Статья:

Анализ показателей мотивации и стимулирования работников организации

Конференция: LXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Нагаева Ю.М. Анализ показателей мотивации и стимулирования работников организации // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(61). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(61).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ показателей мотивации и стимулирования работников организации

Нагаева Юлия Мустафаевна
студент, Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Центросоюза российской федерации Российский университет кооперации, Башкирский кооперативный институт (филиал), РФ, г. Уфа
Гирфанова Ирина Насхетдиновна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Центросоюза российской федерации Российский университет кооперации, Башкирский кооперативный институт (филиал), РФ, г. Уфа

 

ANALYSIS OF INDICATORS OF MOTIVATION AND STIMULATION OF EMPLOYEES OF THE ORGANIZATION

 

Yulia Nagaeva

Student, Autonomous non-profit educational organization of higher education of the Centrosoyuz of the Russian Federation Russian University of Cooperation, Bashkir Cooperative Institute (branch), Russia, Ufa

Vilyur Akhmetov

Scientific adviser,  Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Autonomous non-profit educational organization of higher education of the Centrosoyuz of the Russian Federation Russian University of Cooperation, Bashkir Cooperative Institute (branch), Russia, Ufa

 

Аннотация. В статье актуализируются Основные направления социальной политики ООО «Башкирэнерго»: обеспечение занятости сотрудников, мотивация, стимулирование и вознаграждение работников, социальная защита персонала. В ООО «Башкирэнерго» существует программа, ориентированная на социальную защиту персонала, связанные с обеспечением задач.

Abstract. The article updates the main directions of the social policy of Bashkirenergo LLC: ensuring the employment of employees, motivation, stimulation and remuneration of employees, social protection of personnel. Bashkirenergo LLC has a program focused on the social protection of persons related to the provision of tasks.

 

Ключевые слова: анализ, мотивация, стимулирование, вознаграждение, организация.

Keywords: analysis, motivation, stimulation, remuneration, organization.

 

Особенностью управления сотрудниками в период перехода к рынку является возрастающая роль личности сотрудника. Проблема стимулирования персонала широко и объемно рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. Однако попытки адаптировать классические теории мотивации к современности в значительной степени не носят систематического характера, что затрудняет использование технологий и методов мотивации на практике. Сложность практической организации системы мотивации сотрудников определяется также слабым знанием особенностей мотивации сотрудников, занятых в определенных секторах экономики и видах производства. Работник выступает в качестве высшей цели и ценности при формировании и реализации социальной политики. Если исходить из признания человека высшей ценностью, то важнейшими целями социальной политики на предприятии являются обеспечение работникам достойного уровня и качества жизни, социальных прав, справедливого вознаграждения за труд и социальной защиты. Кроме того, энергетика считается узкоспециализированной отраслью, поэтому навыки в этой отрасли особенно ценны. Предприятие тратит значительные суммы на подготовку и переподготовку персонала, с привлечением преподавателей из других городов, районов, областей, для пере-дачи опыта. Поэтому каждый сотрудник особенно ценен для управленческой команды. В связи с этим необходимо развивать мотивационную сторону работы сотрудников. Руководство должно учитывать то, что профессиональный рост и развитие работника может являться значимым мотиватором, так же способствовать удовлетворению потребностей в самореализации, самоуважении, саморазвитии. Целесообразно сделать общедоступной информацию о кадровом резерве и жёстко определить требования к кандидатам, что поможет усилить его качественный состав. Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации. Таким образом, и потребности, и мотивация большинства работников нуждаются в дальнейшем изучении и систематизации. В узком смысле слова мотивированную деятельность можно непосредственно определить как свободные действия человека, обусловленные внутренними намерениями, направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов, а трудовую мотивацию - как стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. Мотивация работы - это самый важный фактор производительности. ООО «Башкирэнерго» оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием магистральных линий электропередачи напряжением 110 кВ и ниже. Выполняет работы по присоединению к электрическим сетям, по сбору и обработке технологической информации, включая данные измерений и учета. Основная задача ООО «Башкирэнерго» - транспортировка и распределение электрической энергии до потребителей. Общая протяженность воздушных линий электропередачи 0,4 - 110кВ составляет 76 906 км; кабельных линий 0,4 - 110кВ - 5895 км. В настоящее время организация обслуживает более 600 подстанций 35-110 кВ и более 21 тысячи трансформаторных пунктов. Число присоединенных потребителей приближается к 900 тыс. абонентов. 100% долей в уставном капитале ООО «Башкирэнерго» принадлежит ОАО «БЭСК».ООО «Башкирэнерго» характеризует следующие экономические показатели, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

Основные финансово – экономические показатели ООО «Баш-кирэнерго»

Показатели

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Темп роста

2021/2020

Темп

роста

2020/2019

1.Выручка от реализации продукции, работ, услуг (без НДС) (Врп), млн. руб.

25215,8

24183,7

25808,4

106,7

95,9

2. Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг (Срп), млн. руб.

22701,4

22450,9

24262,6

108,1

98,9

3. Коммерческие расходы (КР), млн. руб.

 

 

 

 

 

4. Основные производственные фонды (ОПФ), млн. руб.

40212,9

43349,1

47353,9

109,2

107,8

5. Оборотные активы (ОА), млн. руб., в т. ч.

3537,2

3042

3455,3

113,6

86,0

5.1 Запасы, млн. руб.

274,92

288,85

237,9

82,4

105,1

5.2 Дебиторская задолженность (ДЗ), млн. руб.

1620,5

1449,4

1560,4

107,7

89,4

6. Численность работающих(Чрт), чел

6638

6456

6520

101,0

97,3

7. Валовая прибыль (ВП), млн. руб.

2514,4

1732,8

1546,9

89,3

68,9

8. Балансовая прибыль (до налогообложения) (БП), млн. руб.

2557,8

1200,5

2271,8

189,2

46,9

9. Чистая прибыль (ЧП), млн. руб.

(налог на прибыль – 20%)

2145,4

956,5

1770,4

185,1

44,6

10. Кредиторская задолженность (КЗ), млн. руб.

2352,7

2070,2

2024,2

97,8

88,0

Показатели эффективности

 

 

 

 

 

1. Производительность труда работающих (ПТрт), млн. руб./чел

3,8

3,7

4,0

105,7

98,6

2. Фондоотдача(ФО), руб./руб.

0,63

0,56

0,55

97,7

89,0

3. Коэффициент оборачиваемости

7,13

7,95

7,47

94,0

111,5

4. Продолжительность оборота оборотных активов (Поб), дни

50,5

45,3

48,2

106,4

89,7

5. Рентабельность продукции по чистой прибыли (Рпрод), %

9,5

4,3

7,3

3,0 п.п.

-5,2 п.

 

Согласно таблице 1, видно, что рост выручки в 2021 году по сравнению с 2020 годом на 6,7% в основном обусловлен повышением тарифов и включением новых потребителей, за счет увеличения ввода в эксплуатацию нового жилья и т.д. Более того, необходимо отметить почти равный рост себестоимости продукции, что связано с увеличением стоимости энергоснабжения и общей инфляцией цен на энергоресурсы. Увеличение стоимости основных средств на 9,2% обусловлено вводом новых мощностей в связи с возросшим потребительским спросом, а также обновлением устаревшего оборудования. Увеличение численности сотрудников на 1%, или 64 человека, связано с некоторым снижением в год пандемии и увеличением текучести кадров. Увеличение производительности труда на 5,7% вызвано более высокими темпами роста выручки, чем темпы роста численности сотрудников; увеличением нормы чистой прибыли на 3 процентных пункта, а также баланса и чистой прибыли на 89,2 и 85,1% соответственно. Эта ситуация обусловлено ростом прочих доходов. Затраты по содержанию персонала (работников) заслуживают особого внимания, поскольку они составляют значительную часть бюджета предприятия. На самом деле, точное планирование, управление и контроль за расходами жизненно важны для предприятия любого размера, особенно на динамично развивающихся рынках. Анализ структуры и динамики затрат на сотрудников необходимо начинать с выяснения перечня затрат на персонал, используемых в исследуемой организации. Это позволяет непосредственно определить, из чего складываются затраты, оценить рациональность такой структуры, а также сделать выводы о необходимости и возможности ее изменения с целью оптимизации затрат на персонал. В заключении можно сказать, что автором были проанализированы и исследованы основные вопросы, связанные с системой управления персоналом. Анализ экономический деятельности показала, что происходит рост вы-ручки в 2021 г. по сравнению с 2020 г. на 6,7%, происходит во основном за счет повышения тарифов и подключения новых потребителей, в связи с ростом ввода нового жилья и т.д. В результате анализа выяснилось, что в ООО "Башкирэнерго" на фоне успешного экономического процветания на предприятии наблюдается текучесть кадров. В ходе проведенного исследования функционирования системы управления персоналом мы пришли к выводу, что данный факт в первую очередь обусловлен психологической неудовлетворенностью персонала процессом трудовой деятельности. Можно констатировать, что основным фактором, направленным на обеспечение успешной деятельности предприятия, выступает правильная система управления персоналом. Одновременно с этим, данная деятельность требует тщательного контроля и оптимизации в случае необходимости.

 

Список литературы:
1. Гирфанова И. Н. Об учете премиальных выплат работникам коммерческих организаций / И.Н. Гирфанова, Т.А. Фекляева // Актуальные вопросы бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита / под ред. Г.А Хабиров [и др.]. - Уфа, 2009. - С. 139-140.
2. Гирфанова И. Н., Нигматуллина Г. Р., Сибагатуллина Р.М. Страховые взносы для
индивидуальных предпринимателей // Вестник РУК. 2022. №1 (47). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/strahovye-vznosy-dlya-individualnyh- predprinimateley (дата обращения: 06.03.2023).
3. Гирфанова И.Н Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства / И.Н. Гирфанова // Организация бухгалтерского учета в организациях. - 2017. - С. 412-415.
4. Гирфанова И.Н. . Формирование и повышение эффективности оборотных средств птицефабрик : На примере Республики Башкортостан : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Уфим. науч. центр РАН. - Уфа, 2004. - 22 с.
5. Гирфанова И.Н. Страховые взносы в 2011 г. На примере ОАО "Надежда" Кармаскалинского района / И.Н. Гирфанова, З.К. Сохибова // Бухгалтерский учет, отчетность и экономический анализ. - 2011
6. Гирфанова И.Н. Учет расчетов с персоналом по оплате труда: пути совершенствования, изменения в законодательстве / И.Н. Гирфанова, Д.И. Мустафина // Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения. - 2015. - С. 123-127.
7. Litovskaya, Yu.V.; Sviridova, G.S.; Polkina, Y.Yu. Features of staff
motivation in the USA and Western Europe Z In the collection: Modern Management: Theory and Practice. Materials of the All-Russian scientific-practical conference. 2019. P. 15-21.
8. Pride W.M., Ferrell O.C. Foundations of Marketing 8th Edition — Cengage Learning. 2018. 856 с.