Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДНЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ ДЛЯ ПОДВЕДЕНИЯ ЕЖЕГОДНЫХ ИТОГОВ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ

Конференция: LXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Михайлов С.Л. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДНЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ ДЛЯ ПОДВЕДЕНИЯ ЕЖЕГОДНЫХ ИТОГОВ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(61). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(61).pdf (дата обращения: 29.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДНЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ ДЛЯ ПОДВЕДЕНИЯ ЕЖЕГОДНЫХ ИТОГОВ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ

Михайлов Савелий Леонидович
студент, Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Куницына Екатерина Михайловна
научный руководитель, канд. социол. наук, доцент кафедры налогообложения, учета и экономической безопасности, Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск

 

9 декабря 2023 года двадцатый раз большинством государств, членов мирового сообщества, будет отмечается Международный день борьбы с коррупцией.

В этот день, 9 декабря, в 2003 в городе Мерида (Мексика) Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) была подписана Конвенция против коррупции (UNCAC) [1].

На основании резолюции № A/RES/58/4 Конвенции ГА ООН против коррупции день 9 декабря был внесен в список памятных дат в качестве Международного дня борьбы с коррупцией (International Anti-Corruption Day).

Россией Конвенция ООН подписана в этом же день, ратифицирована Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ. Всего на сегодняшний день Конвенцию подписали 173 страны.

В настоящий момент в связи с денонсацией по инициативе Президента Российской Федерации Конвенции Совета Европы (СЕ) «Об уголовной ответственности за коррупцию» (Council of Europe Criminal Law Convention Corruption), Конвенция ООН против коррупции имеет в России силу главного, основополагающего международного акта по борьбе с коррупцией.

Характерно, что слово «коррупция» впервые публично было произнесено бывшим президентом Всемирного Банка Джеймсом Вулфенсон в 1993 году. за 10 лет до установления Международного дня коррупции

Но это не значит, что коррупция возникла в 1993, возраст этого явления приравнивается к возрасту современной мировой цивилизации.

За этот период и в мире, и в России сложилось общее представление о коррупции как явлении, которое проявляется в возникающих незаконных правоотношениях сторон.

В качестве одной из которых выступает должностное лицо, чиновник, который пользуясь своими должностными полномочиями за полученное от второй стороны вознаграждение, в нарушение закона и моральных устоев, извлекает выгоды и преимущества для себя или других лиц, а вторая сторона получает неконкурентные преимущества.

В результате - коррупционные платежи, уменьшая поступления в казну, создают для государства предпосылки снижения его экономической безопасности, что влечет несправедливое перераспределение средств в пользу одних лиц за счёт других, как правило, из наиболее уязвимых социальных слоёв. Поэтому коррупция – это такая проблема, которая касается абсолютно всех граждан страны.

В России на законодательном уровне понятие коррупции дано в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[1], которое не противоречит понятию коррупции, данному в Конвенции ООН против коррупции»[2].

Резолюция ООН № A/RES/58/4 не содержит регламента тли рекомендаций, каким способом отмечать Международный день борьбы с коррупцией.

Цель установления и проведения этого дня – повысить осведомленность граждан, общественности к вопросам борьбы с коррупцией в собственной стране и в разных странах, привлечь внимание к коррупционным правонарушениям.

С этой целью проведение Международного дня борьбы с коррупцией проводится под конкретным девизом.

Например, 2005 и 2006 г. г. Международные дня борьбы с коррупцией прошли под лозунгом «Вы сможете остановить коррупцию». В 2007-2008 и 2010 г. г. девиз (лозунг) был «Коррупция — НЕ в счет». В 2009 году - «Не допустим, чтобы коррупция подорвала развитие». В 2011 году лозунг был обозначен латинскими буквами ACT («Against Corruption Today») , что в русском переводе означает - «Против коррупции сегодня». В 2012 году - «Коррупция. Твое «НЕТ» имеет значение». В 2013 году - «Ноль коррупции - 100 процентов развития». В 2015-2016 – «Разорви цепь коррупции». В 2016-2019 - «Объединимся в борьбе против коррупции в интересах развития, мира и безопасности». В 2020 году - «Восстановить целостность» В 2021 - «Восстанавливать добросовестно» (о необходимости прозрачности распределения средств в борьбе с коронавирусом). В 2022 = «20 лет Конвенции ООН против коррупции: объединение мира против коррупции».

Приведенные девизы и лозунги свидетельствуют о разнообразии направлений борьбы с коррупцией и побуждают оценить это явление с разных сторон.

В России ежегодно в Международный день борьбы с коррупцией, подводятся итоги борьбы с коррупцией за каждый год путем организации встреч, семинаров, собраний конференций с участием государственных, правоохранительных органов, ученых, студенческо-преподавательских составов, где обсуждаются и анализируются проблемы, предлагаются пути совершенствования борьбы с коррупцией.

Единого органа по борьбе с экономическими правонарушениями в России нет. В советский период эту задачу выполнял Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности ОБХСС. Опыт работы этой организации по борьбе с экономической преступностью жл сих пор используется.

В 1992 году было создано Главное управление по экономическим преступлениям, в 2001 году сотрудники этого управления вошли в состав криминальной милиции, в 2003-м – в Федеральную службу по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, в 2005-м – в Департамент экономической безопасности МВД.

В 2011 году в составе МВД было создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

В последующие годы полномочиями по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией были наделены практически все силовые структуры: комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Министерство юстиции РФ, Счётная палата, Федеральная антимонопольная служба, органы Федеральной налоговой службы и органами исполнительной власти в регионах. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» в борьбе с коррупцией подлежит привлечению Федеральная служба безопасности.

Указом Президента РФ от 18.12.2008 № 1799 ответственным органом за реализацию положений Конвенции ООН определена Генеральная прокуратура Российской Федерации»[3]., работа которой должна быть выстроена в соответствии с требованиями федерального законодательства и Национальным планом противодействия коррупции на 2021-2024 годы, утвержденным указом президента Российской Федерации от 16.08. 2021 № 478[3].,

Однако, четкого взаимодействия всех антикоррупционных органов, так называемой «дорожной карты», на законодательном уровне установлено не было.

И поскольку, нагрузка с расследованием коррупционных дел «легла на плечи» органов Прокуратуры и МВД России, основным легальным источником результатов борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией служат отчеты данных органов, размещаемые на их официальных сайтах, публикации в специальных профессиональных журналах, различные выступления и интервью руководителей этих органов.

В отчетных данных приводятся общие итоги их работы за год по всем направлениям, поэтому наиболее удобным способом получения информации по борьбе с коррупцией являются именно выступления и интервью руководителей, приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией.

Так, 9 декабря 2020 г. в Москве состоялся Всероссийский общественный антикоррупционный форум «Власть, общество и бизнес против коррупции: практика и перспективы», на котором выступил Генеральный прокурор РФ Игорь Викторович Краснов. [4].,

9 декабря 2021 и 8 декабря 2022 Игорь Краснов и 8 декабря 2022 Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин дали интервью РИА «Новости» [3].,

В Интервью прозвучало, что с 2011 года в суд передали дела в отношении 72 тысяч различных должностных лиц с определением суммы ущерба около 220 млрд рублей, 48 миллиардов удалось возместить, наложен арест на имущество обвиняемых на сумму 148 млрд рублей.

В 2022 ущерб от коррупционных преступлений установлен в сумме 24,6 млрд рублей, размер возмещенного в ходе следствия ущерба увеличился на 65% (с 2,7 млрд рублей до 4,5 млрд рублей) и наложен арест на имущество коррупционеров на сумму свыше 57 млрд рублей, что в два раза превышает результаты 2021 года. За 10 месяцев 2021 в суды направлено 8 011 уголовных дел, в 2022 году - 8 796 ( более на 10%).

В качестве примера в интервью Александра Бастрыкина приведено дело по обвинению 6-ти руководителей департаментов Пенсионного фонда России, курирующих блок информационных технологий, получили от представителей ГК «Техносерв» взятки в общей сумме около 197 миллионов рублей за обеспечение гарантированных побед в конкурсах на заключение государственных контрактов с ПФР в сфере IT-технологий.

Отдельных примеров и статистических данных можно привести множество, но этим данным не хватает системности, а также анализа причин и условий совершения данных преступлений.

В целях улучшения борьбы с коррупцией приказом Генеральной прокуратуры РФ от 10.19. 2022 № 581 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочии в сфере противодействия коррупции» на органы прокуратуры возложена обязанность эффективной координации деятельности правоохранительных органов в области противодействия коррупции.

В современных условиях введения западными странами санкций борьба с экономической преступностью и коррупцией приобретает особую остроту и актуальность, поэтому было бы, на мой взгляд, целесообразным возрождение структуры, подобной «ОБХСС» с возложением контроля за ее деятельностью на особый независимый от других структур орган антикоррупционного ведомства.

 

Список использованных источников:
1. Резолюция A/RES/58/4 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций: Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов – https://docs.cntd.ru/
2. Фeдepaльный зaкoн oт 25.12.2008 № 273-ФЗ«Об уголовной ответственности за коррупцию» : пocлeдняя peдaкция Koнcyльт-плюc: cпpaвoчнaя пpaвoвaя cиcтeмa. URL:http://www.consultant. ru/ 
3. Указ Президента РФ от 18.12.2008 № 1799 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции,»: cпpaвoчнaя пpaвoвaя cиcтeмa Гарант - URL:http://www.garant.ru. /
4. Пopтaл пpaвoвoй cтaтиcтики // Гeнepaльнaя пpoкypaтypa Poccийcкoй Фeдepaции - URL: http://crimestat.ru/analytics 
5. Пopтaл РИА НОВОСТИ- URL:http://vk. kom