СОДЕРЖАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЕЕ ОЦЕНКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ
Секция: Экономика
LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
СОДЕРЖАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЕЕ ОЦЕНКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ
Оценка результатов деятельности должностных лиц управленческого звена и рядовых работников всегда представляла особый интерес и обращала на себя внимание специалистов-аналитиков, руководителей всех уровней и самих работников. В случае, если речь идет об итогах работы органов государственной власти федерального и регионального уровня, органов местного самоуправления муниципальных образований, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, участниками такой оценки неизбежно становятся граждане, проживающие на той или иной территории, и представители общественных организаций. Одной из ключевых категорий, используемых в целях обеспечения получения всесторонней и объективной характеристики деятельности является «эффективность», которую укрупненно можно разделить на экономическую и социальную.
Именно через оценку эффективности достигается выполнение задачи, предусматривающей анализ результатов функционирования организации в целом, и отдельных подразделений с их должностными лицами различного статуса, в частности [1].
Эффективность государственного и муниципального управления определяется как степень полноты и качества выполнения органами власти своих функций и задач, степень удовлетворения запросов и потребностей населения. В таком случае об эффективности деятельности свидетельствует достижение заданного результата (в том числе предоставление объема государственных/муниципальных функций и услуг) при минимуме затраченных ресурсов (бюджетных средств, времени и т.д.) или достижение наилучшего (максимального) результата при заданном объеме ресурсов, средств.
При оценке эффективности функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления в расчет необходимо принимать результаты их работы по следующим направлениям:
- создание условий для развития реального сектора экономики – разработка и принятие нормативных правовых актов и иных документов, способствующих строительству современных производственных и торговых предприятий, проявлению инвестиционной и инновационной активности субъектов хозяйствования (внутренних и внешних), обеспечению возможности финансовой, в том числе кредитной, поддержки реализации проектов в различных сферах;
- выполнение социальных обязательств государства и муниципальных образований, обеспечивающих социальные гарантии и защиту граждан, а также их поддержку в сложных жизненных ситуациях;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности организаций и граждан – физической, экологической, в труде, экономической, информационной – путем соответствующего законодательного обеспечения и нормативного регулирования возможностей и ограничений в этой сфере [2].
Одним из ключевых показателей эффективности или их группой могут быть те, которые отражают наполняемость и расходы бюджетов всех уровней – федерального, региональных и местных. Это напрямую связано с возможностью финансового обеспечения обязательств государства при решении социально-экономических, политических и военных задач, вопросов в сфере безопасности.
Одновременно чрезвычайно важным и, в конечном счете, определяющим является рост качества жизни населения. Когда целью деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является благополучие граждан, то экономическая составляющая становится инструментом, создающим основу для обеспечения достижения этой цели. Поскольку без материального благополучия не представляется возможным решить задачи в социальной сфере, оба этих аспекта эффективности можно считать равными по статусу, но в качестве результирующего выбрать социальный эффект и определять его как направление, вектор развития страны.
Современная практика политического управления социально-экономическими процессами предполагает разработку комплекса показателей для оценки результатов деятельности и определения степени достижения именнотех целей, которые были поставлены на конкретный период времени в соответствующей сфере. Формирование системы (комплекса) таких показателей является предметом обсуждения и дискуссий как в научно-исследовательском сообществе, так и в действующих органах власти и управления. Итогом здесь должен быть такой состав показателей, который отражает реальную ситуацию в экономике, социальной сфере, экологии, безопасности, является актуальным на данный момент времени и свидетельствует о степени достижения целей развития, соответствии заданным параметрам в ключевых точках роста благосостояния страны, регионов и граждан.
Процесс формирования таких показателей может являться завершенным только в краткосрочном периоде, поскольку выбранные ориентиры развития, отраженные в показателях, меняются, исходя из корректировок в приоритетах деятельности с учетом ситуации внутри государства и в мировом пространстве.