Статья:

Состояние и тенденции развития инвестиционной деятельности в РФ

Конференция: XXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Степанова П.А. Состояние и тенденции развития инвестиционной деятельности в РФ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(33). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/11(33).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 9 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Состояние и тенденции развития инвестиционной деятельности в РФ

Степанова Полина Алексеевна
магистрант, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. – СГТУ, РФ, г. Саратов

 

STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF INVESTMENT ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Polina Stepanova

Graduate student, Saratov State Technical University named after Gagarin - SSTU, Russia, Saratov

 

Аннотация. Инвестиции - неотъемлемая часть экономического развития современной России. Долгосрочные инвестиции оказывают значительное влияние на инфраструктуру, производство и занятость во времена глобальных изменений. Государство способствует привлечению инвестиций в экономику

Abstract. Investment is an integral part of economic development in modern Russia. Long-term investment has a significant impact on infrastructure, manufacturing and employment in times of global change. The state assists in attracting investment in the economy

 

Ключевые слова: инвестиции; государственная политика; инвестиционная политика; экономика; экономическое развитие; развитие промышленности; привлечение инвестиций; российская экономика.

Keywords: investments; public policy; investment policy; economy; economic development; industrial development; attraction of investments; Russian economy.

 

Одним из важнейших условий обеспечения роста экономики в современных условиях является обеспечение сбалансированной инвестиционной политики, направленной на  поддержание экономической и политической стабильности в долгосрочной перспективе. В последние годы развитию инвестиций в нашей стране уделяется особое внимание, однако данные изменения недостаточно устойчивы. Успешное развитие государственной экономики невозможно без решения приоритетных направлений современной инвестиционной политики.

На всех этапах экономического развития инвестиции имеют высокую значимость. Воздействие инвестиций на производство, инфраструктуру и занятость в периоды глобальных изменений, а также в период перехода от централизованной плановой (регулируемой) системы -  к рыночной экономике их значимость особо возрастает.

Инвестиционная деятельность ориентирована на будущее и всегда связана с неопределенностью экономической ситуации на макро- и микро-уровне, что подразумевает под собой риск невыполнения инвестиционных планов по объективным или субъективным причинам.

Развитие российской экономики невозможно без привлечения дополнительных долгосрочных финансовых ресурсов. Исходя из опыта развития рыночной экономики в последние 25 лет – именно отсутствие инвестиционных ресурсов является препятствием на пути к модернизации инфраструктуры, основных фондов, эксплуатируемых с советских времен и процесса производства в целом.

На макроэкономическом уровне инвестиции помогают укрепить налоговый потенциал, влияют на финансовую состоятельность отдельных субъектов, способствуют сокращению уровня безработицы и повысить благосостояние населения. На микроуровне инвестиции также воздействуют на деятельность предприятий, на их экономическое состояние, технический уровень производства и конкурентоспособность.  

Вопросы,  связанные с инвестиционной деятельностью, требуют не только теоретических знаний, но практических навыков принятия управленческих решений в области выбора инвестиционной политики и наиболее эффективных ее направлений.

Одной из главных отраслей экономики любой развитой страны является промышленный сектор, для развития которого необходимы долгосрочные инвестиционные вливания, отсутствие которых замедляет процесс восстановления и модернизации капиталоемких промышленных предприятий. В отечественной промышленности заметны признаки, свойственные структурному кризису ввиду износа основных фондов, их возможного массового выбытия. По данным Министерства экономического развития и РФ, износ оборудования в среднем по стране составляет 70%. Решением данной проблемы, является проектное финансирование, как способ привлечения долгосрочных заемных средств на рынке капиталов.

Одной из задач Министерства экономического развития России поставлено содействие привлечению инвестиционных вливаний в экономику. Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» был разработан и в настоящее время реализуется План действий по ускорению темпов роста вложений в основной капитал, росту показателя инвестиционных вложений в показателе ВВП и создание дополнительных ресурсов для их привлечения.

Привлечение инвестиций в российскую экономику необходимо для  технологической модернизации производства на промышленных предприятиях, получение новых технологий, модернизация и внедрение нового оборудования для производства высокотехнологичной отечественной продукции высокого качества.

В современных условиях развития российской экономики важно формировать такую инвестиционную политику предприятия, которая предо­пределит в перспективе эффективность его успешного функционирования.

Привлечение инвестиций, внедрение новых технологий позволит создать новые рабочие места, что, конечно, актуально  на данный момент, так как наблюдается ситуация с  ростом безработицы, а также «откроет» российским предприятиям возможности для выхода на экспорт.

Наиболее инвестиционно привлекательными  (по данным  Минэкономразвития РФ) являются нефтегазовые отрасли, геология и недропользование, электроэнергетика, транспорт, сельское хозяйство, энергетическая инфраструктура, здравоохранение. При этом, плановый показатель инвестиций в основной капитал в стране к 2024 году прогнозируется увеличить до 23,6 трлн рублей (что составит 25% в доли инвестиций в ВВП) впротивовес сумме 12,3 трлн рублей в 2017.

В условиях изменчивого экономического климата ставится задача по развитию экономики, и отдельное внимание уделено совершенствованию нормативно-правового регулирования в области инвестиций и корпоративного законодательства, устранение устаревших требований и противоречий. Развитие институтов оценки регулирующего и фактического воздействия направлено на устранение нечетких формулировок и положений проектов в нормативно-правовых актах, на решение вопросов, связанных с необоснованными расходами бюджета.

Для реализации мер поддержки инвестиционной деятельности выделено  три направления:

  1. Корпоративные программы повышения конкурентоспособности, цель которых – вывести российское производство на экспорт, повысить качество и уровень производства в условиях рыночной экономики. Программы предусматривают четкие обязательства для участников, отбор которых происходит на основе четких критериев.
  2. Новый специальный инвестиционный контракт, предусматривающий разработку и локализацию перспективных технологий в России.
  3. Рабочая группа – поддержка проектов направленных на обеспечение темпов экономического роста выше мировых, сохранение стабильности на макроуровне. Предусматривает вливание частных инвестиций в основной капитал.

В настоящее время  экономика России носит сдерживающий характер ввиду  введенных по инициативе стран Евросоюза и США санкций.

В настоящее время экономика России носит сдерживающий характер, уже более двух лет наша страна живет в условиях санкций, введенных по инициативе стран Евросоюза и США. В связи с этим происходит отток инвестиционного капитала из страны, а как следствие, замораживаются инвестиционные проекты. Правительство РФ не может не реагировать на сложившуюся ситуацию, поэтому его приоритетной задачей стала - необходимость разработки грамотно выстроенной инвестиционной политики и, главное, принятие адекватных действий в ответ на экономические санкции. Так, за последние два года можно наблюдать ряд положительных сдвигов в изменении инвестиционной политики страны: например, постепенно происходит ликвидация структурных «перекосов» в нашей экономике. Однако, правительство РФ осознает, что быстрого автоматического эффекта не получиться, который ожидается в увеличении внутренних и внешних инвестиций, а также роста производства при условии снижении процентных ставок и уровня инфляции.

В современных условиях в России в роли катализатора инвестиционного процесса должно выступить государство. Экономика в условиях кризиса при любом уровне развития рыночных отношений предъявляет более высокие требования к государству, к его способности противостоять складывающимся негативным обстоятельствам. Разработка и проведение в жизнь активной государственной инвестиционной политики способна стать одним из важнейших средств преодоления экономических проблем.

Стратегические задачи, обозначенные президентом страны до 2024 года предполагают реализацию различных национальных проектов, направленных на повышение благосостояния населения и страны, модернизацию инфраструктуры и основных фондов, развитие и внедрение высоких технологий, импортозамещение, ориентированность на экспорт, цифровизация различных сфер экономики. Непосредственной целью национальных проектов не является рост экономики, но они могут кроме непосредственных целей дать стартовый импульс инвестициям, бизнесу и, как следствие, росту важных макроэкономических показателей вроде ВВП. 

Для создания условий для привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры в 2018 году  на федеральном уровне были заключены концессионные соглашения, плановый объем инвестиций которых составил 380 млрд рублей. Основной объем (79%)  составили инвестиции в железнодорожный транспорт, 14% - авиационный транспорт, 5% - инфраструктура морских портов, 2% - производственно-логистическая сфера.

В 2019 и 2020 происходит актуализация методических рекомендаций Минэкономразвития России по реализации проектов государственно-частного партнерства.

Таким образом, важно развивать инвестиционную деятельность и привлекать инвесторов по разным регионам России. Для этого на уровне субъектов проводится работа по стимулированию и поддержке инвестиций. Это осуществляется 4 путями: усовершенствование регионального инвестиционного законодательства, поддержка путем предоставления различных льгот, формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов и улучшения их инвестиционного имиджа, а также формирование инфраструктуры.

Для реализации внутреннего потенциала предприятия необходимо сформировать высококвалифицированную управленческую команду. Инвестиции в человеческий капитал окупаются возросшим потоком доходов в будущем. Более того, решение таких важных задач, как реструктуризация предприятия, разработка долгосрочной стратегии требуют нестандартных подходов к процессу выработки и принятия, в первую очередь, стратегических решений. Маркетинговая технология, в отличие от традиционных систем управления, за счет своей более высокой гибкости позволяет предприятиям в значительной степени повысить инвестиционную привлекательность и способствует эффективному привлечению внешних инвестиционных источников.

Бесспорно, важно развивать отечественное производство, применять новые научные разработки на практике,  тем самым будут оправданы цели и задачи российского производства на ближайшие годы – импортозамещение и экспорт.  Для этого необходимо применять новые научные разработки, не имеющие аналогов в России и зарубежом, воспитывать высококвалифицированный персонал, проводить анализ текущей деятельности предприятия, оценивать эффективность и риски применения инноваций, разрабатывать индивидуальные подходы к достижению поставленных в стратегических целях  задач. Все эти меры способствуют развитию  предприятия на микро-уровне, но и существенно повысит значимость отечественной промышленности на зарубежном рынке, развитие инвестиционных процессов и экономики страны в целом.

 

Список литературы:
1. Афонин, И. В. Управление развитием предприятия. Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены. Учебное пособие / И.В. Афонин. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 380 c.
2. Веселкова, Е. Е. Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ. Опыт и перспективы / Е.Е. Веселкова. - М.: КноРус, 2019. - 160 c.
3. Голубева Е.И. Понятие инвестиций: эволюция и совершенствование его применения / Е.И. Голубева // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» — №5(21) – 2018 – С.2
4. Кирин, А. В. Правовые основы отношений государства и инвесторов / А.В. Кирин. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 272 c.
5. Федотова, М. А. Проектное финансирование и анализ. Учебное пособие / М.А. Федотова, И.А. Никонова, Н.А. Лысова. - М.: Юрайт, 2017. - 146 c.
6. Хомкин, К. А. Инновационный проект. Подготовка для инвестирования / К.А. Хомкин. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2019. - 120 c.