Статья:

Анализ состояния инфраструктуры на Крымском полуострове

Конференция: XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Паршина М.В. Анализ состояния инфраструктуры на Крымском полуострове // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(35). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(35).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ состояния инфраструктуры на Крымском полуострове

Паршина Маргарита Витальевна
студент Филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе, РФ, г. Севастополь

 

Для анализа состояния инфраструктуры и инфраструктурного комплекса Республики Крым, в первую очередь, следует обратиться к рейтингу инфраструктурного развития рейтингового агентства InfraOne, составленного 1 августа 2018 года.  

Специалисты данного аналитического агентства обобщили массивы статистических данных, показателей, связанных с качеством и количеством транспортной, энергетической, социальной, коммунальной и телекоммуникационной инфраструктуры и свели их в единый индекс и отдельные индексы по каждой инфраструктурной отрасли. Выведенный индекс в полной мере показывает состояние инфраструктурных фондов и их уровень развития в каждом регионе РФ.

Таблица. 1.

Распределение индексов развития инфраструктуры

Виды инфраструктуры

Москва

Санкт-Петербург

Республика Крым

Севастополь

Оценка

Место

Оценка

Место

Оценка

Место

Оценка

Место

Транспорт

8,25

1

6,85

3

3,38

17

3,58

11

Энергетика

6,98

4

5,36

27

4,89

61

5,51

24

Социальная

5,05

74

5,40

60

4,86

80

4,39

82

Коммунальная

7,97

3

8,24

2

6,73

55

6,79

50

Телеком

9,87

1

8,93

2

5,28

77

4,22

85

Общий

7,78

1

7,11

2

5,14

75

5,03

77

 

В Табл.1 представлено распределение индекса инфраструктурного развития среди двух регионов Полуострова Крым, а также, для сравнения, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Исходя из комплексной оценки состояния инфраструктуры Республики Крым и г. Севастополя, можно сделать вывод, что среди 85 регионов РФ, оба региона находятся на низком уровне развития инфраструктуры. Такая ситуация вызвана многими факторами: во-первых, за 23 года пребывания Республики Крым в составе Украины инфраструктурный комплекс сильно устарел, не проводились программы по его модернизации, реализовывалось крайне маленькое количество новых инфраструктурных проектов, во-вторых, сложная геополитическая ситуация создаёт препятствия для входа в Крым многих как международных, так и российских компаний, которые занимаются созданием и инвестирование инфраструктурных проектов.  

В наихудшем состоянии в обоих регионах находится социальная и телекоммуникационная инфраструктура.

Так, на 2014 г. в Республике Крым численность врачей на 100000 человек составляла 420 чел., из 85 регионов РФ по данному показателю Крым находится на 59 месте. На 2015 г. обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях составляла 473 мест на 1000 чел, по данному показателя Крым находится и вовсе на 81 месте [1].

В г. Севастополе в 2016 г. обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях составляла 500 мест на 1000 чел. В общеобразовательных учреждениях наблюдается серьёзные перегрузка, школы работают в несколько смен, численность детей в классе значительно превышает нормы. А численность врачей всех специальностей в 2017г составляла 470 чел., в то время как в других регионах этот показатель может достигать 950 чел [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что население Крыма недостаточно обеспечено медицинской инфраструктурой, школьными и дошкольными учреждениями, что создаёт значительные ограничения для улучшения качества жизни населения.

Низкий индекс развития инфраструктуры-телеком в обоих регионов объясняется неполным покрытием территории мобильной связью и Интернетом. Также специалистами рейтингового агентства поясняется, что в регионах с высоко развитой телекоммуникационной инфраструктурой чаще реализовываются проекты в сфере «умный город», создаются новые коммуникационные технологии.

Таким образом, можно сделать вывод, что в области социальной и телекоммуникационной инфраструктуры Крыму требуется создание новых инфраструктурных проектов, модернизация имеющихся инфраструктурных объектов.

В области транспортной инфраструктуры и Крым, и Севастополь немного отстают от Москвы и Санкт-Петербурга, однако всё же занимают лидирующие позиции среди всех регионов РФ.

Стоит заметить, что именно в данной отрасли, как в оснополагающей, принимается наибольшее количество инфраструктурных проектов. Среди таких инфраструктурных проектов имеют место как крупные, народнохозяйственные, федеральные, так и региональные, отраслевые проекты.

Самым крупным и значимым из Крымских проектов, безусловно, является Крымский мост. Крымский мост – это широкомасштабный федеральный проект стоимость которого составила около $4 млрд. Значение данного проекта для социально-экономического развития Крымского полуострова невозможно переоценить. Помимо установления транспортного сообщения с новых субъектов РФ, значительного снижения транспортных издержек, проект уже дал свои плоды в области развития туризма, увеличив в 2018 году туристический поток на 30%, по сравнению с 2017 годом [3].

Не менее значимым является проект Трассы «Таврида» (Р260) – автомобильная четырёхполосная автомобильная дорога федерального значения, соединяющая Крымский мост с Севастополем, проходящая через аэропорт в Симферополе, протяжённость которой 250,75 км. Данный проект еще находится на стадии завершения строительства, поэтому, что характерно для крупных инвестиционных проектов, стоимость проекта установлена не окончательно – 168 млрд. рублей. По предварительной оценке, самым важным эффектом от реализации проекта «Таврида» является значительное сокращение пребывания в пути (экономия около 2 часов), что также влияет на развитие туризма и повышения деловой активности в регионе.

Нельзя также упустить важные для развития Крыма проекты в области коммунальной, электроэнергетической, транспортной и др.  инфраструктуры. В рамках «Государственной программы развития курортов и туризма на 2017-2020 гг.» было принято решение о создании на территории Крыма шести туристско-рекреационных кластеров: «Детский отдых и оздоровление», «Лечебно-оздоровительный отдых», кластера в районе о. Чокракское, «Коктебель», «Черноморский» [4].

Помимо того, что туристско-рекреационные кластеры сами по себе являются отраслевой туристской инфраструктурой, их создание также предполагает создание соответствующей инфраструктуры различных видов: реконструкция улично-дорожных сетей, модернизация сетей водоснабжения и канализационных систем, реконструкция набережных, пирсов, яхтенных марин, строительство новых парков и реконструкцию уже существующих и, конечно же, строительство и реконструкция санаториев и бальнеологических курортов. Реализация данного проекта еще также не завершена, поэтому окончательную его стоимость назвать невозможно, но в целом затраты на данные мероприятия уже превышают 10 млрд руб.

Предполагается, что создание туристических кластеров значительно повысит предпринимательскую активность в регионе, повысит эффективность предпринимательской деятельности за счёт синергетического эффекта, а также увеличит объём налоговых поступлений в бюджет за счёт увеличения туристического потока. 

Территория Севастополя, как отдельного субъекта РФ, намного меньше территории Республики Крым, но тем не менее инфраструктурному развитию Севастополя уделяется очень много внимания. Так, уже в 2017-2018 гг. было принято к реализации много не менее значимым для общества инфраструктурных проектов.

В области социальной инфраструктуры уже завершено строительство нового общеобразовательного учреждения в б. Казачьей, ведутся работы по строительству нескольких школ и детских садов. Так же, ведётся строительство новых культурных объектов: театра Оперы и балета, музея, посвящённого Второй обороны г. Севастополя, а также фондохранилища музея-заповедника «Херсонес Таврический». Разрабатываются проекты «инфраструктурной перестройки» целых улиц и набережных. Так, в стадии разработки находится проект строительства новой парковой зоны – набережной от Артбухты до Херсонеса, а также концепция полной реконструкции Балаклавской бухты, которая вскоре будет выполнять как функции марины, так и места для прогулок и отдыха туристов и горожан.

В области транспортной инфраструктуры Севастополь находится на лидирующих позициях в вышеупомянутом рейтинге. Так, уже с 2014 года безостановочно производится капитальный ремонт автодорог, придомовых дорог. «Основная транспортная проблема города заключается в том, что практически все транспортные артерии идут через центр, он катастрофически перегружен, поскольку люди, которым нужно попасть из Нахимовского в Гагаринский район, вынуждены ехать через центр, то есть через Ленинский район», - сказал Евгений Исаков, замдиректора Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Поэтому на данный момент реализуются проект строительства «Гераклейской рокады». «Гераклейская рокада» - это инфраструктурный мегапроект, который предполагает создание высоклассной дороги с большой пропускной способностью и призван связать 3 района города: Гагаринский, Ленинский и Нахимовский. Предполагается, что в рамках данного проекта также будет создан мост, соединяющий Северную и Южную стороны Севастопольской бухты.

Более того, городом было закуплено около 200 единиц новых троллейбусов и автобусов, что также значительно повлияло на качество транспортной инфраструктуры города.

Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на то что Крым и Севастополь не занимают лидирующие позиции по состоянию и развитию инфраструктуры, на данный момент реализуются и разрабатываются многие очень значимые для города проекта, которые помогут полуострову справится с многими социально-экономическими проблемами.

Однако, в стороне по-прежнему остаются территории с большими экономическим потенциалом, через них не проходят новые трассы, на них не реализуются и не планируются к реализации новые инфраструктурные проекты. Поэтому властям Крыма и Севастополя необходимо прилагать больше усилий по созданию новых инфраструктурным проектам.

 

Список литературы:
1. Закон Республики Крым «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» от 28 декабря 2016 года
2. Краткий статистический сборник «Город Севастополь в цифрах 2017» (Крымстат)
3. Официальный сайт Министерства курортов и туризма Республики Крым. Ежемесячная справочная информация о количестве туристов, посетивших Республику Крым в течение 2018 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mtur.rk.gov.ru/ru/structure/1051
4. Постановление Министерства курортов и туризма об утверждении «Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2017-2020 гг.»