Статья:

ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ИНДУСТРИЯ И ШАРИАТСКИЙ ВЗГЛЯД НА НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ

Конференция: LIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Сатторов А.А. ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ИНДУСТРИЯ И ШАРИАТСКИЙ ВЗГЛЯД НА НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(59). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/2(59).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ИНДУСТРИЯ И ШАРИАТСКИЙ ВЗГЛЯД НА НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ

Сатторов Аслиддин Абдулазизович
магистрант, Российский исламский институт, РФ, г. Казань
Салихов Ренат Талгатович
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент кафедры исторических наук, Российский исламский институт, РФ, г. Казань

 

Аннотация. В статье рассматривается исламская экономическая модель в XXI в., которая получила колоссальное развитие в виде исламских бизнес-структур (банки, страховые организации, инвестиционные фонды), а также использование некоторых, наиболее распространённых, новейших финансовых инструментов в контексте условий, установленных Шариатом.

 

Ключевые слова: исламская экономика, исламские бизнес-структуры, криптовалюта, блокчейн, брокерская деятельность, исламский Форекс, акционерные общества, правовые нормы.

 

Экономическая деятельность и обусловливающие её факторы остаются одной из менее прогнозируемых сфер жизнедеятельности общества, а выводимые теории и законы периодически уточняются и корректируются, актуализируя собой быстроменяющуюся социальную реальность. Потому тема поиска таковых устойчивых факторов, определяющих характер, динамику, структуру экономической деятельности остается актуальной и в наши дни. В качестве такового фактора выступает и религиозная обусловленность нашей жизни, которую М. Вебер назвал доминантой хозяйственной этики. Размышляя о доминирующем виде хозяйствования в мусульманском обществе, можно обнаружить, что Коран особое внимание уделяет именно торговле.

Наш век характеризуется непрерывным развитием международных связей в различных сферах жизни общества.

Более разнообразными стали трудовые, семейные, экономические, социальные и др. отношения, являющиеся необходимым залогом успешного развития международных контактов. Составным элементом международных экономических отношений, неотъемлемым элементом правовой культуры и важным показателем развития страны становится международная торговля.

Проблема соотношения норм международного торгового права и национального торгового права арабских государств – наиболее значимая часть общего процесса интеграции экономики развивающихся стран в мировую экономику.

Исламская экономика, или исламская экономическая модель в XXI веке перестала быть явлением, характерным преимущественно для мусульманских стран. Исламские банки, страховые (такафул) компании, специализированные фонды, исламские облигации (сукук) стали неотъемлемой частью финансового рынка целого ряда западных государств. В Великобритании на текущий момент функционирует 6 исламских банков и 1 исламская страховая компания. Кроме того, 26 британских банков имеют специализированные подразделения – «окна», предоставляющие исламские финансовые услуги. Развитие исламского банковского дела в Великобритании лишь подтверждает давно признанный западными финансистами факт, что Лондон является не только крупным мировым финансовым центром, но и одним из центров исламских финансов, составляющим конкуренцию Бахрейну, Куала-Лумпуру и Дубаю. В США также работают 2 исламских банка [8].

В ближайшее время прогнозируется открытие исламских банков в Италии, Франции, Швеции и других западных государствах. Помимо этого, в настоящее время большинство крупных западных банков (ABN Amro, Societe Сenerа1е, Goldman Sachs, ANG, Nomura Securities, J.P. Morgan Chase, Citibank и др.) имеют отделы, предоставляющие клиентам исламские финансовые услуги. Похожая тенденция набирает обороты и в сфере страховых услуг. В рамках структуры такого крупного банка как HBSC создано подразделение, специализирующееся на страховании в соответствии с шариатом. Всего же в мире на сегодняшний день существует более 300 работающих на беспроцентной основе исламских финансовых учреждений более чем в 50 странах. По различным оценкам, объем этого сегмента в мире составляет более 2,5 трлн долларов с прогнозом роста до 3,8 трлн к 2023 г., или 1% от общих активов мирового финансового сектора [3].

При этом если в мусульманских странах институты исламской экономики создаются при активной поддержке и иногда по инициативе правительства, то в немусульманских странах появление исламских финансовых и иных институтов является ответом на потребность значительного числа проживающих в стране мусульман в соответствующих шариату финансовых и иных услугах.

В России, по разным данным, проживает от 15 до 25 миллионов мусульман (около 10 и 18 % населения соответственно). Это открывает широкие перспективы для развития деятельности исламских банков и других исламских финансовых институтов в России. Важно также учитывать и тот факт, что в целом ряде стран большой интерес к услугам исламских финансовых структур проявляют не мусульмане.

Итак, в последние десятилетия получили колоссальное развитие исламские бизнес-структуры (банки, страховые организации, инвестиционные фонды), правовая база организации и работы которых органично сочетает в себе европейский и исламский подходы.

Некоторые разногласия между ними (в частности, относительно процентов, рискованных договоров или ограничений на оборот отдельных видов имущества) преодолеваются юридическими методами, в том числе путем отсылки к диспозитивным нормам права и заключения специальных соглашений, запрещающих любое действие, нарушающее положения шариата [5]. Рассмотрим новейшие финансовые инструменты в контексте условий, установленных Шариатом.

Криптовалюта. В мусульманской среде нет единого представления о том, являются ли цифровые валюты – криптовалюту – разрешенным видом инвестиций. В 2021 году Исламский совет Индонезии, один из лидеров по размеру исламских банковских соглашений, объявил операции с цифровой валютой харамом, поскольку они связаны с «неопределенностью, азартом и ущербом». Центральные банки ОАЭ и Саудовской Аравии лишь предупредили о рисках, но запрета на цифровые активы нет. Более того, местные финансисты поддерживают стартапы, выпуская цифровые валюты, обеспеченные реальными активами. Это попытка узаконить цифровые активы на основе шариата, поскольку в исламской экономике упор делается на реальную финансовую деятельность, основанную на физических активах [9].

Блокчейн – это децентрализованная, распределенная и часто публичная цифровая книга, состоящая из записей, называемых блоками, которая используется для записи транзакций на многих компьютерах, так что любой задействованный блок не может быть изменен задним числом, без изменения всех последующих блоков. Исламские финансы следуют религиозным принципам, таким как запрет на азартные игры и прямые спекуляции, но до сих пор этот сектор был сосредоточен на обычных розничных банковских услугах. С 2017 года научное отделение Исламского банка развития (IDB) изучает возможности технологии блокчейн для создания новых денежных товаров, соответствующих принципам шариата. По словам уполномоченных лиц ИБР, данная разработка способна значительно ускорить расчетно-клиринговые операции, улучшить обмен активами, исключить необходимость в посредниках, снизить риски. Кроме того, использование технологии блокчейн будет способствовать более тесной международной финансовой интеграции.

Блокчейн содержит общую электронную книгу, позволяющую всем сторонам отслеживать данные по защищенной сети, устраняя необходимость внешней проверки. Использование блокчейна в исламском банкинге в первую очередь повлияет на способы осуществления платежей, валютных переводов и торговых операций.

На основе технологии блокчейн можно выполнять смарт-контракты. Это соглашения, условия которых написаны математическим (компьютерным кодом), а не юридическим языком, и могут быть автоматически созданы компьютерными системами.

Эти контракты по своей природе являются независимыми цифровыми контрактами. Условия договора кодируются и исполняются только в том случае, если все условия соблюдены. В результате внедрение «умных контрактов» может улучшить обработку юридических документов и убрать ручную проверку кассовых операций. Кроме того, значительно сокращается время обработки транзакций, снижаются издержки как со стороны банка, так и со стороны покупателей (снижение комиссий за транзакцию). Также снижается риск просчетов и предположений, мошенничества и спекуляций, что разрешает дилемму двусмысленности [7].

Внедрение технологии блокчейн, безусловно, имеет большой потенциал в индустрии исламских финансов, в связи с тем, что один из основных принципов исламского банкинга основан на наличии справедливых, прозрачных и соответствующих шариату соглашений между сторонами.

Исламский банк развития Государственного научного отделения сотрудничает с провайдером блокчейнов Blocko, который является частью E24P, группы профессионалов в области технологий, инновационных поставщиков денежных услуг и ведущих академических институтов в ОАЭ и Англии, работающих с клиентами в странах с развивающейся экономикой и секторах на Ближнем Востоке, в Африке и Юго-Восточной Азии.

По прогнозам профессионалов, исламский денежный сектор в 2023 году вырастет до 3,78 трлн долларов. Сейчас банковский сектор Саудовской Аравии сталкивается с проблемой несвоевременного погашения кредитов. Разрабатываемая в настоящее время система кредитования на основе блокчейна поможет создать стимул для текущего погашения кредитов, а также автоматически переводить комиссию за просроченные платежи в соответствующие благотворительные организации.

Брокерская деятельность. Актуальным также представляется рассматривать как элемент структуры финансовой работы брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг, представляющую собой бизнес по совершению сделок с ценными бумагами по поручению и за счет клиента за вознаграждение.

Во-первых, дозволенность этой работы зависит от самих операций, иными словами, нельзя быть посредником в запретном и разрешено – в том, что подпадает в рамки шариата [10].

Общеизвестно, что финансовая деятельность в наше время подвержено большому риску нарушения Шариата. Одним из основных обстоятельств такого положения является то, что рынок ценных бумаг функционально входит в рынок ссудного капитала и тесно связан с ним, что проявляется в соотношении операций на рынке ценных бумаг и движения ссудного капитала, его структуры и деятельности.

Поэтому все операции, сделки, инструменты и т. д. должны тщательно проверяться через призму условий, установленных Шариатом.

Во-вторых, вознаграждение за посредничество будет приемлемым, если плата взимается только за дополнительные услуги, такие как анализ рекламы, конкурентное исследование и т. д.

Валютный трейдинг по исламским принципам называется исламский Форекс. Брокеры предоставляют счета с выполнением законов ислама участникам биржевых торгов из мусульманского общества. В соответствии с законами шариата мусульманам запрещено давать и брать какие-либо средства под проценты. Для ведения дозволенной торговли на счете, открытом в компании, не должно быть свопов и комиссий от суммы денежного оборота, отсрочки поставки валюты и кредитного плеча [7].

Акционерные общества. Приобретение гражданами и организациями акций различных акционерных обществ стало достаточно распространенным явлением. Поэтому рассмотрим этот вид заработка.

Акционерным обществом является коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное количество акций (паевых ценных бумаг), удостоверяющих обязательства участников общества (владельцев акций) по отношению к обществу. В соответствии с законодательством Российской Федерации владельцы акций не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах цены принадлежащих им акций. При этом владельцы долей вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других владельцев и общества [4].

Во-первых, сделки с акциями разрешены шариатом, что можно найти в различных книгах по богословию. Такого рода вложение денег является хорошим способом заработка при соблюдении условий Шариата, более того, при наличии свободных средств важно, чтобы они обращались в экономике для достижения не только личной, но и общественной полезности.

Во-вторых, к акционерным обществам применяются те же правила ведения бизнеса, что и к неакционерным обществам. Поэтому категорически запрещается осуществлять операции с ценными бумагами организаций, занимающихся запрещенными видами деятельности.

Но при всем этом, необходимо учитывать и отслеживать их на соблюдение границ дозволенного, так как в структуре заемного капитала имеются источники, на которые должны быть уплачены проценты, то есть организация связана с ростовщическими операциями. Кроме того, акционерные общества могут участвовать в других делах или хранить деньги на банковских счетах, по которым начисляются проценты.

Таким образом, мы видим, что вопреки распространенному мнению, развитые исламские бизнес-структуры не противостоят традиционным рыночным формам, а дополняют их. Главное, чтобы правовые нормы, регулирующие компанию и деятельность уполномоченных учреждений, основывались на сочетании принципов шариата с нормативно-правовыми актами, так как исламские финансовые институты в своей деятельности следуют, с одной стороны, шариату, а с другой, понимая, важность взаимодействия с современной финансовой системой без которой исламским странам труднее достигнуть высокого уровня развития экономики, пытаются согласовать преобладание рационалистичности над ценностью, которое характерно для западной финансовой системы.

 

Список литературы:
1. Беккин Р.И Исламская экономическая модель и современность. М.: Издательский дом Марджани, 2009.  337 с.
2. Беккин Р.И. Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты. М.: Умма, 2004. С.120.
3. Исламские финансы [Электронный ресурс]. URL.: https://aifc.kz/ru/islamic-finance/(дата обращения: 15.01.2022)
4. Мамедов З.Ф. Исламская банковская система: новые вызовы, проблемы и перспективы развития // Экономика и управление. 2018. №4 (150).
5. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: Московская финансово-промышленная академия. М.: Московская Академия, 2011. 178 с.
6. ОСН. Исламский банкинг будет востребован во всех регионах России – мнение [Электронный ресурс]. URL: https://news.tpprf.ru/ru/media/3769353/ (дата обращения: 28.01.2022).
7. Судин Харон. Исламские финансы и банковская система философия, принципы и практика. – Казань, Линова-Медиа, 2012. 533 с.
8. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986.  256 с.
9. Тимирясов В.Г. Исламская модель финансово-кредитных отношений. Казань: Познание, 2019. 159 с.
10. Шовхалов Ш. А. Принципы ведения коммерческой деятельности c позиции Ислама // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6.