечка капиталов за рубеж, наносящая ущерб экономике региона и порождающая высокий уровень налоговой преступности;
  2. низкий уровень собираемости налогов регионального бюджета;
  3. высокий уровень налоговых преступлений и налоговых правонарушений;
  4. недостаточная результативность контроля за расходованием бюджетных средств, поступлением налоговых платежей и сборов в региональный бюджет.

Представленный перечень угроз не может рассматриваться как исчерпывающий, однако, отражает основные из них.

В соответствии с Положениями Указа Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» одной из важных задач по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, является оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития экономики страны и модернизации ее производственно-технологической базы [1].

Для того, чтобы определить роль налогов в общей структуре доходов консолидированного бюджета Новосибирской области, обратимся к таблице 1.

Таблица 1.

Структура доходов консолидированного бюджета Новосибирской области за 2019-2021 гг., млн. руб. [5; 6; 8]

Показатель

2019

2020

2021

Удельный вес в общей структуре доходов консолидированного бюджета, млн. руб.

2019

2020

2021

Доходы консолидированного бюджета, всего, из них:

196 645,30

232 151,90

280 434,20

100,00%

100,00%

100,00%

- Налог на прибыль организаций

41 121,40

38 604,90

58 058,20

20,91%

16,63%

20,70%

- НДФЛ

59 784,30

64 154,60

72 671,60

30,40%

27,63%

25,91%

- Налоги на имущество

18904,1

18017,9

19239,0

9,61%

7,76%

6,86%

- Неналоговые доходы

111 277,80

179 534,30

204 488,50

56,59%

77,33%

72,92%

 

Таким образом, на основе данных таблицы 1 мы видим, что в 2019 году почти половину доходов консолидированного бюджета Новосибирской области занимают налоговые доходы, однако в 2020 году их доля в общей структуре доходов региона снижается почти на 20%, а к 2021 году остаётся примерно на том же уровне. Следовательно, можно сделать вывод о том, что налоги в общей структуре доходов консолидированного бюджета Новосибирской области хоть и не играют ведущей роли, однако занимают внушительную его долю. В связи с этим возникает вопрос о необходимости использования системы показателей в целях полного отражения уровня обеспечения налоговой безопасности.

Ключевыми показателями в оценке налоговой безопасности являются: показатели налогового потенциала (коэффициент обеспеченности бюджетным потенциалом (КБП), индекс налогового потенциала региона (ИНП)), коэффициент обеспеченности неналоговым потенциалом (КННП), а также уровень налоговой нагрузки [2; 5]. Расчёт данных показателей представлен в таблице 2.

Таблица 2.

Динамика показателей налоговой безопасности Новосибирской области за 2019-2021 гг. [5; 6; 8]

Показатель

2019

2020

2021

Откло-нение, 2020 -2019

Отклонение,

2021 -2020

Отклонение 2020 от порогового значения

Налоговые доходы бюджета, млн. руб.

119 809,80

120 777,40

149 968,80

967,60

29 191,40

 -

Неналого-вые доходы бюджета, млн. руб.

111 277,80

179 534,30

204 488,50

68 256,50

24 954,20

 -

Сумма консолиди-рованных расходов, млн. руб.

114 525,30

145 049,50

145 049,50

30 524,20

0,00

 -

Численность населения в регионе, тыс. чел

2 798

2 786

2 780

-12,00

-6,00

 -

КБП, %

2,02

2,07

2,44

0,05

0,37

1,07

ИНП, %

0,428

0,434

0,539

0,005

0,11

-0,566

КННП, %

0,97

1,24

1,41

0,27

0,17

0,24

Налоговая нагрузка, %

60,93

52,03

53,48

 -

 -

 

Исходя из данных, представленных в таблице 2, можно сказать, что на протяжении последних трёх лет наблюдается рост налоговых поступлений в бюджет Новосибирской области. Так, за весь рассматриваемый период налоговые доходы бюджета Новосибирской области выросли на 30 159 млн. руб., что является благоприятным фактором состояния налоговой безопасности, особенно в условиях сокращения численности населения, и, как следствие, уменьшения общего числа налогоплательщиков. Это может быть связано с ростом уровня налоговой культуры жителей Новосибирской области.

В свою очередь, также наблюдается рост КБП на 0,42 п.п за весь рассматриваемый период, что говорит о бюджетно-финансовой независимости Новосибирской области. Аналогичная ситуация складывается с показателем ИНП: в период 2019-2021 гг. наблюдается рост индекса на 0,111 п.п, что говорит о росте суммы налоговых поступлений, приходящихся на душу населения. Также за 3 года возрастает КННП на 0,44 п.п., что свидетельствует о росте эффективности осуществления задач по получению региональных неналоговых поступлений. Наряду с этим также на 7,48 п.п. уменьшается уровень налоговой нагрузки в регионе, что говорит уменьшении операций по уклонению от уплаты налогов сборов и взносов налогоплательщиками.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоговая безопасность в Новосибирской области характеризуется благоприятностью. Однако, в целях недопущения снижения налоговой культуры, роста налоговой преступности и роста налоговой нагрузки как совокупности факторов, оказывающих непосредственное влияние на состояние налоговой безопасности, необходимы разработка и внедрение мероприятий по профилактике угроз налоговой безопасности. В качестве основных мероприятий, направленных на повышение уровня налоговой безопасности и нейтрализацию её угроз, предлагаются следующие:

  1. выявление критических ситуаций, при которых прогнозируемые и реальные показатели налоговой деятельности достигают или выходят за пределы пороговых значений;
  2. повышение уровня налоговой культуры;
  3. соблюдение правового характера налоговых отношений;
  4. создание более полной и прозрачной системы налогового управления, предусматривает автоматизацию сбора финансово-хозяйственной информации, необходимой для эффективного прогнозирования, планирования и оптимального управления;
  5. разработка автоматизированной информационной системы налоговой безопасности, которая обеспечивает непрерывное отслеживание критических индикаторов выполнения налоговых планов.

Таким образом, основными условиями, определяющими уровень налоговой безопасности региона, и влияют на ее обеспечение, являются: соответствие системы налогообложения направлениям государственной налоговой политики и современным условиям экономического развития, высокий уровень налоговой культуры; правовой характер налоговых отношений; согласованность всех элементов функционирования налоговой системы страны.

 

Список литературы:
1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2902
2. Анисимов А.Л., Ширпужев С.В. Формирование налогового инструментария обеспечения экономической безопасности региона // Управленец. 2017. № 3(67). С. 25-30. 
3. Гайсарова А.А., Ветрова Н.М. Особенности системы управления экологической безопасностью региона // Экономика строительства и природопользования. 2019. № 3(72). С. 35-44.
4. Лазарева Н.П., Зуева К.А. Налоговая безопасность: понятие, сущность, цели и функции // Наука и современность. 2016. №47.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2020. 1242 с. 
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2021. 1112 с.
7. Экономическая безопасность: учебник для вузов / Л. П. Гончаренко [и др.]; под общей редакцией Л. П. Гончаренко. – 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2021. 340 с.
8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokazateli_2022.rar (дата обращения: 25.01.2023).