Статья:

ОСНОВНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Конференция: CCLXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Исхакова Ю.Р. ОСНОВНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 40(272). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/40(272).pdf (дата обращения: 14.11.2024)
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Исхакова Юлия Рамилевна
студент, культурологии и социально-экономических дисциплин, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

THE CONCEPT, ESSENCE AND ORGANIZATION OF SOCIAL PROTECTION

 

Yulia Iskhakova

Student, cultural studies and socio-economic disciplines, Bashkir State Pedagogical University them M. Akmulla, Russia, Ufa

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные цифровые инструменты в предоставлении социальных услуг.

Abstract. The article examines the main digital tools in the provision of social services.

 

Ключевые слова: социальная сфера, социальная защита, цифровизация.

Keywords: social sphere, social protection, digitalization.

 

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время в мире происходят огромные изменения в формах и стандартах качества оказания социальных услуг, обусловленные «цифровой трансформацией» государственного управления и основных отраслей социальной сферы. Предпосылки цифровизации социальной сферы заключаются в использовании информационных технологий для повышения качества жизни и улучшения условий расширенного воспроизводства человеческого капитала. На микроуровне в качестве предпосылок цифровизации принято рассматривать информационные потребности и ожидания различных социальных групп, а также их готовность к процессу информатизации.

Массовое применение цифровых технологий в ключевых отраслях социальной сферы – амбициозная цель, которая сегодня с успехом претворяется в жизни.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 05.04.2024 года № 842-р «О стратегическом направлении в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» (вместе со «Стратегическим направлением в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2030 года» приоритетами стратегического направления являются такие как:

  • повышение уровня жизни граждан;
  • повышение адресности и эффективности предоставления мер социальной поддержки в сфере занятости и трудовой миграции;
  • применение сквозных информационных технологий, обеспечивающих цифровизацию основных государственных услуг и функций в сфере труда и занятости;
  • предоставление гражданам возможности получения части мер социальной поддержки и государственных услуг персонализированно и проактивно (в упреждающем режиме), дистанционно с использованием различных цифровых каналов в режиме, приближенном к онлайн-режиму;
  • реализация единых процессов предоставления мер социальной поддержки гражданину, в том числе без сбора документов, независимо от места проживания гражданина;
  • предоставление единой точки доступа инвалидам и их законным представителям к информационным сервисам в сфере социальной защиты населения в части комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов;
  • предоставление единой точки доступа гражданам и работодателям к информационным сервисам в сфере труда и занятости посредством единой цифровой платформы «Работа в России»;

Современная практика социальной работы включает широкий спектр цифровых опций и инструментов в предоставлении социальных услуг.

В числе наиболее эффективных практик цифровизации социальных услуг онлайн-консультирование, видеоконсультация, виртуальная реальность и интерактивные технологии, веб-программы и др.

Онлайн-консультирование. Многие государственные учреждения социального обслуживания перешли на дистанционный формат проведения консультаций. Консультационные услуги предоставляются посредством таких онлайн-платформ, как Zoom, WhatsApp, Skype, Telegram. Для онлайн-консультирования используются также сайты социальных учреждений, куда гражданин может направить письменное обращение по интересующему его вопросу. Метод онлайн-консультирования применяется в работе с любыми целевыми группами.

Социальные сети. Термин «социальные сети» сразу ассоциируется с такими веб-сайтами, как «ВКонтакте», «Одноклассники», которые являются универсальным средством связи и общения. По данным исследования Digital 2020, численность аудитории социальных сетей в России на начало 2020 года составила 70 миллионов пользователей, то есть 48% от всего населения страны. Среднестатистический россиянин тратил на соцсети 2 часа 26 минут в день. Закономерно, что онлайн-платформы социальных сетей используются специалистами в социальной работе для взаимодействия и выстраивания коммуникации с получателями социальных услуг. Цифровая платформа предусматривает загрузку контента, обмен информацией и взаимодействие с другими пользователями, кроме того, она тесно связана с ростом использования электронных технологий, включая смартфоны и планшеты.

Виртуальная реальность и интерактивные технологии. Например, они эффективны для реабилитации детей-инвалидов, так как дают возможность практиковать познавательную и двигательную деятельность, которая обычно не может быть осуществлена в условиях учреждения.

В Республике Башкортостан на реализацию государственной программы «Развитие информационного общества. Цифровая трансформация Республики Башкортостан» на перспективу 2024-2030 годов выделят 5,8 млрд рублей. Набор мероприятий, который позволит выполнить Указ Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в части достижения так называемой «цифровой зрелости» отраслей. На региональном уровне «цифровая зрелость» рассчитывается по 5 приоритетным отраслям – это городская среда, транспорт и логистика, здравоохранение, образование и государственное управление.

Целью программы является создание качественно новых условий для взаимодействия государства с гражданами и организациями Республики Башкортостан путем цифровой трансформации ключевых отраслей экономики и социальной сферы. В Республике Башкортостан достижению этой цели будет способствовать подключение населенных пунктов к интернету и мобильной связи, цифровизация государственных услуг и повышение удовлетворённости граждан качеством их предоставления, развитие государственных информационных систем и цифровых ресурсов.

В Республике Башкортостан с 22 до 95,3 процента выросла доля жителей, которые получают государственные и муниципальные услуги в электронном виде. По данному направлению работы республика занимает второе место в ПФО и десятое в России.

Так, на Госуслугах зарегистрированы 75,4 процента жителей республики старше 14 лет, и в дополнение к федеральной части активно развивается региональная. За четыре года на портале появилось 85 массовых социально- значимых услуг, 26 из которых относятся к социальному блоку и Минздраву, Минтруда, Минобразования Башкирии. Количество услуг Минтруда 40 можно получить в электронном виде, а до конца года на Госуслугах введут еще 14 услуг.

Всего на региональном портале функционируют 168 различных сервисов, которые позволяют ведомствам быстро обмениваться данными.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] – СПС «Консультант Плюс» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/
2. Официальный сайт Министерство семьи, труда и социальной защиты населения РБ – https://mintrud.bashkortostan.ru
3. Официальный сайт Министерство цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан– https://it.bashkortostan.ru/about/