Статья:

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ АГРЕГАТОРОВ ТАКСИ В РОССИИ

Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Абубакирова А.Р. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ АГРЕГАТОРОВ ТАКСИ В РОССИИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(63). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(63).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ АГРЕГАТОРОВ ТАКСИ В РОССИИ

Абубакирова Аделя Рустямовна
студент, ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Казань

 

Антимонопольное регулирование на современном этапе экономического развития является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, который позволяет поддерживать рынок в конкурентном состоянии, защищает потребителей от давления со стороны производителей и обеспечивает функционирование всей рыночной системы. Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) владеет обширным инструментарием, который препятствует нарушению антимонопольного законодательства. Основными методами данного органа являются:

1) Использование ограничительных мер, которые включают запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением.

2) Контроль за усилением экономической концентрации. Это осуществляется с помощью установления необходимости предварительного одобрения ФАС различных действий рыночных игроков, как например, создания, слияния и присоединения коммерческих организаций, если их активы превышают 3 млрд. руб.

3) Запрет на недобросовестную конкуренцию, т. е. действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству и которые причинили убытки конкурентам.

4) Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Это пункт подразумевает запрет нормативных актов и совершение действий, которые создают дискриминирующие условия и тем самым ограничивают конкуренцию.

5) Использование государственного реестра естественных монополий.

Таким образом, ФАС имеет в своих руках большое количество методов, которые характеризуются достаточной проработанностью данного вопроса в российском законодательстве, что позволяет ФАС не только ограничивать доминирующее положение, но и предупреждать его создание посредством контроля за слияниями компаний, рекламой и действиями властей, которые могут отрицательно сказаться на конкуренции в различных отраслях. Подводя итоги, можно сделать выводы, что антимонопольные органы РФ стремятся не просто предотвратить появление монополий, но и ограничивают создание доминирующих положений на конкурентных рынках.

В последние годы рынок агрегаторов такси стал объектом пристального внимания со стороны ФАС, так как большую часть рынка стал контролировать один игрок - ГК «Яндекс.Такси». Согласно аналитическому отчету ФАС, в первом квартале 2019 года коэффициент рыночной концентрации составлял 88,84%, а индекс Херфиндаля-Хиршмана был равен 2875, что характеризует рынок агрегаторов такси на территории России как высококонцентрированный [1, с.20]. Более того, уже в 2019 году было установлено доминирующее положение трех агрегаторов такси: ООО «Яндекс.Такси» (брэнды «Яндекс.Такси» и «Uber»), ООО «Управление Регионами» (брэнд «Maxim») и группа лиц в составе Fasten CY Limited (брэнды «Везет», «Фастен», «Лидер», «Минимум», «РедТакси», «Сатурн»)». Данные компании контролируют 95% рынка [1, с. 20]. Более того, по данным Доклада о состоянии транспортного обслуживания населения легковым такси в субъектах РФ Международного Евразийского форума такси (МЕФТ) в 2022 году в 30 субъектах РФ, где действовали по 5–6 федеральных агрегаторов, наблюдалась высокая конкуренция. Лишь 13 региональных рынков такси можно было охарактеризовать как неконцентрированные с наличием 1-2 федеральных игроков [4, c. 6].  Исходя из изученных данных, можно говорить о том, что на рынке агрегаторов такси существует угроза монополизации.

Наибольшее внимание со стороны ФАС и СМИ получили сделки «Яндекс.Такси» по приобретению других агрегаторов. В 2017 году данный агрегатор и российское подразделение Uber заключили соглашение о создании совместного предприятия, контроль (59,3%) над которым получал первая компания. В ноябре того же года сделка была одобрена ФАС, так как, по словам представителя службы, «рынок находится в стадии активного роста» [7]. В апреле 2023 стало известно, что «Яндекс.Такси» выкупил долю Uber в предприятии и стал ее единственным владельцем, это приобретение также была согласовано с ФАС [8].

В 2020 году аналогичное слияние «Яндекс.Такси» собирался провести в прошлом году с «Везет». Однако ФАС отклонило ходатайство о сделке, так как сделка усилила бы доминирующее положение компании как на всей территории России, так и в границах более половины регионов. По оценкам службы после приобретения общая доля «Яндекс.Такси» и ГК «Везет» на рынке агрегаторов такси в России «составила бы 70%, при этом в 19 субъектах России эта доля была бы свыше 80%, еще в 32 субъектах — свыше 50%»[5]. «Яндекс.Такси» нашел выход из данной ситуации, купив у «Везет» только часть бизнеса, связанную с грузоперевозками, а также колл-центр. Стоимость данных активов составляет менее 400 млн рублей, поэтому согласование сделки с ФАС не потребовалось. Данная ситуация показывает проблему российского антимонопольного законодательства на таких высококонцентрированных рынках, где игроки могут покупать лишь часть бизнеса других компаний, при этом увеличивая свою власть на рынке. Директор Института права и развития «ВШЭ-Сколково» Алексей Иванов заявил, что «это попытка «Яндекс.Такси» обойти нормы закона. Теперь они выделили главные активы в сделку, которая формально не попадает под действие законодательства» [3].

В 2022 году ФАС сообщала, что на рынке агрегаторов такси есть участники с доминирующим положением, при этом отмечая, что «сам факт доминирования не является нарушением антимонопольного законодательства» [6]. Кроме того, служба подчеркивала, что будет вмешиваться лишь при фактах злоупотребления этим положением или  заключении антиконкурентных соглашений.

По данным исследования Аналитического центра при Правительстве РФ в 2021 году 66% рынка по выручке занимал «Яндекс.Такси» [2]. Следом за ней идут «Ситимобил» (8,3%), «Максим» (7%), ГК «Везет» (7%) и Gett (6,6%). Необходимо отметить, что в 2019 г. «Яндекс.Такси» хоть и имел наибольшую долю рынка, но она была значительно меньше — 27%. Доля «Ситимобила» за этот же период выросла c 1% до 8,3%, доля компании «Максим» снизилась с 9% до 7% соответственно. Доля Gett поднялась с 5 до 6,6%.

Таким образом, на рынке агрегаторов такси складывается сложная ситуация, когда один из основных игроков пытается монополизировать рынок путем скупки активов других хозяйствующих субъектов. При этом антимонопольный орган никак не может ограничить его действия, так как они находятся в рамках закона. На примере данного рынка можно увидеть непроработанность российского антимонопольного законодательства в контексте покупок активов других фирм компанией со значительной долей рынка. Необходимо более усиленное регулирование за сделками на таких высококонцентрированных рынках. Несмотря на наличие у ФАС различных методов предупреждения и ограничения доминирующего положения, служба практически не использует их на данном рынке.

 

Список литературы:
1. Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг по оказанию информационного взаимодействия пассажиров и водителей такси (рынок агрегаторов такси) [Электронный ресурс] // Федеральная антимонопольная служба : официальный сайт. - URL: https://fas.gov.ru/attachment/478470/download?1617621894 (дата обращения: 20.05.2023). 
2. Балашова, А. Рынок такси восстановился после провального пандемийного года [Электронный ресурс] / А. Балашова, Д. Чебакова // РБК : официальный сайт. – URL: https://www.rbc.ru/business/21/04/2023/64428bc29a79475226af892c (дата обращения: 24.05.2023). 
3. Балашова, А. «Яндекс» объявил о покупке активов компании «Везёт» за $178 млн [Электронный ресурс] / А. Балашова, В. Скобелев // РБК : официальный сайт. - URL: https://www.rbc.ru/business/02/02/2021/60192b0a9a794717b176e0a3 (дата обращения: 22.05.2023).
4. Доклад о состоянии транспортного обслуживания населения легковым такси в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] // АНО «МЕФТ». - URL: http://anomeft.com/#tp5 (дата обращения: 21.05.2023).
5. ФАС объяснила высокую оценку доли «Яндекса» и ГК «Везет» на рынке такси [Электронный ресурс] // РБК : официальный сайт. - URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/15/06/2020/5ee744019a7947783537f26e (дата обращения: 24.05.2023).
6. ФАС признала доминирующее положение у некоторых агрегаторов такси в России [Электронный ресурс] // Известия : официальный сайт. - URL: https://iz.ru/1324173/2022-04-21/fas-priznala-dominiruiushchee-polozhenie-u-nekotorykh-agregatorov-taksi-v-rossii (дата обращения: 22.05.2023).
7. ФАС согласовала сделку по слиянию ЯНДЕКС.ТАКСИ и УБЕР с выдачей предписания [Электронный ресурс] // Федеральная антимонопольная служба : официальный сайт. - URL: https://fas.gov.ru/news/23389 (дата обращения: 22.05.2023). 
8. Чебакова, Д. «Яндекс» выкупил долю американской Uber в совместном бизнесе [Электронный ресурс] / Д. Чебакова // РБК : официальный сайт. - URL: https://www.rbc.ru/business/21/04/2023/64428bc29a79475226af892c (дата обращения: 22.05.2023).