Российско-китайское сотрудничество в сфере туризма на современном этапе: анализ состояния и перспективы развития
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Российско-китайское сотрудничество в сфере туризма на современном этапе: анализ состояния и перспективы развития
В настоящее время в условиях общемирового кризиса туризм является одной из немногих стабильно развивающейся областей экономики, а прямые и косвенные доходы от этой индустрии способствуют социально-экономическому развитию многих регионов и государств мира. Одним из важнейших факторов туризма, определяющих его положение в той или иной национальной экономике, является экономический. В Российской Федерации, как и во многих других странах мира, именно индустрия туризма играет огромную роль в формировании валового внутреннего продукта (ВВП), создании рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм существенно влияет на такие важнейшие отрасли экономики, как транспортную структуру, связь, строительство, сельское хозяйство и др. Стратегическим партнером в развитии туризма в РФ на современном этапе является Китай.
Прогнозы ЮНВТО «Туризм: перспективы 2030», а также статистические данные «Барометра международного туризма ЮНВТО» [3] указывают на высокие темпы развития международного туризма в странах региона Северо-Восточной и Южной Азии, опережающие показатели Евросоюза и Северной Америки. Кроме того, по данным ЮНВТО, туристические расходы граждан Китая за рубежом увеличились в 2016 году на 12% [1]. Все это делает китайского туриста наиболее желанным во всем мире, в том числе, и в России.
Несмотря на растущий интерес со стороны научного сообщества и практикующих специалистов по вопросу развития сотрудничества в области туризма между РФ и Китаем, качественных и количественных исследований методики и механизмов стимулирования данного сотрудничества недостаточно. Кроме того, проблемы неразвитой инфраструктуры, неграмотного продвижения турпродукта, недостаточности проводимых мероприятий по привлечению и принятию китайских туристов в РФ, до сих пор остаются актуальными. В отличие от западных коллег, российскими специалистами не уделяется должного интереса вопросам китайского выездного туризма, современных трендов в его развитии, социологическому и экономическому анализу социальной структуры турпотоков из КНР, потребностей и мотиваций китайского туриста. Учитывая стабильно растущий поток туристов из КНР в Россию за последние 10 лет, можно сказать, что практический аспект двустороннего туризма между этими странами опережает теоретический, научный. Статистика ежегодно показывает положительную динамику въездного туризма из КНР в Россию, однако осмысления и изучения данной динамики и ее особенностей практически нет.
Так как Китай считается одним из перспективных туристских союзников России, вводится ряд программ по укреплению и расширению взаимодействия между этими странами. Так, в России планируют уменьшить минимальное число туристов в составе туристской группы из КНР. Известно, более 70% туристов из КНР приезжают в Россию по безвизовому каналу. Для упрощения въезда на территорию России и привлечения большего турпотока из Китая в страну, предлагается снизить минимальный состав группы до 3 человек. На данный момент, согласно Межправительственному соглашению о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года количество туристов в группе не должно быть меньше 5 человек. В дополнение к этому, Федеральное агентство по туризму предлагает увеличить время безвизового пребывания туристов из Китая в России до 21 суток (вместо 15). Кроме того, создаются новые маршруты для туристов из Китая, в частности, «красный маршрут», который включает посещение «трех столиц» России и родины Ленина. Происходит «китаизация» туристской инфраструктуры. В настоящий момент ведется тщательное маркетинговое продвижение этого тура, и в 2017 году, в год столетия Октябрьской революции, ожидается наибольший приток туристов из Китая за все время существования данного утра. Ростуризм открывает свои представительства в Китае. С целью маркетингового продвижения российского турпродукта, открываются офисы Visit Russia за рубежом, в том числе, в Китае [2].
Так, среди главных факторов развития сотрудничества между КНР и Россией можно назвать: географический (наличие общей сухопутной границы, что стимулирует развитие, в первую очередь, приграничного сотрудничества); экономический (повышение уровня жизни в КНР и ослабление экономики России, из-за чего в среднем тур в РФ стоит на порядок дешевле, чем в Европу); политический (укрепление взаимного сотрудничества на политической арене и подписание ряда взаимных соглашений на высшем уровне); рекреационно-туристический потенциал России (богатейшая история, культура и природные ресурсы) и интерес со стороны граждан Китая к нему и др.
Интерес со стороны туристов из КНР к посещению РФ ежегодно растет. Руководствуясь данными Федеральной службы государственной статистики, число поездок на территорию РФ из Китая с туристическими целями в 2016 г. составило почти 1.3 млн., то есть 20% от общего международного въездного турпотока в РФ [7]. В 2015 г. число посещений составило 1.1 млн., а в 2014 г. – 874 тыс., так, среднегодовой темп прироста за 3 года составляет примерно 21,5%. Данные указывают на стабильную положительную динамику, что открывает возможности для развития въездного туризма из Китая в РФ.
Для развития индустрии туризма нашей страны и повышения конкурентоспособности турпродукта РФ на китайском рынке важно учитывать социокультурные особенности туристов из Китая. С 2014 года при поддержке Федерального агентства по туризму, Комитета по туризму и гостиничному хозяйству г. Москвы и Государственного управления по делам туризма КНР реализуется проект China Friendly, целью которого является обеспечение комфортного пребывания китайского туриста в нашей стране. В связи культурными различиями и языковым барьером, у китайского туриста существует ряд особых предпочтений и требований к месту пребывания и средствам размещения, которым до этого в России не уделялось должного внимания. Это проект, сотрудничающий с предприятия туристической инфраструктуры, то есть гостиницами, ресторанами, музеями, развлекательными центрами, экскурсионными компаниями и др. С помощью данного проекта, можно адаптировать услуги сферы туриста под запросы китайского туриста. Например, в предприятиях сферы гостеприимства в номерах размещается информация на китайском языке, профессиональный переводчик с китайского языка сопровождает туристические группы при заселении, блюда шведского стола подписаны по-китайски и адаптированы к китайской традиции, предоставляется возможность Оплаты услуг картами платежной системы Китая China UnionPay и т.д. [6].
Помимо этого, Ростуризм предлагает введение такой меры, как система tax–free, то есть возврат налога на добавленную стоимость с покупок. Согласно данным Всемирной ассоциации туристических городов, турист из КНР в среднем за поездку тратит около 20 тыс. юаней (200 тыс. руб.) [5].
Среди мер, способных стимулировать развитие въездного туризма из Китая в РФ в перспективе, можно назвать съемку фильмов, сериалов, других мультимедийных материалов, способствующих повышению уровня осведомленности о России в Китае, развивающих совместное кинопроизводство и наравне с этим привлекающих больший поток туристов из Китая и других стран. Безусловно, необходимо развивать транспортное сообщение между странами. Для облегчения путешествия в Москву, власти Китая планируют строительство высокоскоростной железной дороги стоимостью в 1,5 триллиона юаней. По оценке первого вице-президента ОАО «РЖД» Мишарина проект может быть реализован в течение 10 лет [4]. Автором также предлагается использование Интернет-ресурсов для продвижения российского турпродукта в Китае. К сожалению, на данный момент столь эффективный инструмент продвижения практически полностью игнорируется в России, в то время как западные коллеги активно занимаются переводом веб-сайтов туристических дестинаций, создают группы в социальных сетях и активно публикуют на сайтах китайских туроператоров и новостных каналов исторические справки и туристическую информацию о своей стране.