НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Секция: Экономика
LIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Важнейшим элементом экономической безопасности является финансовая безопасность региона, поскольку финансовая система является одним из ключевых звеньев его экономики и непосредственно обуславливает её состояние.
Финансовая безопасность региона – состояние его экономики, обеспечивающее стабильное развитие и функционирование финансовой системы региона, защиту национальных интересов в финансовой сфере [3; 7].
Элементы финансовой безопасности страны включают в себя следующие виды безопасности:
1) бюджетная;
2) налоговая;
3) долговая;
4) финансовая безопасность банковской системы;
5) валютная;
6) денежно-кредитная и др.
В свою очередь наряду с бюджетной, валютной безопасностями, безопасностью денежно-кредитной системы, важнейшей составляющей национальной финансовой безопасности выступает налоговая безопасность. В данной работе подробно рассмотрен такой аспект финансовой безопасности как налоговая безопасность.
Налоговая безопасность – состояние налоговой системы, при котором обеспечивается непрерывное и достаточное финансирование государства и муниципальных образований посредством взимания налогов и сборов даже при наличии имеющихся в отношении нее угроз и негативных воздействий со стороны нарушителей налогового законодательства [4]. Также под налоговой безопасностью подразумевается состояние системы налогообложения, обеспечивающее гарантированное пополнение государственного бюджета с целью социально-экономического развития страны.
Основным критерием системы налоговой безопасности являются стабильность и максимум налоговых поступлений в бюджет государства.
Основываясь на данных научных исследований предлагается с учетом понятия угроз и показателей оценки состояния налоговых отношений систематизировать и рассмотреть следующий перечень угроз налоговой безопасности России:
- расширение теневой и криминальной экономики, как результат – утечка капиталов за рубеж, наносящая ущерб экономике региона и порождающая высокий уровень налоговой преступности;
- низкий уровень собираемости налогов регионального бюджета;
- высокий уровень налоговых преступлений и налоговых правонарушений;
- недостаточная результативность контроля за расходованием бюджетных средств, поступлением налоговых платежей и сборов в региональный бюджет.
Представленный перечень угроз не может рассматриваться как исчерпывающий, однако, отражает основные из них.
В соответствии с Положениями Указа Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» одной из важных задач по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, является оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития экономики страны и модернизации ее производственно-технологической базы [1].
Для того, чтобы определить роль налогов в общей структуре доходов консолидированного бюджета Новосибирской области, обратимся к таблице 1.
Таблица 1.
Структура доходов консолидированного бюджета Новосибирской области за 2019-2021 гг., млн. руб. [5; 6; 8]
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
Удельный вес в общей структуре доходов консолидированного бюджета, млн. руб. |
||
2019 |
2020 |
2021 |
||||
Доходы консолидированного бюджета, всего, из них: |
196 645,30 |
232 151,90 |
280 434,20 |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
- Налог на прибыль организаций |
41 121,40 |
38 604,90 |
58 058,20 |
20,91% |
16,63% |
20,70% |
- НДФЛ |
59 784,30 |
64 154,60 |
72 671,60 |
30,40% |
27,63% |
25,91% |
- Налоги на имущество |
18904,1 |
18017,9 |
19239,0 |
9,61% |
7,76% |
6,86% |
- Неналоговые доходы |
111 277,80 |
179 534,30 |
204 488,50 |
56,59% |
77,33% |
72,92% |
Таким образом, на основе данных таблицы 1 мы видим, что в 2019 году почти половину доходов консолидированного бюджета Новосибирской области занимают налоговые доходы, однако в 2020 году их доля в общей структуре доходов региона снижается почти на 20%, а к 2021 году остаётся примерно на том же уровне. Следовательно, можно сделать вывод о том, что налоги в общей структуре доходов консолидированного бюджета Новосибирской области хоть и не играют ведущей роли, однако занимают внушительную его долю. В связи с этим возникает вопрос о необходимости использования системы показателей в целях полного отражения уровня обеспечения налоговой безопасности.
Ключевыми показателями в оценке налоговой безопасности являются: показатели налогового потенциала (коэффициент обеспеченности бюджетным потенциалом (КБП), индекс налогового потенциала региона (ИНП)), коэффициент обеспеченности неналоговым потенциалом (КННП), а также уровень налоговой нагрузки [2; 5]. Расчёт данных показателей представлен в таблице 2.
Таблица 2.
Динамика показателей налоговой безопасности Новосибирской области за 2019-2021 гг. [5; 6; 8]
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
Откло-нение, 2020 -2019 |
Отклонение, 2021 -2020 |
Отклонение 2020 от порогового значения |
Налоговые доходы бюджета, млн. руб. |
119 809,80 |
120 777,40 |
149 968,80 |
967,60 |
29 191,40 |
- |
Неналого-вые доходы бюджета, млн. руб. |
111 277,80 |
179 534,30 |
204 488,50 |
68 256,50 |
24 954,20 |
- |
Сумма консолиди-рованных расходов, млн. руб. |
114 525,30 |
145 049,50 |
145 049,50 |
30 524,20 |
0,00 |
- |
Численность населения в регионе, тыс. чел |
2 798 |
2 786 |
2 780 |
-12,00 |
-6,00 |
- |
КБП, % |
2,02 |
2,07 |
2,44 |
0,05 |
0,37 |
1,07 |
ИНП, % |
0,428 |
0,434 |
0,539 |
0,005 |
0,11 |
-0,566 |
КННП, % |
0,97 |
1,24 |
1,41 |
0,27 |
0,17 |
0,24 |
Налоговая нагрузка, % |
60,93 |
52,03 |
53,48 |
- |
- |
- |
Исходя из данных, представленных в таблице 2, можно сказать, что на протяжении последних трёх лет наблюдается рост налоговых поступлений в бюджет Новосибирской области. Так, за весь рассматриваемый период налоговые доходы бюджета Новосибирской области выросли на 30 159 млн. руб., что является благоприятным фактором состояния налоговой безопасности, особенно в условиях сокращения численности населения, и, как следствие, уменьшения общего числа налогоплательщиков. Это может быть связано с ростом уровня налоговой культуры жителей Новосибирской области.
В свою очередь, также наблюдается рост КБП на 0,42 п.п за весь рассматриваемый период, что говорит о бюджетно-финансовой независимости Новосибирской области. Аналогичная ситуация складывается с показателем ИНП: в период 2019-2021 гг. наблюдается рост индекса на 0,111 п.п, что говорит о росте суммы налоговых поступлений, приходящихся на душу населения. Также за 3 года возрастает КННП на 0,44 п.п., что свидетельствует о росте эффективности осуществления задач по получению региональных неналоговых поступлений. Наряду с этим также на 7,48 п.п. уменьшается уровень налоговой нагрузки в регионе, что говорит уменьшении операций по уклонению от уплаты налогов сборов и взносов налогоплательщиками.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоговая безопасность в Новосибирской области характеризуется благоприятностью. Однако, в целях недопущения снижения налоговой культуры, роста налоговой преступности и роста налоговой нагрузки как совокупности факторов, оказывающих непосредственное влияние на состояние налоговой безопасности, необходимы разработка и внедрение мероприятий по профилактике угроз налоговой безопасности. В качестве основных мероприятий, направленных на повышение уровня налоговой безопасности и нейтрализацию её угроз, предлагаются следующие:
- выявление критических ситуаций, при которых прогнозируемые и реальные показатели налоговой деятельности достигают или выходят за пределы пороговых значений;
- повышение уровня налоговой культуры;
- соблюдение правового характера налоговых отношений;
- создание более полной и прозрачной системы налогового управления, предусматривает автоматизацию сбора финансово-хозяйственной информации, необходимой для эффективного прогнозирования, планирования и оптимального управления;
- разработка автоматизированной информационной системы налоговой безопасности, которая обеспечивает непрерывное отслеживание критических индикаторов выполнения налоговых планов.
Таким образом, основными условиями, определяющими уровень налоговой безопасности региона, и влияют на ее обеспечение, являются: соответствие системы налогообложения направлениям государственной налоговой политики и современным условиям экономического развития, высокий уровень налоговой культуры; правовой характер налоговых отношений; согласованность всех элементов функционирования налоговой системы страны.