Ограничение свободы массовой информации в соответствии с Конституцией РФ
Секция: Юриспруденция
IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Ограничение свободы массовой информации в соответствии с Конституцией РФ
В настоящее время средства массовой информации играют существенную роль в жизни современного общества и оказывают огромное влияние на формирование общественного мнения.
С помощью средств массовой информации граждане реализуют свои конституционные права на «свободу мысли и слова»[1,п.1,ст.29], право выражать собственное мнение и убеждения, «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»[1,п.4,ст.29].
Массовой информации гарантируется свобода и запрещается цензура. Эти права закреплены в статье 29 Конституции РФ.
В то же время, получение информации может повлечь за собой создание каких-либо идеалов или норм поведения, что позволяет через средства массовой информации влиять на сознание людей и манипулировать их общественным поведением.
Поэтому, кроме прав и свобод массовой информации, закрепленных в Конституции, той же статьей 29 установлены запреты на действия средств массовой информации, «возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства»[1,п.2, ст.29].
Статья 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ратифицирована РФ в 1998 году) также, кроме обеспечения права на «свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ» [2,п.1,ст.10], предусматривает, что «осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определёнными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия»[2,п.2 ст.10].
В соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ определенные ограничения на свободу действий средств массовой информации «в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [1,п.3,ст.55] устанавливаются федеральными законами.
Так, например, статьей 4 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1(ред. от 18.04.2018) «О средствах массовой информации» установлены ограничения на свободу слова, запрещая использование средств массовой информации «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости» [5,ст.4], а также устанавливает ряд запретов на распространение информации об экстремистских организациях, «способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ» [5,ст.4], ограничивает освещении контртеррористических операций средствами массовой информации, если распространение «сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей» [5,ст.4].
Недопустимость распространения экстремистских материалов через средства массовой информации установлена также ст.8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", а в статье 11 указанного закона предусмотрена ответственность средств массовой информации «за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности» [6,ст.11]вплоть до прекращения его деятельности.
Ответственность за использование средств массовой информации с целью разжигания вражды и ненависти установлена также административным и уголовным законодательством РФ.
В частности ст.20.29 и 20.3 Кодекса об административных правонарушений РФ предусмотрены штрафы и конфискация запрещенных материалов.
В уголовном законодательстве ответственность за использование средств массовой информации в разжигании ненависти, вражды, призывам к экстремизму установлена ч.2 ст.280 и ст.282 Уголовного Кодекса РФ в виде штрафов до 500 тысяч рублей, либо принудительных работ с лишением права занимать определенные должности, либо лишением свободы , в том числе с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
В целом анализ законодательства РФ показал, что в целях исполнения требований ч.2 ст.29, ч.3 ст.55 Конституции РФ, а также п.2 ст.10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ратифицирована РФ в 1998 году) в части установления ограничения свободы слова, приняты ряд законодательных актов устанавливающих определенные запреты на распространение информации в средствах массовой информации, направленные на обеспечение «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [1,п.3,ст.55], а также ответственность за нарушение данных запретов.