Статья:

Финансирование как основная форма государственной поддержки инноваций в Российской Федерации

Конференция: XCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Кошелева Е.М. Финансирование как основная форма государственной поддержки инноваций в Российской Федерации // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(93). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(93).pdf (дата обращения: 21.06.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Финансирование как основная форма государственной поддержки инноваций в Российской Федерации

Кошелева Елена Михайловна
студент, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», РФ, г. Москва
Фомина Ольга Александровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», РФ, г. Москва

 

Государство заинтересовано в поддержке инновационной деятельности ввиду многих факторов, включающих перспективность развития инновационного направления не только для региона, в котором осуществляется политика, но и для страны в целом. Оно стремится поддержать функционирование и развитие инновационного предпринимательства, ввиду чего оказывает разного рода поддержку субъектам хозяйствования.

Одним из основных способов государственной поддержки инноваций в России является финансирование. Однако, несмотря на заинтересованность государства в развитии инновационной деятельности, в данном направлении существует ряд проблем.

На данный момент экономика России не в состоянии составить конкуренцию государствам, занимающим лидирующие позиции в осуществлении и развитии инновационной деятельности.

Согласно Индексу глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index 2019), который ежегодно составляет Всемирный экономический форум (ВЭФ, World Economic Forum, WEF), Россия занимает 43 место в рейтинге, а согласно индексу «Инновационный потенциал» – 32 место. Описанных показателей Россия добилась еще 2018 году и сохранила позиции, однако несмотря на это, данные подтверждают тезис о том, что экономика страны  находится в переходном состоянии и зависима от колебаний внешней среды, а также подвержена кризисным состояниям и не имеет достаточного уровня для перехода к глобальной реализации инноваций и развития,  расширения современных технологий, включающих автоматизацию. [5]

Несмотря на стремление государства развивать данное направление, система институтов и элементов инновационной среды функционирует недостаточно эффективно и качественно, ее влияние на экономический рост несущественно. Для того, чтобы инновационная деятельность могла стать полноценной частью экономического роста необходимо создать благоприятные условия, которые способствовали бы развитию данной сферы. Существует ряд факторов, которые препятствуют созданию этих условий.

Прежде всего стоит обратить внимание на технологическую структуру российской экономики (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Технологическая структура экономики России на 2019 год [3]

 

Согласно данным представленным на рисунке 1, почти половина всех используемых в России технологий относится к средне-низкотехнологичному классу, в то время как только 6% всего объема технологической структуры принадлежит высокотехнологичному классу, что в 3 раза меньше, чем в развитых технологических странах, там этот показатель составляет в среднем 20%.

Помимо этого, факторами, замедляющими развитие инноваций в России, являются такие, как:

  • низкий уровень адекватности современным реалиям оборудования и техники для научных исследований;
  • нехватка кадров с высокой квалификацией в инженерно-технической сфере;
  • низкий объем государственной финансовой поддержки инноваций;
  • низкая инвестиционная активность;
  • введение санкций в сторону России.

Однако, наиболее существенным аспектом является недостаток бюджетного финансирования данной сферы (рисунок 2).

 

Рисунок 2.  Динамика ассигнований на фундаментальные исследования из средств федерального бюджета к расходам федерального бюджета за 2015-2021 гг., % [1]

 

Согласно данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ об ассигнованиях на гражданскую науку из средств федерального бюджета, удельный вес бюджетных ассигнований на науку составил 2,52%, увеличившись на 0,22 процентных значения в сравнении с уровнем 2017 г. Согласно Федеральному закону № 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" этот показатель составляет ежегодно от 416,3 до 460,7 млрд рублей, что повысило удельный вес ассигнований в расходах федерального бюджета до 2,89% (рисунок 2). Также из данных, представленных на рисунке 2 видно, что с 2018 по 2021 наблюдается рост показателя, однако в среднем данное значение ниже, чем в 2015 году. [1]

Если принять во внимание тот факт, что в будущие годы планируется выделять на науку ежегодно в среднем 450 млрд рублей, прирост доли ассигнований при этом составит лишь 0,12% (рисунок 3).

 

Рисунок 3.  Динамика ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета 2015-2021гг. [1]

 

Рассматривая же динамику ассигнований в постоянных ценах, исследователи НИУ ВШЭ отмечают выраженную отрицательную тенденцию в выделении средств из федерального бюджета на развитие и поддержание научной сферы. [1]

Ввиду влияния данных факторов, остро встает вопрос о грамотном и, что немаловажно, эффективном использовании бюджетных среств для достижения высоких показателей роста и развития научной сферы.

Стоит отметить, что ассигнования, поступающие из федерального бюджета, это не единственный источник финансирования, доступный научной среде. Постановлением от 29 марта 2019 года №377 была утверждена государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», целью которой является консолидация ассигнований федерального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), предусмотренные в других государственных программах.  Согласно данной программе к 2030 году планируется увеличить размер бюджетных ассигнований до 1 трлн. рублей в год. [4]

Что касаемо инновационной деятельности на уровне региона, то здесь вопрос финансирования и претворения в жизнь государственных программ выглядит следующим образом.

На основании анализа Постановления Правительства Калужской области от 14.02.2017 № 64 "Об утверждении бюджетного прогноза Калужской области на долгосрочный период" представляется возможным рассмотрение динамики объемов бюджетного финансирования государственных программ региона. В контексте развития темы государственного содействия инновациям, наиболее интересной для рассмотрения является программа «Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области». [4]

Согласно Постановлению от 08.02.19 № 89 "Об утверждении государственной программы Калужской области "Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области" расходы средств бюджетных ассигнований на реализацию данной программы следующие и представлены на рисунке 4.

 

Рисунок 4. Объем финансирования программы "Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области" за счет бюджетных ассигнований, млн руб. [2]

 

Из данных, представленных на рисунке 4 видно, что показатель финансирования увеличивается с каждым годом. В сравнении с 2017 годом в 2019 объем бюджетных средств возрос практически в 4 раза и составил 132 млн рублей, в последующие годы тенденция к увеличению сохраняется и к 2021 году показатель планируется увеличить до 195,3 млн рублей. [2]

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о привлекательности Калужского регоина с точки зрения инновационной предпринимательской активности, а также о том, что данный субъект РФ способен предоставить благоприятые условия для развития науки, технологий и инновационной сферы в целом.

Таким образом, государственное финансирование инновационной деятельности является эффективной формой поддержки инноваций, однако, существует нехватка бюджетных средств и необходимыми становятся другие способы поддержки научной сферы, одним из которых является проведние кластерной политики.

 

Список литературы:
1. Официальный сайт «Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ «ВШЭ» // URL: https://issek.hse.ru/ (дата обращения 05.12.2019).
2. Постановление Правительства Калужской области от 8 февраля 2019 г. N 89 (ред. от 03.04.2020) «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области».
3. Симачев Ю., Акиндинова Н., Яковлев А., Кузык М., Миронов В. Структурные изменения в российской экономике и структурная политика. Аналитический доклад. / Ю. В. Симачев, Н. В. Акиндинова, А. А. Яковлев и др.; науч. рук. Е.  Г.  Ясин; НИУ «Высшая школа экономики».  — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — 32 с.
4. "Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации" (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 N 20615-ак/д19).
5. Insight Report «The Global Competitiveness Report» Klaus Schwab, World Economic Forum // URL: https://www.weforum.org/ (дата обращения 05.12.2019).