Статья:

Методика подбора персонала и управление им в сфере ресторанного бизнеса как основной элемент конкурентоспособности предприятия

Конференция: VI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Баринов И.А. Методика подбора персонала и управление им в сфере ресторанного бизнеса как основной элемент конкурентоспособности предприятия // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(6). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(6).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Методика подбора персонала и управление им в сфере ресторанного бизнеса как основной элемент конкурентоспособности предприятия

Баринов Игорь Анатольевич
студент, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

На экономическое положение заведения в сфере  ресторанного бизнеса   и его конкурентоспособность непосредственное влияние оказывает персонал. Именно поэтому  в  каждом ресторане задумываются над вопросом – умеет ли их персонал качественно обслуживать посетителей.

История развития ресторанного бизнеса своими корнями уходит в далекое прошлое. Основоположником ресторанного бизнеса в России можно считать Ивана IV Грозного. Чтобы избежать на Руси пьянства, Иван Васильевич запретил продажу спиртных напитков.

С этого момента все спиртное разрешалось продавать только специальных кабаках, которые стали приносить достойную прибыль. Затем эти кабаки  были переименованы в питейные дома. В XIX веке стали появляется частные пивные дома, в которых стали подавать горящие блюда, закуски и пироги. Позже, пивные дома сменили трактиры, основной целью которых было обеспечение людей напитками и едой.

Ресторанов в то время было крайне мало, они были предназначены для избранной элиты. Уже концу XIX века стали появляться всевозможные чайные, кофейные, харчевни, а так же более широкое распространение получили рестораны.

После революции, большинство ресторанов были закрыты правительством, которое посчитало, что сейчас не время для веселья.

Свое дальнейшее развитие рестораны получили только в начале 50-х годов и вплоть до 70-х годов процветали, переживая значительные трудности в 80-х годах, в период всеобщего дефицита.

С крахом Советского Союза и перестройкой стали появляться негосударственные рестораны. Процесс развития этого бизнеса начал широко развиваться.

На сегодняшний день существует множество ресторанов,  конкурирующих между собой.  Для привлечения клиентов, гостям предлагаются самые разнообразные экзотические блюда, вина из собственных погребов, а также проводятся различные мероприятия.

Половину успеха предприятия общественного питания и его конкурентоспособность обеспечивает правильно подобранный персонал. Критерии для подбора сотрудников могут быть разными, это зависит от поставленных задач.

Подбор персонала в ресторан – это сложный и очень ответственный процесс, в котором требуется помощь специалистов.

При открытии ресторана очень важно не откладывать решение вопроса о подборе персонала на последний момент.  Потому именно от персонала  будет зависеть, как скоро ресторан начнет приносить прибыль.

Подбор персонала в ресторан нужно начинать намного раньше, чем назначена дата открытия заведения. Так, например, управляющий и шеф-повар должны быть подобраны заранее и вникать в процесс на самых ранних стадиях организации. Оставшиеся вакансии прочего персонала ресторана также лучше всего укомплектовать за какое-то время до открытия, что бы была возможность предварительно обучить персонал.

Правильнее всего будет поручить комплектацию штата специальному агенту - менеджеру по персоналу, в услуги которых входит подбор персонала ресторана.

Затем менеджер по персоналу должен доверить процесс управления уже нанятому управляющему и шеф-повару.

К подбору менеджера по персоналу надо отнестись очень ответственно.

Это должен быть специалист  умеющий работать с коллективом, человек гибкий и ответственный, способный к обучению.

 Менеджер по персоналу должен уметь выстраивать систему приоритетов в решении сложных и запутанных ситуаций.

Таким образом,  позитивный личный настрой менеджера по персоналу приведет к успеху ресторана в целом, так как в нем будут работать лучшие специалисты и руководители.

Основным направление деятельности менеджера по подбору персонала непосредственно является поиск людей, желающих работать.

Подбор в зал и на кухню производится по разным критериям.

Работники кухни должны обладать быстрой реакцией и хорошей физической подготовкой, а так же отлично знать свое дело. В зале важно чтобы персонал был  улыбчивым, общительным и стрессоустойчивым.

Очень важно разработать должностные инструкции для каждой должности ресторана, чтобы каждый работник знал свои обязанности и стремился повышать уровень своих навыков и знаний. Так важно рассмотреть  функции официанта, бармена, хостес, сомелье, метрдотеля  и поваров.
Самый проблемный сотрудник — тот, кто не рассматривает свою должность как настоящую профессию. 

В последнее время на российском рынке персонала ресторанного бизнеса в силу его узости и неспособности предложить достаточное количество высококлассных и опытных специалистов широкое распространение получил метод Head-hunting.

В буквальном переводе с английского языка понятие head-hunting означает «охота за головами». На практике это «переманивание», хотя правильнее было бы назвать «перекупка», специалистов. Некоторые сотрудники кадровых агентств также деликатно говорят о нем как о «методе прямого поиска».

Такой способ приобретения специалистов практикуют и рестораторы, и кадровые агентства.

Технология метода как при использовании самим ресторатором, так и в случае привлечения кадрового агентства, одинакова.

Цель управления кадрами на предприятии общественного питания состоит в том, чтобы мотивировать персонал на организацию качественного и удовлетворяющего клиентов  обслуживания.

А это невозможно без должной координации работы сотрудников, материальной и нематериальной мотивации и формирования корпоративной культуры, повышению лояльности персонала.

Подводя итог, можно сказать, что эффективность деятельности предприятия во многом определяется эффективностью ее персонала.

Сегодняшняя ситуация на рынке труда позволяет с уверенностью говорить о том, что спрос на высокопрофессиональные кадры явно превышает предложение.

Следовательно, чем дальше, тем труднее будет найти высококлассного специалиста. А значит, все более значимым будет отношение и организация подбора и отбора персонала в компании, на предприятии.

Выиграют те компании, которые будут тщательно и профессионально подходить к подбору и отбору персонала, кто не будет жалеть средств на организацию и четкое соблюдение процедуры и технологии подбора.

Таким образом, эффективное управление сотрудниками является в одной из важнейших задач  предприятия  общественного питания.

 

Список литературы:
1. Агамирова Е.В. Управление персоналом в туризме и гостинично-ресторанном биз-несе: уч. пособие. / Е.В. Агамирова – М.: Дашков и Ко, 2007. – 376 с.
2. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. Практикум: уч. пособие./ А.Я. Кибанов – М.: ИНФРА-М, 2002 – 296 с.
3. Курамшина М.А. Исследование современных методов управления персоналом в ресторанном бизнесе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/67496 (дата обращения: 07.06.2018).
4. Магура М.И. Поиск и отбор персонала.//Управление персоналом./ М.И. Магура – М.: Литкон, 2001. – 265 с.