Статья:

Стратегический анализ отраслевой и конкурентной среды компании ПАО «МТС»

Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Басенко Ю.В. Стратегический анализ отраслевой и конкурентной среды компании ПАО «МТС» // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(3).pdf (дата обращения: 20.02.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Стратегический анализ отраслевой и конкурентной среды компании ПАО «МТС»

Басенко Юлия Владимировна
студент, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Рассмотрим конкурентную и отраслевую среду компании ПАО «МТС» на примере модели пяти рыночных сил М. Портера, к которым относятся такие факторы, как отраслевые и потенциальные конкуренты, покупатели и поставщики, а также товары-субституты [1, c. 106-107]. В каждом блоке данного анализа будут отражены ключевые бизнес-направления компании, влияние пяти сил Портера на которые представляется автору работы наибольшим.

Отраслевые конкуренты. По данным на 2015 год в отрасли телекоммуникаций представлены следующие наиболее крупные компании: ПАО «МТС», ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом» (Билайн), ООО «Т2 РТК Холдинг» (Tele2), ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» (Мотив), АО «СМАРТС-Самара» (Смартс), «Yota» и другие. На текущий момент выделяют три крупных игрока на рынке телекоммуникаций (Big-3): МТС, Вымпелком и Мегафон. Уровень конкуренции среди данных компаний – высокий. По данным за 2016 год «МТС» занимает наибольшую долю рынка (31%), второе место – «Мегафон» (30%), третье – «Вымпелком» (23%). Остальные операторы составляют 16% [2]. Рассмотрим разницу в выручке и прибыли компаний-конкурентов, образующих Big-3.

Таблица.

 Основные финансовые показатели компаний Big-3 сферы телекоммуникаций

 

МТС

Мегафон

Вымпелком

Выручка от продажи, рубли

314 325 168 000

286 658 000 000

272 433 120 000

Чистая прибыль, рубли

50 658 752 000

36 605 000 000

19 787 561 000

Чистые активы, рубли

37 232 654 000

149 680 000 000

108 279 709 000

 

Из таблицы видно, что МТС является абсолютным лидером по выручке от продажи и чистой прибыли. Так по показателю выручки от продажи МТС опережает Мегафон на 17%, Вымпелком на 15%, а по показателю чистой прибыли – Мегафон на 38%, Вымпелком на 156%. Однако, по количеству чистых активов МТС занимает третье место, уступая Мегафону в 4 раза, а Вымпелкому почти в 3 раза.

На рынке информационных технологий у группы компаний МТС тоже есть ряд конкурентов. Так дочерняя компания МТС – Энвижн групп – по итогам 2016 года заняла 21 место среди крупнейших IT-компаний России [3]. Ее отраслевыми конкурентами являются компании: Optima, Инфосистемы Джет, Сбербанк-Технологии, Центр Финансовых Технологий, Сател, AT Consulting, АйТи и т.д.

На рынке спутникового телевидения конкурентами МТС являются Триколор ТВ, НТВ-ПЛЮС, SkyNet и другие.

Рассмотрим отраслевых конкурентов для розничного бизнеса МТС – компании «РТК». Ими являются магазины электроники, крупнейшие из которых: Связной, Евросеть, М.Видео, MediaMarkt, Эльдорадо, DNS, Ситилинк, Юлмарт и другие.

Определим ключевые компетенции компании МТС, то есть те уникальные факторы, тот «опыт, который очень трудно или невозможно копировать» [1, c.109-111].  К ним можно отнести: объем инвестиций для создания конкурентных производств, сильный бренд, доступность ресурсов, сети сбыта (в частности, РТК) и клиентские отношения, а также сложность достижения эффекта синергии. К барьерам выхода с рынка – «факторам, связанным с потерями, которые несет фирма, прекращая бизнес в данной отрасли» [1, c.109-111] – относятся потери вложенных инвестиций, снижение репутации и бизнеса компании, а также потери, связанные с необходимостью проведения мероприятий по демонтажу и утилизации.

Потенциальные конкуренты. Отраслевые барьеры входа на рынок телекоммуникаций для новых игроков очень большие, так как чем больше сим-карт продаёт компания, тем обслуживание отдельной сим-карты обходится дешевле (эффект масштаба при производстве). Компании-новичку придется вкладывать огромные средства на оборудование, лицензирование, технологии и инвестиции в имиджевые факторы. Таким образом, существующие высокие барьеры для входа на рынок являются предпосылкой того, что на текущий момент рынок сотовой связи перенасыщен, нет надобности, а также возможности в появлении новых потенциальных игроков.

Но так как с 2016 года одним из стратегических направлений МТС является «диджитализация» [4], то у компании появляются новые потенциальные конкуренты – крупные ИТ-компании, к которым можно отнести Яндекс, Google, Mail.Ru Group, WarGaming, EPAM, Luxoft и другие.

Потенциальными конкурентами МТС в сфере розничной торговли могут стать универсальные интернет-магазины. По данным рейтинга интернет-магазинов, составленного в рамках проекта RUWARD в 2016 году, интернет-магазин МТС занимает 23 место [5]. В случае, если другие интернет-магазины примут решение о диверсификации своего бизнеса и начнут смещать свой фокус в сферу товаров электроники, то конкурентами МТС могут стать shoppinglive.ru, my-shop.ru и другие.

Товары-заменители. Товарами-заменителями для сотовой связи МТС являются бесплатные приложения Viber, Skype, WhatsApp, Telegram [6], а также социальные сети (Вконтакте, Facebook и т.п.). Эти платформы позволяют клиентам общаться с помощью доступа в Интернет без использования стандартных сообщений с сим-карты и голосовых звонков. Но стоит отметить, что использование данных товаров-заменителей невозможно без наличия доступа к сети Интернет.

В качестве товаров-заменителей фиксированной связи, реализуемой с помощью дочерней компании МГТС, могут выступать как непосредственная мобильная связь МТС, так и выше перечисленные приложения.

Товарами-заменителями для спутникового телевидения МТС служит Интернет, в особенности wi-fi сети, на компьютерных и мобильных устройствах. Так домохозяйства могут не стремиться подключить систему спутникового ТВ-вещания в связи с возможностью посмотреть телепередачи или фильмы в режиме реального времени с помощью сети Интернет.

Поставщики. Рынок мобильной связи является в большей степени рынком высокотехнологических услуг. Поставщиков капитального оборудования, такого как оборудование для базовых станций и серверов, существует немного, однако крупных покупателей также ограниченное число. Помимо МТС, покупателями могут быть и другие отраслевые конкуренты.

В качестве поставщиков электроники выступают компании-производители мобильных телефонов, планшетов и аксессуаров к ним. Среди них можно выделить такие компании, как Apple, Samsung, Sony, Huawei, Lenovo и т.д.

По данным интервью с менеджером организации, «количество поставщиков МТС исчисляется сотнями, а со многими из них у компании установлены долгосрочные партнерские отношения».

Потребители. Потребителями компании МТС являются жители России и стран СНГ – владельцы сим-карт, пользователи фиксированной связи, мобильных приложений и компьютерных платформ, покупатели электроники и спутникового ТВ-вещания.

Рассмотрим самую большую группу потребителей для компании МТС, а именно потребителей в сфере телекоммуникаций. Количество абонентов сотовой связи постоянно растет: родители покупают своим детям телефоны, абоненты молодеют и наоборот. Так пожилое население в настоящее время имеет возможность общаться со своими близкими ежедневно с помощью мобильного или стационарного телефона. Кроме того, потребители сотовой связи характеризуются приверженностью к одному оператору всей семьей из-за выгодности тарифов внутри сети. В результате, по данным годового отчета МТС за 2016 год абонентами компании были более 80 миллионов человек [4].

Таким образом, количество потребителей товаров и услуг МТС на текущий момент очень высоко. Более того, наблюдается тенденция к его росту.

На основе модели пяти сил Портера можно сделать вывод об отраслевой и конкурентной среде МТС. В качестве основных угроз для организации выступают следующие факторы: высокий уровень конкуренции между компаниями «большой тройки» в сфере телекоммуникаций, небольшой отрыв от ближайшего конкурента (компании Мегафон) по доле рынка, сильная конкуренция в отрасли информационных технологий, а также риск уменьшения или практического прекращения пользования услугами фиксированной связи и спутникового телевещания. В качестве возможностей МТС можно выделить такие факторы, как высокие барьеры на вход новых игроков на телекоммуникационный рынок в целом, большое количество потребителей и поставщиков, лидирующие позиции по доле рынка, величине чистой прибыли и выручке, а также широкая розничная сеть и активное развитие бизнеса в области информационных технологий.

 

Список литературы:
1. Маленков Ю. А. Стратегический менеджмент : учеб. – М. : Проспект, 2009. – 224 с.
2. URL: http://1234g.ru/novosti/doli-rynka-sotovykh-operatorov-2016 (дата обращения: 12.12.17.)
3. URL:http://www.cnews.ru/reviews/rynok_it_itogi_2016/review_table/ (дата обращения: 12.12.17.)
4. URL: http://www.company.mts.ru/comp/ir/control/data/annual_reports/66/ (дата обращения: 12.12.17.)
5. URL: http://www.ruward.ru/ecommerce-index-2016/ (дата обращения: 12.12.17.)
6. URL:http://www.bbc.com/russian/business/2013/07/130717_russia_skype_ott_services (дата обращения: 12.12.17.)