АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
Секция: Юриспруденция
LXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
Аннотация. В статье автор отмечает, что вопрос соблюдения прав человека по-прежнему остается одним из наиболее актуальных и сложных. В России за последние годы заметно возросло значение либеральных ценностей, среди которых приоритетными являются права и свободы человека и гражданина, но в то же время наблюдается масса их нарушений.
Практика показывает, что число нерешенных проблем в области защиты прав человека в отдельном государстве столь велико, что справиться с ними можно лишь совместными усилиями государственных и общественных правозащитных институтов.
Abstract. In the article the author notes that the issue of respect for human rights still remains one of the most pressing and complex. In Russia, in recent years, the importance of liberal values has noticeably increased, among which the rights and freedoms of man and citizen are a priority, but at the same time there are a lot of violations of them.
Practice shows that the number of unresolved problems in the field of human rights protection in a particular state is so great that they can only be dealt with through the joint efforts of state and public human rights institutions.
Ключевые слова: закон, Россия, права, свобода, защита, административное право, граждане.
Keywords: law, Russia, rights, freedom, protection, administrative law, citizens.
Под правовым статусом человека подразумевается совокупность его прав, свобод и обязанностей. Действительно, во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей. Различными отраслями права предусмотрены определенные условия участия человека в качестве субъекта тех или иных правоотношений, которые определены нормами конкретной отрасли права, при реализации им своей правоспособности.
Иначе говоря, правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
Права и свободы человека являются одной из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающей различные стороны индивидуального и общественного бытия [4].
Права, свободы и обязанности человека формируют его правовой статус, которыми личность наделяется как субъект правоотношений, которые возникают в ходе осуществления правовых норм всех отраслей права. У любого государства не может быть более важной и насущной задачи, чем гарантированность реализации данных прав, их защита. А разрешая данные проблемы, государственная власть объединит энергию масс, устремит их в сознательное русло, удовлетворяя личные интересы, увеличивая благосостояние отдельных личностей, она добьется результативного и поступательного движения всего государства к благополучию и цивилизованности.
Конституционный строй РФ выступает в качестве важнейшей основы формирования общества и государства. Непосредственно на базе Основного закона появляются важнейшие общественные отношения между гражданами и государством, между разными субъектами и государственными органами. Положениями Конституции РФ закрепляются и регулируются данные отношения в первой главе, отдельно подчеркивая, что никакие иные положения каких-либо законодательных актов не могут противоречить установленным основам конституционного строя России (ст. 16 Конституции РФ) [3].
Государство считается основным институтом современного общества, которое обязано обеспечить общность самых разных компонентов политической системы. Государство призвано создавать необходимые условия для действительного обеспечения конституционных принципов организации, а также деятельности политической системы, подлинного действия предусмотренных политических прав и свобод граждан [2].
В общем понимании под правозащитным механизмом подразумевают комплекс государственных и негосударственных учреждений и организаций, а также отдельных лиц, с помощью которого эффективно и качественно осуществляется защита (охрана прав и законных интересов и их объединений).
В соответствии с указанными категориями в науке сформировались базовые гарантии и механизмы по защите прав человека. В правовой литературе выделяются следующие основные механизмы защиты прав человека: внутригосударственные, которые делятся на внесудебные и судебные, и международные.
Под внутригосударственными механизмами защиты прав человека понимают гарантированные Конституцией и действующим законодательством институты, методы и предусмотренные процедуры, действующие в общей системе защиты прав человека, которые обеспечивают их исполнение.
В качестве институтов защиты прав человека понимают систему органов государственной власти, уполномоченных осуществлять защиту предусмотренных прав человека от незаконных действий, т.е. механизм осуществления защиты прав человека осуществляется через специальные органы власти и учреждения.
Конституционно-правовые основы защиты граждан от нарушения их прав – это закрепление в Конституции РФ и федеральном законодательстве ответственности за нарушение прав личности, проведение государственной политики, направленной на профилактику совершения правонарушений в данной сфере.
Под методами и процедурами осуществления защиты прав человека понимают установленные способы воздействия субъекта защиты непосредственно на объект защиты для предупреждения, пресечения незаконных посягательств, а также устранения последствий уже осуществленного общественно опасного посягательства .
Среди нормативно-правовых форм защиты прав человека выделяют следующие формы:
1) законодательные гарантии прав человека в области исполнительной власти;
2) внесудебный порядок обжалования актов государственных органов, когда жалоба на действие нижестоящего органа власти или его должностного лица передается на рассмотрение вышестоящему органу;
3) специальные формы проведения государственного контроля в системе исполнительной власти;
4) прокурорский надзор за выполнением действующего законодательства государственными органами [5].
В современный период правозащитная система нашего государства активно развивается. В то же время, актуальными вопросами остаются вопросы эффективности защиты конституционных прав и свобод, о чем указывают Доклады Уполномоченного по правам человека, фиксирующие множество обращений граждан, указывающие на их нарушение. Думается, что один элемент правозащитного государственного механизма не может осуществлять защиту прав граждан эффективно, необходимо взаимодействие различных государственных и общественных органов в данной сфере.
Взаимодействие государственных и правоохранительных органов определяется как основанный на действующем законодательстве процесс влияния функционально независимых, взаимообусловленных государственных и правоохранительных органов друг на друга при помощи конкретных взаимных прав и обязанностей, который направлен на рост действенности государственного механизма .
Направление обращений Уполномоченного в разные ведомства, включая Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Генеральную прокуратуру, по известным ему фактам нарушений прав и свобод физических лиц отдельными сотрудниками правоохранительных органов, а также в отношении противоречивости нормативно-правовых актов, которые регламентируют их деятельность, не всегда влекут за собой значительные изменения в проблемной сфере.
Уполномоченный содействует восстановлению нарушенных конституционных прав, совершенствованию действующего законодательства о правах человека и приведению его в необходимое соответствие с общепризнанными нормативными положениями международного права, формированию международного сотрудничества в сфере защиты прав человека, юридическому просвещению граждан по вопросам предусмотренных прав и свобод человека, установленных форм и методов их защиты [4].
На наш взгляд, достаточно эффективным представляется осуществление взаимодействия государственных органов правозащитной системы государства в субъектах Федерации с территориальными подразделениями МВД через общественные советы, которые в настоящее время созданы в большинстве субъектах РФ. Совершенствование правозащитной системы в Российской Федерации должно также пойти по пути создания институтов общественной поддержки деятельности правозащитных органов в формах общественных приемных, общественных помощников (доверенных представителей) в административных центрах муниципальных образований, исправительных и образовательных учреждениях.
Взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества реализуется на федеральном и региональном уровнях в различных формах.
За последнее время наибольшее распространение приобрели формы специализированных совещательных, консультативных, координационных и экспертных органов (Советов), а также рабочих групп [1]. В настоящее время они активно включились в процесс обсуждения общегосударственных проблем: не только прогнозируют последствия решений властей, но и рекомендуют возможные альтернативы, выявляют тенденции в развитии страны, привлекая общественное внимание к наиболее острым проблемам [2].
Таким образом, в качестве институтов защиты прав человека понимают систему органов государственной власти, уполномоченных осуществлять защиту предусмотренных прав человека от незаконных действий, т.е. механизм осуществления защиты прав человека осуществляется через специальные органы власти и учреждения. Институт уполномоченного по правам человека довольно органично вписался в систему российских правозащитных механизмов как на федеральном, так и на региональном уровнях.