ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Секция: Юриспруденция
LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Миграционная политика каждой страны представляет систему принципов, целей и действий, с помощью которых государство и иные политические институты регулируют потоки переселенцев и других мигрантов. Такая система и основные направления миграционной политики РФ отражены в «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы», утвержденной Указом Президента РФ. Согласно данной Концепции, основной целью миграционной политики остается обеспечение национальной безопасности при увеличении численности постоянного населения России, поскольку высокие темпы роста миграции населения способствуют повышению уровня преступности.
К первостепенным задачам миграционной политики относят:
1. Содействие развитию внутренней миграции.
2. Содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом.
3. Противодействие нелегальной миграции.
4. Защита национального рынка труда.
В рамках изучения нормативной базы по контролю и регулированию трудовой миграции, в первую очередь стоит обратить внимание на Федеральный закон №115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ», утвержденный 25.07.2002 [2]. Предметом регулирования настоящего Федерального закона является «правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации», а также «отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности». Федеральный закон отражает особенности трудовой деятельности иностранных граждан и некоторые ограничения, связанные с их трудоустройством.
Трудовые права иностранных граждан и особенности регулирования их трудовой деятельности также отражены в Трудовом кодексе РФ в главе 50.1 [1]. В данном разделе представлена информация об условиях временного перевода, отстранения от работы и прекращения трудового договора с иностранным работником.
Кроме того, Федеральный закон №109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 [3] способствует получению информации о миграционной ситуации в стране, а также регулированию «отношений, возникающих при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию».
Рассмотрев основы законодательной базы по регулированию трудовой миграции на Федеральном уровне, обратим внимание на то, что контроль за трудовой деятельностью иностранных граждан осуществляется и органами региональной власти. Одним из документов нормативно-правовой базы по обеспечению контроля и надзора за трудовой деятельность иностранных граждан на региональном уровне является приказ от 23.01.2014 № 27н «Об утверждении правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников». В нем предоставлена информация о порядках и сроках рассмотрения заявок органами государственной власти субъектов РФ по увеличению или уменьшению размера потребности в иностранных рабочих, прибывших из стран с визовым режимом въезда.
Рынок труда является неотъемлемым элементом рыночной экономики любой страны. Он представляет собой систему экономических и правовых отношений, связанных с приобретением или продажей такого товара как «рабочая сила». Рынок труда выступает в роли связующего звена между рабочими и работодателями, и в зависимости от того, насколько хорошо работает механизм распределения рабочих по вакантным местам, повышается или понижается производительность и эффективность отдельных предприятий, которая в совокупности оказывает огромное влияние на темпы роста и другие экономические показатели экономики страны в целом. Распределительная функция рынков труда предназначена для регулирования социально-трудовых отношений. Именно для этой цели созданы специальные организации, которые принято называть «институты рынка труда. Основная задача институтов рынка труда, состоит в нормализации функционирования и взаимодействия сегментов рыночной системы хозяйства, основанных на государственной и негосударственной собственности. Так же они должны способствовать регулированию отношений, сложившихся в ходе трудовой деятельности между субъектами рынка труда и регулярному сбору статистической информации относительно процессов, происходящих на рынке труда.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственные службы занятости населения как в России принимают активное участие в процессе трудоустройства иностранных граждан через предоставление различных услуг.