Статья:

Перспективы развития внешнеэкономического сотрудничества России со странами БРИКС

Конференция: XXXVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Павлова В.А. Перспективы развития внешнеэкономического сотрудничества России со странами БРИКС // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(37). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/8(37).pdf (дата обращения: 17.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Перспективы развития внешнеэкономического сотрудничества России со странами БРИКС

Павлова Вероника Афанасьевна
студент Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Рац Галина Ивановна
научный руководитель, доц. Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

Так как значение стран БРИКС для экономики России возрастает, Министерство экономического развития Российской Федерации разрабатывает долгосрочные внешнеэкономические стратегии в отношении этих стран. Этот аспект подразумевает разработку трех разных стратегий касательно Бразилии, Индии и Китая.

Хотя страны и различаются по некоторым параметрам, они все же обладают схожими характеристиками, которые включают в себя значимую роль в мировой торговле, основанную на быстром росте, усовершенствовании промышленности, быстром процессе урбанизации, а также растущей численности населения, огромной территории, которую занимают государства и большом количестве природных ресурсов, которые позволяют им занять стратегическое положение на мировом уровне [3].

В проекте, подготовленном Минэкономразвития России в 2008 году «Основные направления внешнеэкономической политики России до 2020 года», четко говорится о переориентации стратегий внешней политики на политику активного проникновения российского бизнеса на мировые рынки [1]. При этом он также предусматривает переориентацию внешней торговли России с государств ЕС на Индию и Китай. Индия и Китай должны стать ведущими, ключевыми рынками для России, которые развиваются динамичнее, чем рынок Евросоюза.

В то время как Россия, Бразилия и ЮАР являются ведущими поставщиками природных ресурсов, Индия и Китай относятся к крупнейшим потребителям в мире, особенно нефти и других минеральных ресурсов. Следовательно, государствам нужно развивать экономические связи в рамках этих государств, посредством торговли и инвестиций.

Также в число приоритетов внешней политики Российской Федерации входит развитие торгово-экономического, политического и культурного сотрудничества с латиноамериканскими странами, в особенности с Бразилией, согласно Концепции внешней политики России. Россия развивает конструктивные отношения со всеми существующими в Латинской Америке региональными объединениями, в том числе с «Группой Рио», Организацией американских государств, Латиноамериканской интеграционной системой, где Россия имеет статус наблюдателя [3].

Что касается Бразилии, то она является ведущим торговым партнером России в Латинской Америке. Традиционными бразильскими продуктами на российском рынке являются продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, которые занимают 96% всего бразильского импорта в Россию. Согласно данным Объединения бразильских экспортеров мяса в июле 2014 года Россия закупила у Бразилии на 79 процентов больше мяса, чем в том же месяце прошлого года. Объем экспорта вырос с 23 до 41 тысячи тонн, в денежном выражении прирост составил 113 процентов.

Сильными сторонами Индии являются величина их рынка и преимущество в областях высоких технологий (информационных, фармацевтических и биотехнологий). Воспользовавшись этим, российские предприятия могут начать сотрудничество в этих сферах.

Привлекательность Индии для российской экономики также состоит в том, что развитые страны, такие как США и Швейцария переводят некоторые свои финансовые структуры в Индию, поскольку содержание персонала в Индии обходится значительно дешевле, чем в этих странах. В связи с этим Россия вместо того чтобы прибегать к дорогостоящим аудиторским, страховым, консалтинговым услугам стран ЕС, вполне могла бы их покупать у Индии, тем более что качество этих услуг не хуже, чем у западных конкурентов. Также позитивное развитие можно наблюдать в сфере взаимного туризма России и Индии [2].

В странах БРИК сосредоточено 32% общемировых пахотных земель, на них приходится почти 40% мирового производства пшеницы, 50 – свинины, более 30 – мяса птицы и 30% говядины. Также в число других сфер общих экономических интересов стран БРИКС, которые являются приоритетными для модернизации их экономики можно назвать авиастроение, энергообеспечение и энергосбережение, совершенствование транспортной инфраструктуры, решение экологических проблем и т.п.

Помимо сырьевых ресурсов преимуществами России являются сравнительно дешевая рабочая сила с достаточно высоким уровнем квалификации, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.

Однако использование этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества, отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства и т.д.

Для решения специальных экономико-политических вопросов можно формировать двусторонние диалоги со странами БРИКС о проблемах интеллектуальной собственности в рамках подобных рабочих групп, чтобы решать проблемы российских предприятий высокотехнологичного комплекса [4].

Так как Россия, Индия и Китай находятся в одном регионе (АТР), все три страны заинтересованы в развитии взаимного туризма. По данным Ростуризма, правительства Китая и России предполагают внести изменения в соглашения о безвизовых групповых туристических поездках, что позволит увеличить туристические потоки между РФ и КНР. В 2015 году Правительство Индии облегчило визовый режим для россиян, что предполагает возможность получить визу по прибытию в Индию. ЮАР, как и полагается про-английски настроенному государству, требует с граждан России. И только для поездки в Бразилию для россиян не требуется виза, при условии, что поездка туристическая, либо краткосрочная. Уже несколько лет россиянам разрешено находиться в этой стране без визы сроком до трёх месяцев.

Ожидается, что на саммите, который пройдет в Индии в этом году, поднимут вопрос об упрощении визового режима, либо о его упразднении. Скорее всего, это будет «окно» на 30 дней, которое позволит приезжать и уезжать. Либо будет какая-то «легкая» виза, либо будет оговорен срок. Скорее всего, речь пойдет о безвизовом режиме на краткосрочное пребывание [5].

В перспективе у стран БРИКС создание единой валюты для обслуживания взаимной торговли без обращения к евро или доллару.

Несмотря на то, что введение единой валюты является «долгосрочным проектом», Дэвис указал, что может быть достигнуто временное «клиринговое соглашение» с тем, чтобы не использовать доллары и евро в торговле в БРИКС.

Для способствования диверсификации и повышения динамики внешнеэкономических отношений стран БРИКС нужно будет подписать Договоры о свободной торговле. Они облегчат доступ на внутренние рынки, улучшат правовую защиту и стабильность институциональных рамок в странах-партнерах, укрепят конкурентную позицию предприятий стран БРИКС на соответствующих рынках.

Для совершенствования торгово-экономических отношений между странами БРИКС и Россией, что также приведет к развитию внешнеэкономических связей Республики Саха (Якутия) со странами БРИКС, можно рекомендовать следующее:

1.  Ввести безвизовый режим между государствами-участниками БРИКС;

2.  Заключить соглашение о свободной торговле;

3.  Переориентировать внешнюю торговлю России с государствами ЕС на страны БРИКС;

4.  Привлечь прямые иностранные инвестиции из стран БРИКС, а также инвестировать в различные отрасли стран БРИКС;

5.  Развитие связей с Индией, посредством поставки энергии, развитии нефтегазового сектора (добыча и переработка), партнёрстве в области атомной энергетики;

6.  Внедрить единую валюту, для обслуживания взаимной торговли без обращения к евро или доллару;

7.  Подписать Договор о свободной торговле, которое поспособствует диверсификации и повышению динамики внешнеэкономических отношений стран БРИКС;

8.  Минэкономразвития России следует разрабатывать углубленные программы сотрудничества на межправительственной основе (в рамках совместных комиссий) с Бразилией, Индией, Китаем и ЮАР для стимулирования кооперации международных корпораций этих стран, не исключая возможности образования стратегических альянсов.

 

Список литературы: 
1. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года // Министерство экономического развития Российской федерации. 2008.
2. Обзор экономики Индии // Портал Внешнеэкономической деятельности РФ. http://www.ved.gov.ru/exportcountries/in/about_in/eco_in/.
3. Авдокушин Е.Ф., Жариков М.В. Страны БРИКС в современной мировой экономике. – М.: Магистр: ИНФРА, 2013. – 480 с.
4. Ахтямова Н.М. Страны группы БРИКС на пути более тесного взаимодействия // Российский экономический журнал. 2014. №7.
5. Информация для выезжающих за рубеж // Официальный сайт Федерального агентства по туризму. http://www.russiatourism.ru/contents/turistam/informatsiya-dlya-vyezzhayushchikh-za-rubezh/.