Перспективы развития внешнеэкономического сотрудничества России со странами БРИКС
Секция: Экономика
XXXVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Перспективы развития внешнеэкономического сотрудничества России со странами БРИКС
Так как значение стран БРИКС для экономики России возрастает, Министерство экономического развития Российской Федерации разрабатывает долгосрочные внешнеэкономические стратегии в отношении этих стран. Этот аспект подразумевает разработку трех разных стратегий касательно Бразилии, Индии и Китая.
Хотя страны и различаются по некоторым параметрам, они все же обладают схожими характеристиками, которые включают в себя значимую роль в мировой торговле, основанную на быстром росте, усовершенствовании промышленности, быстром процессе урбанизации, а также растущей численности населения, огромной территории, которую занимают государства и большом количестве природных ресурсов, которые позволяют им занять стратегическое положение на мировом уровне [3].
В проекте, подготовленном Минэкономразвития России в 2008 году «Основные направления внешнеэкономической политики России до 2020 года», четко говорится о переориентации стратегий внешней политики на политику активного проникновения российского бизнеса на мировые рынки [1]. При этом он также предусматривает переориентацию внешней торговли России с государств ЕС на Индию и Китай. Индия и Китай должны стать ведущими, ключевыми рынками для России, которые развиваются динамичнее, чем рынок Евросоюза.
В то время как Россия, Бразилия и ЮАР являются ведущими поставщиками природных ресурсов, Индия и Китай относятся к крупнейшим потребителям в мире, особенно нефти и других минеральных ресурсов. Следовательно, государствам нужно развивать экономические связи в рамках этих государств, посредством торговли и инвестиций.
Также в число приоритетов внешней политики Российской Федерации входит развитие торгово-экономического, политического и культурного сотрудничества с латиноамериканскими странами, в особенности с Бразилией, согласно Концепции внешней политики России. Россия развивает конструктивные отношения со всеми существующими в Латинской Америке региональными объединениями, в том числе с «Группой Рио», Организацией американских государств, Латиноамериканской интеграционной системой, где Россия имеет статус наблюдателя [3].
Что касается Бразилии, то она является ведущим торговым партнером России в Латинской Америке. Традиционными бразильскими продуктами на российском рынке являются продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, которые занимают 96% всего бразильского импорта в Россию. Согласно данным Объединения бразильских экспортеров мяса в июле 2014 года Россия закупила у Бразилии на 79 процентов больше мяса, чем в том же месяце прошлого года. Объем экспорта вырос с 23 до 41 тысячи тонн, в денежном выражении прирост составил 113 процентов.
Сильными сторонами Индии являются величина их рынка и преимущество в областях высоких технологий (информационных, фармацевтических и биотехнологий). Воспользовавшись этим, российские предприятия могут начать сотрудничество в этих сферах.
Привлекательность Индии для российской экономики также состоит в том, что развитые страны, такие как США и Швейцария переводят некоторые свои финансовые структуры в Индию, поскольку содержание персонала в Индии обходится значительно дешевле, чем в этих странах. В связи с этим Россия вместо того чтобы прибегать к дорогостоящим аудиторским, страховым, консалтинговым услугам стран ЕС, вполне могла бы их покупать у Индии, тем более что качество этих услуг не хуже, чем у западных конкурентов. Также позитивное развитие можно наблюдать в сфере взаимного туризма России и Индии [2].
В странах БРИК сосредоточено 32% общемировых пахотных земель, на них приходится почти 40% мирового производства пшеницы, 50 – свинины, более 30 – мяса птицы и 30% говядины. Также в число других сфер общих экономических интересов стран БРИКС, которые являются приоритетными для модернизации их экономики можно назвать авиастроение, энергообеспечение и энергосбережение, совершенствование транспортной инфраструктуры, решение экологических проблем и т.п.
Помимо сырьевых ресурсов преимуществами России являются сравнительно дешевая рабочая сила с достаточно высоким уровнем квалификации, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.
Однако использование этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества, отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства и т.д.
Для решения специальных экономико-политических вопросов можно формировать двусторонние диалоги со странами БРИКС о проблемах интеллектуальной собственности в рамках подобных рабочих групп, чтобы решать проблемы российских предприятий высокотехнологичного комплекса [4].
Так как Россия, Индия и Китай находятся в одном регионе (АТР), все три страны заинтересованы в развитии взаимного туризма. По данным Ростуризма, правительства Китая и России предполагают внести изменения в соглашения о безвизовых групповых туристических поездках, что позволит увеличить туристические потоки между РФ и КНР. В 2015 году Правительство Индии облегчило визовый режим для россиян, что предполагает возможность получить визу по прибытию в Индию. ЮАР, как и полагается про-английски настроенному государству, требует с граждан России. И только для поездки в Бразилию для россиян не требуется виза, при условии, что поездка туристическая, либо краткосрочная. Уже несколько лет россиянам разрешено находиться в этой стране без визы сроком до трёх месяцев.
Ожидается, что на саммите, который пройдет в Индии в этом году, поднимут вопрос об упрощении визового режима, либо о его упразднении. Скорее всего, это будет «окно» на 30 дней, которое позволит приезжать и уезжать. Либо будет какая-то «легкая» виза, либо будет оговорен срок. Скорее всего, речь пойдет о безвизовом режиме на краткосрочное пребывание [5].
В перспективе у стран БРИКС создание единой валюты для обслуживания взаимной торговли без обращения к евро или доллару.
Несмотря на то, что введение единой валюты является «долгосрочным проектом», Дэвис указал, что может быть достигнуто временное «клиринговое соглашение» с тем, чтобы не использовать доллары и евро в торговле в БРИКС.
Для способствования диверсификации и повышения динамики внешнеэкономических отношений стран БРИКС нужно будет подписать Договоры о свободной торговле. Они облегчат доступ на внутренние рынки, улучшат правовую защиту и стабильность институциональных рамок в странах-партнерах, укрепят конкурентную позицию предприятий стран БРИКС на соответствующих рынках.
Для совершенствования торгово-экономических отношений между странами БРИКС и Россией, что также приведет к развитию внешнеэкономических связей Республики Саха (Якутия) со странами БРИКС, можно рекомендовать следующее:
1. Ввести безвизовый режим между государствами-участниками БРИКС;
2. Заключить соглашение о свободной торговле;
3. Переориентировать внешнюю торговлю России с государствами ЕС на страны БРИКС;
4. Привлечь прямые иностранные инвестиции из стран БРИКС, а также инвестировать в различные отрасли стран БРИКС;
5. Развитие связей с Индией, посредством поставки энергии, развитии нефтегазового сектора (добыча и переработка), партнёрстве в области атомной энергетики;
6. Внедрить единую валюту, для обслуживания взаимной торговли без обращения к евро или доллару;
7. Подписать Договор о свободной торговле, которое поспособствует диверсификации и повышению динамики внешнеэкономических отношений стран БРИКС;
8. Минэкономразвития России следует разрабатывать углубленные программы сотрудничества на межправительственной основе (в рамках совместных комиссий) с Бразилией, Индией, Китаем и ЮАР для стимулирования кооперации международных корпораций этих стран, не исключая возможности образования стратегических альянсов.