АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2020-2022 ГОДУ
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2020-2022 ГОДУ
Основой устойчивого функционирования государства является формирование и управление бюджетной системой. Бюджетная система – совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.
Бюджет включает в себя несколько принципов, одним из которых является – сбалансированность. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Таблица 1.
Плановые доходы федерального бюджета в 2020-2022 гг., млрд. руб.
Показатель |
2020 |
2021 |
2022 |
Динамика 2021 к 2020 |
Динамика 2022 к 2021 |
Доходы, всего |
20 379,4 |
21 246,5 |
22 058,3 |
+867,1 |
+811,8 |
% ВВП |
18,1 |
17,7 |
17,2 |
-0,4 |
-0,5 |
Нефтегазовые доходы |
7 472,2 |
7 679,4 |
7 730,6 |
+207,2 |
+51,2 |
% ВВП |
6,6 |
6,4 |
6,0 |
-0,2 |
-0,4 |
Базовые нефтегаз. доходы |
5 139,3 |
5 444,9 |
5 695,0 |
+305,6 |
+250,1 |
Дополнительные нефтегаз. Доходы |
2 332,9 |
2 234,6 |
2 035,7 |
-98,3 |
-198,9 |
Ненефтегазовые доходы |
12 907,1 |
13 567,1 |
14 327,6 |
+660,0 |
+760,5 |
% ВВП |
11,4 |
11,3 |
11,1 |
-0,1 |
-0,2 |
Связанные с внутренним производством |
6 678,7 |
6 964,0 |
7 302,4 |
+285,3 |
+338,4 |
НДС на товары, реализуемые на территории РФ |
4 508,5 |
4 782,1 |
5 090,0 |
+273,6 |
+307,9 |
Акцизы на производимые товары |
959,8 |
940,7 |
906,7 |
-19,1 |
-34,0 |
Налог на прибыль |
1 210,3 |
1 241,2 |
1 305,7 |
+30,9 |
+64,5 |
Связанные с импортом |
3 766,1 |
4 044,3 |
4 373,1 |
+278,2 |
+328,8 |
НДС на ввозимые товары |
2 983,9 |
3 209,1 |
3 473,5 |
+225,2 |
+264,4 |
Акцизы на ввозимые товары |
125,9 |
131,3 |
137,4 |
+5,4 |
+6,1 |
Ввозные таможенные пошлины |
656,3 |
703,9 |
762,2 |
+47,6 |
+58,3 |
Прочие доходы |
2 462,4 |
2 558,9 |
2 652,1 |
+96,5 |
+93,2 |
Дивиденды, в т.ч. ПАО Сбербанк |
760,6 |
930,9 |
1076,8 |
+170,3 |
+145,9 |
Исходя из таблицы 1, видно, что планировалась положительная динамика за весь анализируемый период. В целом в 2021 году доходы должны были составить 21 246,5 млрд. руб., что больше на 867,1 млрд. руб. по сравнению с предыдущим годом. Также в 2022 году по сравнению с 2021 годом доходы предполагали увеличение на 811,8 млрд. руб. и составили бы 22 058,3 млрд. руб.
Нефтегазовые доходы в 2021 году должны были составили 7 679,4 млрд, руб., что на 207,2 млрд. руб. больше, чем в предшествующем периоде. Предполагалась положительная динамика нефтегазовых доходов и в 2020 году.
Рассчитывалось, что ненефтегазовые доходы в 2020 году составят 12 907,1 млрд. руб., так в 2021 году они должны были увеличиться на 660,0 млрд. руб. и составить 13 567,1 млрд. руб. Предполагалось, что в 2020 году ненефтегазовые доходы также будут иметь положительную динамику (+760,5 млрд. руб.) и составят 14 327,6 млрд. руб.
Таблица 2.
Плановые расходы федерального бюджета за 2020-2022 гг., млрд. руб.
Показатель |
2020 |
2021
|
2022
|
Динамика 2021 к 2020 |
Динамика 2022 к 2021 |
Всего |
19 503,3 |
20 634,0 |
21 763,3 |
+1 130,7 |
+1 129,3 |
Общегосударственные вопросы |
1 555,4 |
1 619,0 |
1 665,1 |
+63,6 |
+46,1 |
Национальная оборона |
3 100,8 |
3 246,5 |
3 332,7 |
+145,7 |
+86,2 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2 458,2 |
2 456,0 |
2 479,9 |
-2,2 |
+23,9 |
Национальная экономика |
2 638,3 |
2 842,8 |
3 246,4 |
+204,5 |
+403,6 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
251,6 |
289,6 |
386,5 |
+38,0 |
+96,9 |
Охрана окружающей среды |
348,4 |
411,5 |
437,7 |
+63,1 |
+26,2 |
Образование |
911,6 |
947,3 |
903,5 |
+35,7 |
-43,8 |
Культура, кинематография |
138,4 |
132,9 |
124,2 |
-5,5 |
-8,7 |
Здравоохранение |
1 022,1 |
961,3 |
976,2 |
-60,8 |
+14,9 |
Социальная политика |
5 010,6 |
5 046,1 |
4 827,7 |
+35,5 |
-218,4 |
Физическая культура и спорт |
69,9 |
61,1 |
64,2 |
-8,8 |
+3,1 |
Средства массовой информации |
92,4 |
71,5 |
71,2 |
-20,9 |
-0,3 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
897,0 |
1 037,1 |
1 155,7 |
+140,1 |
+118,6 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
1 008,7 |
995,6 |
1 004,1 |
-13,1 |
+8,5 |
Условно утвержденные |
- |
515,9 |
1 088,2 |
- |
+572,3 |
Анализируя плановые расходы федерального бюджета за 2020-2022 гг., видно, что в 2021 году по сравнению с 2020 годом расходы должны были увеличиться на 1 130,7 млрд. руб. и составить 19 503,3 млрд. руб. В 2022 году также предполагался рост расходов федерального бюджета на 1 129,3 млрд. руб. Так в 2022 году они составили бы 21 763,3 млрд. руб.
Рассматривался значительный рост условно утвержденных расходов. Их динамика в 2021 и 2022 гг. должна была составить +515,9 млрд. руб. и +572,3 млрд. руб. соответственно.
Наибольшее увеличение фактических расходов федерального бюджета планировалось по разделам «национальная оборона» и «национальная экономика» – на 86,2 млрд. руб. и 403,6 млрд. руб. соответственно, что связано с проведением СВО, расширением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и поддержкой бизнеса.
По другим разделам фактические бюджетные ассигнования не предполагали значительных изменений в номинальном выражении.
Исходя из анализа плановых доходов и расходов федерального бюджета в 2020-2022 гг. видно, что бюджет рассматривался как профицитный. Так в 2020 году профицит составил бы 876,1 млрд. руб., в 2021 году – 612,5 млрд. руб., в 2022 году – 295,0 млрд. руб. Тенденция уменьшения профицита федерального бюджета напрямую связана с глобальными обстоятельствами в мире – коронавирусная инфекция, геополитическая обстановка, а также санкции, направленные против Российской Федерации.
Таблица 3.
Основные показатели исполнения федерального бюджета за 202-2022 гг., млрд. руб.
Показатель |
2020 |
2021 |
2022 |
Динамика 2021 к 2020 |
Динамика 2022 к 2021 |
Доходы, всего |
18 719,1 |
25 286,4 |
27 824,4 |
+6 567,3 |
+2 538,0 |
Нефтегазовые доходы |
5 235,2 |
9 056,5 |
11 586,2 |
+3 821,3 |
+2 529,7 |
Ненефтегазовые доходы |
13 483,8 |
16 229,9 |
16 238,2 |
+2 746,1 |
+8,3 |
Расходы, всего |
22 821,6 |
24 762,1 |
31 118,9 |
+1 940,5 |
+6 356,8 |
Профицит (+) / дефицит (-) |
- 4 102,5 |
+524,3 |
-3 294,5 |
+4 626,8 |
-3 818,8 |
Ненефтегазовый дефицит |
-9 337,7 |
-8 532,2 |
-14 880,7 |
+805,5 |
-6 348,5 |
в % к ВВП |
|||||
Доходы, всего |
17,4 |
18,7 |
18,1 |
+1,3 |
-0,6 |
Нефтегазовые доходы |
4,9 |
6,7 |
7,5 |
+1,8 |
+0,8 |
Ненефтегазовые доходы |
12,5 |
12,0 |
10,6 |
-0,5 |
-1,4 |
Расходы, всего |
21,2 |
18,3 |
20,3 |
-2,9 |
2 |
Профицит (+) / дефицит (-) |
-3,8 |
0,4 |
-2,1 |
+4,2 |
-2,5 |
Ненефтегазовый дефицит |
-8,7 |
-6,3 |
-9,7 |
+2,4 |
-3,4 |
Исходя из таблицы 3 видно, что за анализируемый период доходы федерального бюджета РФ в 2021 году по отношению к предыдущему увеличились на 35,1%, в 2022 году доходы возросли на 10,0% и составили 27 824,4 млрд. руб.
Нефтегазовые доходы в 2021 и 2022 году имеют положительную динамику и составили 9 056,5 млрд. руб. и 11 586,2 млрд. руб. соответственно. Ненефтегазовые доходы увеличились в 2021 и 2022 году на 2 746,1 млрд. руб. (20,4%) и 8,3 млрд. руб. (0,1%) соответственно.
Расходы в 2020 году составили 22 821,6 млрд. руб., однако в 2021 и 2022 году они имеют положительную динамику и увеличились на 8,5% и 25,7% соответственно. Так в 2021 году расходы федерального бюджета составили 24 762,1 млрд. руб., в 2022 году – 31 118,9 млрд. руб.
Таким образом, анализируя исполненный федеральный бюджет, можно сделать вывод, что в 2020 году бюджет РФ дефицитный, расходы превосходили доходы на 4 102,5 млрд. руб. (21,9%). В 2021 году удалось вывести федеральный бюджет в профицит на 524,3 млрд. руб. Однако уже в 2022 году дефицит бюджета РФ составил 3 294,5 млрд. руб. (11,8%).
В 2022 году и на сегодняшний день выступают два основных источника финансирования дефицита федерального бюджета – привлечение средств с финансового рынка, а также использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Подводя итог, можно сделать вывод, что государственные власти предпринимают меры для устранения дефицита, что говорит о перспективе сбалансированного федерального бюджета. Сбалансированный федеральный бюджет – это, в первую очередь, стабильность и экономическая устойчивость России.