Статья:

Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей с позиции административного и уголовного законодательства Российской Федерации

Конференция: XLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Кудзилов Д.Б. Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей с позиции административного и уголовного законодательства Российской Федерации // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/13(43).pdf (дата обращения: 11.01.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 50 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей с позиции административного и уголовного законодательства Российской Федерации

Кудзилов Дмитрий Борисович
студент, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

На сегодняшний день, Российская Федерация находится в стадии стремительного развития современного общества. Данное развитие затрагивает не только экономическую составляющую государства, но и социальную сферу. Ведь именно от социальной сферы зависит существование достойных условий жизни, как целого общества, так и отдельно взятого гражданина. Развитию социальной сферы уделяется огромное внимание со стороны государства, так поданным Министерства финансов РФ приоритетным направлением  расходов федерального бюджета на текущий 2019 год является финансирование именно социальной сферы. При этом, большое значение для развития социальной составляющей является достойное воспитание детей, ответственность за которое несет не только государство, но и родители.

Достойное воспитание детей является тяжелым и долгим трудом, за которое ответственны не только родители, но и общество в целом, так как ребенок вовлечен в постоянный воспитательный процесс семьи и различных образовательных учреждений. Правовая защита детей закреплена как на международном, так на российском внутригосударственном уровне, гарантируя каждому ребенку право на достойное существование и нормальное развитие.

Российское административное законодательство содержит норму об ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, где разделены понятия «содержание» и «воспитание». В то время как уголовное законодательство предусматривает ответственность исключительно за неисполнение (в том числе и ненадлежащее исполнение) обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего соединенное с жестоким обращением. Про «содержание» несовершеннолетних ничего не сказано, что, на мой взгляд, либо подразумевается, либо исключается из «воспитания».

Само понятие «содержание» имеет значение как «издержка на кого-то, что-нибудь, совокупность затрат, расходов, необходимых для обеспечения жизни, существования или действия кого-то, чего-нибудь. Иначе говоря, данное понятие имеет своей сутью предоставление условий для нормального жизнеобеспечения и существования. Понятие «воспитание» трактуется как последовательный процесс формирования личности в целях ее подготовки к участию на протяжении всей жизни в круговороте общественных отношений. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешнешкольных учреждений, детских и молодежных организаций, общественности».

К примеру, по мнению российского ученого-правоведа А.В. Зуева, содержание и воспитание действительно разные понятия, за содержание ребенка целесообразно и логично привлекать к ответственности взрослых, но вот отдельно за воспитание, которое у каждого ребенка индивидуально, привлекать к ответственности абсурдно [4, c.119]. Поэтому, стоит вопрос о том, входит ли по административному законодательству «воспитание» в понятие «содержание», и наоборот, в уголовном законодательстве. Ведь, проблема исполнения обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних является актуальной темой исследования в связи с тем, что данная проблема касается каждой семьи, каждого ребенка. Нередко встречаются случаи, когда межличностные конфликты взрослых и детей разрешаются с помощью физической силы и жестокости, что заканчивается порой и смертью ребенка.

Исходя из анализа судебно-следственной правоприменительной практики, касающейся неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ) выявлена противоречивость понимания и оценки жестокого обращения, неисполнения и ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего[1].

Встречаются случаи, когда суды одни и те же «деяния» квалифицируют в одном случае как неисполнение, в другом как ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Иногда данные понятия объединены в одном составе, как неисполнение, так и ненадлежащее исполнение.

Из содержания судебной практики было выявлено общее понимание жестокого обращения: безразличное отношение к потребностям, интересам, здоровью, безопасности, досугу, времяпрепровождению ребенка, уклонение от выполнения обязанностей по обеспечению потребностей малолетнего в благополучных санитарно-гигиенических условиях, полноценном отдыхе и сне, средствах гигиены, в получении медицинского обслуживания, в чем проявилось жестокое обращение с ребенком[2]. Данные характеристики по своей сути входят в понятия неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Но, очевидно, что на сегодняшний день, к сожалению, существует проблема в толковании таких понятий как «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», «жестокое обращение», что порождает неправильную квалификацию противоправного деяния и требует разделительного понимания данных понятий. На мой взгляд, под неисполнением следует понимать полное не предоставление несовершеннолетнему необходимого содержания и уклонение от надлежащего воспитания либо формирование антиобщественного поведения. Под ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию и содержанию следует понимать частичное или периодичное уклонение от надлежащего воспитания и периодическое прерывание надлежащего содержания несовершеннолетнего[3,c.87]. Понятие «жестокое обращение» должно само по себе включать незначительный вред здоровью несовершеннолетнему. Также, на наш взгляд, следует привести в соответствие толкование норм о содержании и воспитании несовершеннолетних в административном и уголовном законодательствах, а именно в соответствующих нормах, касающихся исполнения обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних использовать понятие «содержание и воспитание»[5,c.141].

Таким образом, решив вышеуказанные проблемы неисполнения или ненадлежащего исполнения уполномоченными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего сведет к минимуму нарушения благополучного формирования личности ребенка, и как правило склонения его на путь беззакония, совершению антиобщественных деяний, нарушению законных прав и интересов иных участников общества.

 

Список литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации, в ред. от 30 декабря 2018 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"//КонсультантПлюс
3. Гомола  А. И. Гражданское право / А.И. Гомола. - М.: Академия, 2017. - 416 c.
4. Зуев А.В., Макеева И.А., Индык К.П. Проблемные аспекты защиты прав несовершеннолетних // Ленинградский юридический журнал. - 2017. - № 3. - С. 117 - 124.
5. Терёшкина Е. А. Современное состояние правового регулирования защиты прав и интересов несовершеннолетних лиц, находящихся под опекой и попечительством / Е. А. Терёшкина, Е. Н. Лоторев // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 7. – С. 140-143.