Анализ состояния инфраструктуры на Крымском полуострове
Конференция: XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Анализ состояния инфраструктуры на Крымском полуострове
Для анализа состояния инфраструктуры и инфраструктурного комплекса Республики Крым, в первую очередь, следует обратиться к рейтингу инфраструктурного развития рейтингового агентства InfraOne, составленного 1 августа 2018 года.
Специалисты данного аналитического агентства обобщили массивы статистических данных, показателей, связанных с качеством и количеством транспортной, энергетической, социальной, коммунальной и телекоммуникационной инфраструктуры и свели их в единый индекс и отдельные индексы по каждой инфраструктурной отрасли. Выведенный индекс в полной мере показывает состояние инфраструктурных фондов и их уровень развития в каждом регионе РФ.
Таблица. 1.
Распределение индексов развития инфраструктуры
Виды инфраструктуры |
Москва |
Санкт-Петербург |
Республика Крым |
Севастополь |
||||
Оценка |
Место |
Оценка |
Место |
Оценка |
Место |
Оценка |
Место |
|
Транспорт |
8,25 |
1 |
6,85 |
3 |
3,38 |
17 |
3,58 |
11 |
Энергетика |
6,98 |
4 |
5,36 |
27 |
4,89 |
61 |
5,51 |
24 |
Социальная |
5,05 |
74 |
5,40 |
60 |
4,86 |
80 |
4,39 |
82 |
Коммунальная |
7,97 |
3 |
8,24 |
2 |
6,73 |
55 |
6,79 |
50 |
Телеком |
9,87 |
1 |
8,93 |
2 |
5,28 |
77 |
4,22 |
85 |
Общий |
7,78 |
1 |
7,11 |
2 |
5,14 |
75 |
5,03 |
77 |
В Табл.1 представлено распределение индекса инфраструктурного развития среди двух регионов Полуострова Крым, а также, для сравнения, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Исходя из комплексной оценки состояния инфраструктуры Республики Крым и г. Севастополя, можно сделать вывод, что среди 85 регионов РФ, оба региона находятся на низком уровне развития инфраструктуры. Такая ситуация вызвана многими факторами: во-первых, за 23 года пребывания Республики Крым в составе Украины инфраструктурный комплекс сильно устарел, не проводились программы по его модернизации, реализовывалось крайне маленькое количество новых инфраструктурных проектов, во-вторых, сложная геополитическая ситуация создаёт препятствия для входа в Крым многих как международных, так и российских компаний, которые занимаются созданием и инвестирование инфраструктурных проектов.
В наихудшем состоянии в обоих регионах находится социальная и телекоммуникационная инфраструктура.
Так, на 2014 г. в Республике Крым численность врачей на 100000 человек составляла 420 чел., из 85 регионов РФ по данному показателю Крым находится на 59 месте. На 2015 г. обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях составляла 473 мест на 1000 чел, по данному показателя Крым находится и вовсе на 81 месте [1].
В г. Севастополе в 2016 г. обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях составляла 500 мест на 1000 чел. В общеобразовательных учреждениях наблюдается серьёзные перегрузка, школы работают в несколько смен, численность детей в классе значительно превышает нормы. А численность врачей всех специальностей в 2017г составляла 470 чел., в то время как в других регионах этот показатель может достигать 950 чел [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что население Крыма недостаточно обеспечено медицинской инфраструктурой, школьными и дошкольными учреждениями, что создаёт значительные ограничения для улучшения качества жизни населения.
Низкий индекс развития инфраструктуры-телеком в обоих регионов объясняется неполным покрытием территории мобильной связью и Интернетом. Также специалистами рейтингового агентства поясняется, что в регионах с высоко развитой телекоммуникационной инфраструктурой чаще реализовываются проекты в сфере «умный город», создаются новые коммуникационные технологии.
Таким образом, можно сделать вывод, что в области социальной и телекоммуникационной инфраструктуры Крыму требуется создание новых инфраструктурных проектов, модернизация имеющихся инфраструктурных объектов.
В области транспортной инфраструктуры и Крым, и Севастополь немного отстают от Москвы и Санкт-Петербурга, однако всё же занимают лидирующие позиции среди всех регионов РФ.
Стоит заметить, что именно в данной отрасли, как в оснополагающей, принимается наибольшее количество инфраструктурных проектов. Среди таких инфраструктурных проектов имеют место как крупные, народнохозяйственные, федеральные, так и региональные, отраслевые проекты.
Самым крупным и значимым из Крымских проектов, безусловно, является Крымский мост. Крымский мост – это широкомасштабный федеральный проект стоимость которого составила около $4 млрд. Значение данного проекта для социально-экономического развития Крымского полуострова невозможно переоценить. Помимо установления транспортного сообщения с новых субъектов РФ, значительного снижения транспортных издержек, проект уже дал свои плоды в области развития туризма, увеличив в 2018 году туристический поток на 30%, по сравнению с 2017 годом [3].
Не менее значимым является проект Трассы «Таврида» (Р260) – автомобильная четырёхполосная автомобильная дорога федерального значения, соединяющая Крымский мост с Севастополем, проходящая через аэропорт в Симферополе, протяжённость которой 250,75 км. Данный проект еще находится на стадии завершения строительства, поэтому, что характерно для крупных инвестиционных проектов, стоимость проекта установлена не окончательно – 168 млрд. рублей. По предварительной оценке, самым важным эффектом от реализации проекта «Таврида» является значительное сокращение пребывания в пути (экономия около 2 часов), что также влияет на развитие туризма и повышения деловой активности в регионе.
Нельзя также упустить важные для развития Крыма проекты в области коммунальной, электроэнергетической, транспортной и др. инфраструктуры. В рамках «Государственной программы развития курортов и туризма на 2017-2020 гг.» было принято решение о создании на территории Крыма шести туристско-рекреационных кластеров: «Детский отдых и оздоровление», «Лечебно-оздоровительный отдых», кластера в районе о. Чокракское, «Коктебель», «Черноморский» [4].
Помимо того, что туристско-рекреационные кластеры сами по себе являются отраслевой туристской инфраструктурой, их создание также предполагает создание соответствующей инфраструктуры различных видов: реконструкция улично-дорожных сетей, модернизация сетей водоснабжения и канализационных систем, реконструкция набережных, пирсов, яхтенных марин, строительство новых парков и реконструкцию уже существующих и, конечно же, строительство и реконструкция санаториев и бальнеологических курортов. Реализация данного проекта еще также не завершена, поэтому окончательную его стоимость назвать невозможно, но в целом затраты на данные мероприятия уже превышают 10 млрд руб.
Предполагается, что создание туристических кластеров значительно повысит предпринимательскую активность в регионе, повысит эффективность предпринимательской деятельности за счёт синергетического эффекта, а также увеличит объём налоговых поступлений в бюджет за счёт увеличения туристического потока.
Территория Севастополя, как отдельного субъекта РФ, намного меньше территории Республики Крым, но тем не менее инфраструктурному развитию Севастополя уделяется очень много внимания. Так, уже в 2017-2018 гг. было принято к реализации много не менее значимым для общества инфраструктурных проектов.
В области социальной инфраструктуры уже завершено строительство нового общеобразовательного учреждения в б. Казачьей, ведутся работы по строительству нескольких школ и детских садов. Так же, ведётся строительство новых культурных объектов: театра Оперы и балета, музея, посвящённого Второй обороны г. Севастополя, а также фондохранилища музея-заповедника «Херсонес Таврический». Разрабатываются проекты «инфраструктурной перестройки» целых улиц и набережных. Так, в стадии разработки находится проект строительства новой парковой зоны – набережной от Артбухты до Херсонеса, а также концепция полной реконструкции Балаклавской бухты, которая вскоре будет выполнять как функции марины, так и места для прогулок и отдыха туристов и горожан.
В области транспортной инфраструктуры Севастополь находится на лидирующих позициях в вышеупомянутом рейтинге. Так, уже с 2014 года безостановочно производится капитальный ремонт автодорог, придомовых дорог. «Основная транспортная проблема города заключается в том, что практически все транспортные артерии идут через центр, он катастрофически перегружен, поскольку люди, которым нужно попасть из Нахимовского в Гагаринский район, вынуждены ехать через центр, то есть через Ленинский район», - сказал Евгений Исаков, замдиректора Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Поэтому на данный момент реализуются проект строительства «Гераклейской рокады». «Гераклейская рокада» - это инфраструктурный мегапроект, который предполагает создание высоклассной дороги с большой пропускной способностью и призван связать 3 района города: Гагаринский, Ленинский и Нахимовский. Предполагается, что в рамках данного проекта также будет создан мост, соединяющий Северную и Южную стороны Севастопольской бухты.
Более того, городом было закуплено около 200 единиц новых троллейбусов и автобусов, что также значительно повлияло на качество транспортной инфраструктуры города.
Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на то что Крым и Севастополь не занимают лидирующие позиции по состоянию и развитию инфраструктуры, на данный момент реализуются и разрабатываются многие очень значимые для города проекта, которые помогут полуострову справится с многими социально-экономическими проблемами.
Однако, в стороне по-прежнему остаются территории с большими экономическим потенциалом, через них не проходят новые трассы, на них не реализуются и не планируются к реализации новые инфраструктурные проекты. Поэтому властям Крыма и Севастополя необходимо прилагать больше усилий по созданию новых инфраструктурным проектам.