Энергетический вектор торгово-экономического сотрудничества Китайской Народной Республики и Республики Казахстан: текущие проблемы и перспективы
Секция: Экономика
VI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Энергетический вектор торгово-экономического сотрудничества Китайской Народной Республики и Республики Казахстан: текущие проблемы и перспективы
В настоящее время для поддержания стремительно темпа развития своей экономики Китай нуждается в энергетическом сырье, запасы которого в стране крайне малы. Подписав соглашения о транспортировке нефтегазового сырья с довольно удаленными странами Ближнего Востока, Латинской Америки и другими государствами, КНР начала искать альтернативные возможности добычи и поставок нужных ресурсов из соседствующих стран с крупным рынком, например, из стран Центральной Азии.
В связи с этим Республика Казахстан (РК) рассматривалась Китайской Народной Республикой в качестве приоритетного экономического партнера в нефтегазовой сфере.
Актуальность работы обусловлена тем, что за последние годы между Китаем и Казахстаном стало заключаться больше договоров о реализации новых энергетических проектов и дальнейшем развитии ныне существующих. В результате КНР и РК получали толчок к укреплению сотрудничества в сфере энергетики, что в какой-то степени беспокоит Россию, которая тоже является экспортером ресурсов.
Это определяет необходимость более глубокого изучения взаимодействия данного энергетического треугольника, поиска новых, более выгодных и эффективных проектов, которые бы устроили и Китай, и Казахстан, и Россию.
В настоящее время Китай имеет свободный выход на Запад, а также возможность выбрать, у кого закупать энергетическое сырье на более выгодных условиях, у Казахстана или у России. Казахстан же получил возможность для поддержания стабильности своей экономики, и к тому же устойчивый спрос и соперничество с РФ на энергетическое сырье.
На сегодняшний день в Центральной Азии сталкиваются интересы многих великих держав, поэтому существует большой объем исследований по этой проблематике как в Казахстане и в Китае, так и на Западе. Наиболее значительный вклад в изучение проблематики двусторонних отношений РК и КНР в сфере энергетики внесли российские и зарубежные исследователи: Жуков С.В., Перфильев Н.В., Парамонов В.В., Строков А.В., Ягудин Б.М., Кумуков А.М., Сулеймен Ю. и другие.
Объектом исследования является стратегическое сотрудничество Китайской Народной Республики и Республики Казахстан, а предметом исследования – реалии развития двусторонних отношений в нефтегазовой сфере. Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние стратегического партнерства Казахстана и Китая в нефтегазовой области для выявления конкретных проблем энергетических отношений двух стран и перспектив их дальнейшего развития.
В настоящее время заметно усиливается влияние Китая на нефтегазовую сферу экономики Казахстана. Это и прямые китайские инвестиции в компании РК по разработке, добыче и транспортировке нефтегазовых ресурсов, и покупка акций казахстанских энергетических компаний, и выдача кредитов под маленькие проценты, и совместные проекты в энергетической области: строительство казахстанско-китайских нефтепроводов и газопроводов; совместное освоение и эксплуатация месторождений нефти и природного газа; переработка нефти и природного газа; передача через КНР электроэнергии на рынки третьих стран [15]. Присутствие «Поднебесной империи» на энергетическом рынке Казахстана в современное время с одной стороны имеет положительное влияние на развитие казахстанской экономики, а с другой настораживает многих международных политиков и экспертов.
Основной проблемой китайско-казахстанского энергетического сотрудничества считается усиление китайского контроля над нефтегазовом сектором РК, что приводит к возникновению сильной конкуренции и настораживает не только Казахстан, но и такие крупные державы, как Россия и США. Второй проблемой является зависимость казахстанской экономики от китайских инвестиций, экспорта энергоресурсов в Китай. Третьей проблемой считается зависимое положение Китая от энергетического сырья. Рассмотрим выделенные проблемы подробнее.
Многих казахстанских политиков беспокоит столь заметное присутствие Китая на нефтегазовом рынке страны. Так, Б. Ягудин в своей статье утверждает, что «на сегодняшний день китайские компании контролируют почти четверть нефтяной добычи в Казахстане» [11, с. 122], что можно заметить в таблице 1. Это достаточно большая цифра. Однако к 2020 г. она может снизиться до 15%, если КНР не купит акции еще каких-нибудь компаний в республике. Все же эти цифры не помешают возникновению заявлений относительно китаизации нефтегазового сектора Казахстана и агрессивной китайской экспансии на энергетическом рынке РК.
Таблица 1.
ТОП-10 нефтегазовых компаний в Казахстане с участием китайских инвестиций в 2015 году [14]
Компания |
Производство (млн. тонн) |
Доля КНР в общем объёме добычи нефти в Казахстане |
МангистауМунайГаз |
6,273 |
7,9% |
СНПС-Актобемунайгаз |
4,585 |
5,8% |
Казгермунай |
2,999 |
3,8% |
Каражанбасмунай |
2,138 |
2,7% |
ПетроКазахстан |
1,905 |
2,4% |
Бузачи Оперейтинг |
1,777 |
2,2% |
Тургай Петролеум |
0,887 |
1,1% |
Каспийская нефтяная компания |
0,848 |
1,1% |
Казахойл Актобе |
0,801 |
1,0% |
КаракудукМунай |
0,652 |
0,8% |
Но не все казахстанские эксперты относят критично к данному раскладку. По словам бывшего министра энергетики и минеральных ресурсов РК Бактыкожа Измухамбетова, «Китай имеет точно такое же право, как и Россия, как и США» [2] на участие в нефтегазовых проектах республики (таблица 2).
Таблица 2.
Участники реализации важнейших нефтегазовых проектов в Казахстане [1, с. 160]
Проекты |
Доля стран в проектах |
|||
США |
РК |
КНР |
РФ |
|
Каспийский трубопроводный консорциум |
15% |
19% |
- |
31% |
Нефтепровод «Западный Казахстан – Китай» |
- |
50% |
50% |
- |
Газопровод «Казахстан – Китай» |
- |
50% |
50% |
- |
Разработка Тенгизского месторождения, запасы, млрд. т |
50% |
20% |
- |
5% |
Разработка Карачаганакского месторождение |
17,5% |
10% |
- |
12,5% |
Разработка месторождений «Мангистаумунайгаз» |
- |
50% |
50% |
- |
Разработка месторождения Кумколь |
- |
33% |
67% |
- |
Шымкентский нефтеперерабатывающий завод |
- |
50% |
50% |
- |
Освоение ресурсов месторождения Кашаган |
25,3% |
16,81% |
- |
- |
Так, по таблице видно, что Китай участвует лишь в ряде совместных с Казахстаном проектов на равных правах или почти равных. Но не стоит отрицать, что из выше представленных таблиц также можно заметить, что КНР заметно укрепляет свои позиции на энергетическом рынке РК, вытесняя другие иностранные компании, и в будущем стремиться к поддержанию такого же уровня. Россию же тревожит данная ситуация, поскольку она ранее всегда могла приспосабливать под себя энергетическую сферу Казахстана, заключать выгодные для нее договоры с РК о новых маршрутах, разработке перспективных месторождений. Но после того, как ситуация изменилась по причине событий в Украине, введений санкций против России и резким падением цен на нефть, РФ стала уступать позиции Китаю. И уже сейчас «китайские компании являются серьезным игроком на казахстанском рынке, обладающим значительным ресурсом для корректировки нефтяной стратегии страны присутствия в свою пользу» [9, с. 8].
Экономика Казахстана зависима от Китая, а точнее от его инвестиций и закупок ресурсов. Развитие энергетического сотрудничества с Китаем помогло казахстанской экономике стабилизироваться и извлечь максимум выгод. Однако и тут не обошлось без последствий. Экономика РК с каждым годом будет еще больше зависеть от китайских инвестиций и льготных кредитов, а также экспорта в КНР. В целом, все действия Китая в нефтегазовом секторе соседнего государства можно рассматривать, как стремление превратить Казахстан в зависимое от более развитой страны государство. Введение в эксплуатацию нефтепровода и газопровода также ставит Казахстан в зависимое положение от Поднебесной. Есимова Каламкас в своей статье отмечает, что такие совместные проекты таят в себе большую опасность для экономики Казахстана, поскольку с их помощью «Пекин сможет диктовать свои цены на казахстанскую нефть, чему Астана вынуждена будет уступить. Не исключено, что вследствие этого РК превратится в объект политических манипуляций КНР» [4, с. 172]. И если сейчас Китай откажется от энергетического рынка РК, а также прекратится инвестирование совместных проектов, то казахстанская экономика может перетерпеть кризис.
Китай всегда нуждался, и будет нуждаться в энергоресурсах. Так, по словам проректора Института международного сотрудничества Госсовета КНР Юнь Тэн к 2020 году зависимость Китая от экспорта нефти из-за рубежа возрастёт до 66% [16] . В данной ситуации Казахстан рассматривается Китаем как одна из сырьевых стран, наряду с Россией, странами Ближнего Востока и Латинской Америки, которые могут экспортировать нефтегазовые ресурсы. Однако, поскольку на Ближнем Востоке в открытую доминируют США, стремясь присутствовать именно в районах добычи сырья и блокируют расширение китайского импорта, КНР озаботилась поиском наиболее выгодного стратегического запаса. Кроме того, правительство Китая сейчас старается уменьшить свою зависимость от импорта энергоресурсов по морю из-за «Малаккской дилеммы» и нестабильного положения в некоторых странах Ближнего Востока и Африки [15]. Поэтому казахстанские энергоресурсы выглядят привлекательнее для китайских энергетических рынков, нежели другие. Так, Азат Дюшебаев в своей статье отметил, что «Саудовская Аравия, Иран, Ангола и перспективный поставщик нефти Венесуэла находятся на значительном расстоянии от Китая, и в случае возникновения каких-либо конфликтов, в том числе и военных, Пекин может быть отрезан от них, что крайне негативно скажется на экономике Поднебесной» [3]. Поэтому Китай продолжает активно укреплять свое выгодное положение в нефтяном секторе Казахстана за счет разработки других месторождений в Каспийском регионе и покупки акций западных компаний-соперников, что в скором времени может еще больше подсадить Китай на энергетическое сырье Казахстана. Так, в период с 2007 г. по 2016 г. общий экспорт нефти, нефтепродуктов и газа Казахстана в Китай уже превысил более 53 млрд. долл. (таблица 3), и эта цифра продолжает расти.
Таблица 3.
Экспорт Казахстана в Китай нефти, газа и нефтепродуктов за 2007−2016 годы, млрд. долл. [10]
Наименование |
Сумма |
Нефть сырая и газовый конденсат |
48,39 |
Нефтепродукты, полученные из битуминозных минералов, за исключением сырых, продукты в другом месте не поименованные, содержащие 70мас % или более этих продуктов |
2,48 |
Газойли (дизельное топливо) |
0,06 |
Топливо жидкое (мазут) |
2,42 |
Газ природный |
0,19 |
Газ природный в газообразном состоянии |
0,18 |
Всего |
53,72 |
Иными словами все проблемы энергетического сотрудничества Китая и Казахстана заключаются в зависимости одной экономики от энергетических потребностей и экономических возможностей другой. Для решения всех проблем у правительств обеих стран на первом место должно стоять урегулирование экспорта и импорта, а также рассмотрение всех будущих перспектив совместного сотрудничества в нефтегазовой сфере.
И сейчас сохранение дальнейшего развития взаимовыгодного энергетического сектора уже является приоритетной стороной в отношениях между Китайской Народной Республикой и Республикой Казахстан. И обе страны стремятся к достижению нового уровня тесного взаимовыгодного сотрудничества в нефтегазовой сфере.
Говоря об этом, стоит вспомнить о двух основных факторах, которые повлияли на становление китайско-казахстанского партнерства и которые и сейчас влияют на укрепление отношений. Первая причина – это казахстанские запасы энергетических ресурсов. Так, по статистическим данным британской нефтегазовой компании «British Petroleum» за 2013 г., по количеству нефтяных запасов Казахстан вошел в 12 стран мира, располагающих самым большим количество энергетических ресурсов [13]. А вторая причина - это общие обширные границы Китая и Казахстана, позволяющие сотрудничать во всех направления.
Перспективы будущего сотрудничества в нефтегазовой области довольно радужные для обеих стран на фоне сегодняшних энергетических отношений, поскольку, начиная с 2015 г., Казахстан планирует увеличивать добычу нефтегазовых ресурсов, что в целом повысит объем экспорта из РК. Оценка потенциального объема экспорта нефти из Казахстана показана в таблице 4.
Таблица 4.
Оценки экспорта нефти из Казахстана до 2030 г., млн. тонн [5, с. 255]
Годы |
2009 |
2015 |
2020 |
2030 |
Министерство нефти и газа |
68 |
84 |
123 |
178 |
Авторы |
68 |
75 |
85 |
115 |
В данной таблице представлены расчет Министерства нефти и газа РК, а также мнения научных деятелей. В обоих случаях экспорт нефти возрастет хотя бы в 2 раза.
Если говорить о поставках казахстанского газа в КНР, то объем его не велик, так как Китай предпочитает импортировать этот ресурс из Туркменистана. Но все же, экспорт газа также увеличится почти в 2 раза, вслед за экспортом нефти (таблица 5).
Таблица 5.
Прогноз экспорта казахстанского газа в КНР до 2030 г., млрд. м3 [5, с. 267]
Год |
2010 |
2020 |
2030 |
Авторы |
- |
3 |
5 |
Помимо совместных проектов в разработке месторождений, добыче и транспортировке ресурсов, Китай также в дальнейшем готов реализовывать совместные выгодные проекты.
Так, Китай делает упор и на разработку месторождений в каспийском шельфе, стремясь скупить доли компаний-соперников и организовать очередной выгодный проект с Казахстаном по добыче ресурсов.
Так, в качестве совместного проекта, Китай инвестирует несколько млрд. долларов во второй этап разработки кашаганского месторождения, который наступить после 2020 г. Также КНР рассматривает финансирование и обеспечение всеми необходимыми технологиями нового предприятия по переработке нефти на территории Казахстана, часть от которой будет поставлять в китайском направлении.
Так, в конце 2013 г. на встрече лидеров двух стран, касающейся перерабатывающего сектора нефтегазовой сферы, «Казахстан и Китай договорились о реализации до 2020 года 21 инвестиционного проекта стоимостью более 18 миллиардов долларов» [6]. Также председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что к 2020 г. «обе стороны будут общими усилиями на высоком уровне реализовывать строительство трансграничных нефтегазопроводов, увеличивать комплексное взаимодействие в области разведки, добычи, купли-продажи и переработки нефтегазовых ресурсов» [6].
Исходя из этого, выгода Казахстана в развитии партнерства также очевидна. При реализации задуманных проектов начнется очередной приток китайских инвестиций в нефтегазовый сектор Казахстана.
Стратегия будущего развития Китая и Казахстана будет заключаться в том, чтобы выйти на совершенно иной уровень стратегического сотрудничества для того, чтобы создать более эффективные методы использования представленных, как на территории Китая, так и Казахстана, природных ресурсов, в частности, нефти и газа. Прошлые заключенные соглашения и договора, а также совместные проекты в сфере энергетики не позволили в полной мере использовать потенциал обоих государств.
Ведь простое создание общих предприятий и добыча нефтегазовых ресурсов говорит лишь о локальном развитии. Именно поэтому для дальнейшего продолжения партнёрских отношений Китаю и Казахстану нужны новые идеи, модернизация инфраструктура, решение трансграничных конфликтов, а также значительные инвестиции в саму сферу энергетики. При выполнении этих условии отношения Казахстана и Китая выйдут на мировой уровень.
Рост одной из самых больших экономик мира также гарантирует Казахстану активное развитие транспортировки своих и иностранных энергоресурсов по трубопроводам. Перфильев Н. в своей статье отметил, что «если раньше Россия, по сути, обладала монополией на транспортировку казахстанской нефти, то теперь у Казахстана появляется реальная возможность для диверсификации своих рынков сбыта.
В перспективе можно даже говорить о конкуренции между российскими и казахстанским компаниями за доступ к нефтепроводу» [8, с. 46]. Благодаря этому, Китай может навязывать обеим странам выгодные для него условия покупки энергетических ресурсов.
Сейчас ситуация такова, что Казахстану все же выгодно ориентироваться на быстро развивающегося соседа, экспортировать энергоресурсы в Китай. А без китайских инвестиционных вливаний Казахстан будет развивать свой внутренний потенциал очень медленно, как например другие страны центральноазиатского региона.
Таким образом, невзирая на впечатляющее и многообещающее начало, Китаю и Казахстану в дальнейшем предстоит реализация масштабных планов, прежде чем перейти на новый уровень стратегического партнерства.
Подводя итоги проведенного исследования, необходимо отметить, что энергетическое сотрудничество является важной стороной экономических отношений Китая и Казахстана, поскольку развитие перспективных и выгодных совместных проектов, например, строительство трубопроводов, во-первых, позволило в какой-то мере устранить недостаток нефтегазовых ресурсов Китая, так в СУАР КНР импортируется необходимые для развития района экономики ресурсы из РК, и во-вторых, увеличить значимость казахстанских ресурсов, что привело к стабилизации экономического роста Казахстана посредством инвестиций, вкладов КНР в отсталые районы страны и экспорта нефти и газа.
Однако даже такое сотрудничество имеет свои минусы.
Сейчас многие эксперты отмечают такие актуальные проблемы двустороннего энергетического сотрудничества, как экономическая или энергетическая зависимость одной страны от другой, а также ищут вероятные способы их решения и определяют вектор дальнейшего перспективного партнерства в нефтегазовом секторе обеих стран.
Что же касается отношения России к укреплению казахстанско-китайского сотрудничества, тот тут излагаются абсолютное разные точки зрения. Есимова Каламскас в своей работе отметила, что «непродуманная и непоследовательная энергетическая политика РФ, бесконечный передел собственности на ее нефтегазовом рынке наводят на мысль, что в борьбе с Китаем за сферу влияния позиции Москвы могут заметно пошатнуться» [4, с. 176], то есть ей абсолютно невыгодны отношения, которые вынуждают играть по чужим правилам.
С другой стороны, эти отношения могут быть и выгодны России, поскольку не мешают ее интересам, в частности транспортировке ресурсов. Так, создание Российско-Китайско-Казахстанского Нефтегазового Форума в 2004 г. способствовало становлению энергетического треугольника Россия-Китай-Казахстан, а также освещению геополитических и практических вопросов энергетического сотрудничества [12] .
Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью сделать вывод, что сотрудничество между Казахстаном и Китаем в энергетической области играет, несомненно, важную роль на региональном рынке энергоресурсов, а также имеет огромные перспективы на дальнейшие проекты. И в будущем место и роль Казахстана в импорте нефяных ресурсов в Китай определятся «фактором начала добычи «большой нефти» с шельфовых месторождений казахстанского участка Каспийского моря» [7], что, безусловно, привлечет еще большее внимание КНР к своему ближайщему соседу и повлияет на дальнейшее сотрудничество.