Влияние образования на экономический рост России
Секция: Экономика
LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Влияние образования на экономический рост России
Как известно, в сентябре 2003 года произошла образовательная реформа, заключающаяся в переходе к болонской системе образования, вокруг которой сразу возникло много споров, неутихающих до сих пор. Однако наиболее важным показателем того, насколько реформа эффективна, будет являться ее влияние на совокупный экономический рост России, что и рассматривается в настоящей работе и является ее целью. К задачам работы относится выяснение разницы между прошлой и настоящей системами образования, их сравнительная характеристики и мнение специалистов, а также определение динамики экономического роста в будущем под влиянием сферы образования.
Существует такое положение, суть которого в следующем: бакалавриат не ориентирован на овладение конкретной специальностью, он ведет подготовку по профессиональному направлению, заключающемся в усвоении правил и инструкций, в этом весь смысл обучения. От специалистов же требуется осуществление научных разработок, которые в будущем могли бы быть применимы на практике. То есть, если говорить о самой реформе, то для России применения болонской системы есть шаг весьма смелый. Так, в действительности можно полагать, что обучение бакалавра это обучение без специализации, а чтобы овладеть всеми знаниями специалиста, нужно овладеть знаниями магистра, а это еще два учебных года в ВУЗе.
Важно отметить, что экономический рост России и образовательная система очень тесно связаны. Качество образования влияет на качество работы будущих специалистов, а значит, и на экономику страны. Поэтому данный вопрос в настоящее время очень актуален и требует проведения анализа образовательной сферы.
Анализируя образование прошлых лет, можно обратиться к работе Аганбегяна А.Г. Он писал, что причиной того, почему Россия оказалась впереди многих стран, в том числе США, в советское время, являлось лучшее образование. В доказательство были приведены и расходы бюджета на рассматриваемую сферу: В США тратили 4% национального дохода, а в СССР – 10%. Разница значительная и она была заметна при анализе показателя ВВП, сейчас же в России на образование тратится менее 4% (Таблица 1) бюджета против 11% американских затрат, причем с 2013 года финансирование уменьшается. Исходя из вышесказанного, можно найти аргумент к тому, что качество образования действительно влияет на экономический рост.
Следует также сказать о механизмах в образовательной сфере, которые могут влиять на экономический рост - прежде всего, количество лет обучения. В результате зарубежных исследований было выяснено, что в действительности продолжительность обучения оказывает положительное влияние на качество образования и, следовательно, на экономический рост. Однако и это подвергается сомнению со стороны многих специалистов, ведь самый главный аспект образования – его качество – игнорируется.
К тому же, в некоторых научных работах все же предполагается, что образование играет роль как в качестве инвестиций в человеческий капитал, так и в качестве фактора, который может способствовать научным разработкам и исследованиям, а это важно для тех стран, где в приоритете инновации.
Стоит отметить, что существенным оказывается отношение базового и высшего образования, причем высшее образование важно именно для инновационного развития государства.
Однако в России на данный момент нет фундамента для инновационных технологий, за основу взяты западные модели, в том числе и модели экономического развития. Россия, по мнению многих экспертов, страна развивающаяся, и пока не может называться постиндустриальной.
Снова обращаясь к исследованиям, можно сказать, что применение в качестве показателя качества образования такого параметра, как объем полученных навыков и знаний, кардинально меняет оценку роли образования в экономическом росте страны. Несмотря на то, что исследования и тесты проводились достаточно давно, их данные могут быть использованы для анализа, так как образовательные программы западных стран остаются прежними, по крайней мере, срок обучения не менялся давно.
В работе авторов показатель качества образования строится на основании проведенных международных тестов, где показано, что качество образования оказывает положительное влияние на экономический рост, и это влияние нивелирует связь между продолжительностью образования и экономическим ростом.
Таблица 1
Расходы федерального бюджета 2013-2016 годов % к общему объему доходов
Статья затрат |
2013 год |
2013 год |
2014 год |
2016 год |
Общегосударственные вопросы |
6,25 |
6,38 |
7,04 |
7,18 |
Национальная оборона |
14,06 |
15,77 |
17,73 |
19,37 |
Национальная безопасность |
14,3 |
15,45 |
14,85 |
13,91 |
Национальная экономика |
15,27 |
13,86 |
15,71 |
17,58 |
ЖКХ |
1,77 |
1,33 |
0,9 |
0,82 |
Образование |
4,68 |
5,04 |
4,65 |
3,95 |
Здравоохранение |
4,76 |
3,76 |
3,84 |
2,72 |
Социальная политика |
29,94 |
28,73 |
24,99 |
25,38 |
Межбюджетные трансферты |
4,65 |
5,01 |
5,6 |
4,38 |
Обслуживание государственного долга |
2,48 |
2,7 |
3,1 |
2,95 |
Прочие разделы |
1,83 |
1,98 |
1,59 |
1,76 |
Вышеуказанная оценка базируется на статистической модели, которая соотносит ежегодный темп роста реального ВВП с показателями качества образования, числом лет обучения, а также с уровнем дохода и другими показателями, которые могут быть использованы для исчисления ВВП. Стоит отметить, что дальнейшие исследования зарубежных ученых показали, что в результате добавления переменной качества, влияние числа лет обучения резко сокращается и становится практически незначимым в отличие от других используемых факторов. Данный факт говорит о незначительности количества лет обучения в показателе реального ВВП.
Однако модифицированная работа исследователей Э.Ханушек и Д.Кимко пролила свет на некоторые непонятные моменты в анализе. Так, было выяснено, что качество образования все же воздействует на экономический рост, но в гораздо большей степени, чем его продолжительность. Данный факт будет являться основополагающим при анализе качества российского образования.
По данным Росстата количество всех образовательных организаций России с 1980 по 2016 годы выросло с 494 до 896, а государственных образовательных учреждений за тот же период выросло с 494 до 530, количество студентов возросло с 3045,7 тыс. человек до 4766,5 тыс. человек. В данном случае тенденция положительная, но опять же, важнее то, как она повлияла на качество образования.
Таким образом, в настоящее время не наблюдается негативного влияния со стороны образовательной сферы на совокупную экономику России, иначе работа неквалифицированных кадров могла бы негативным образом повлиять на экономический рост. Хотя данный вывод скороспешный, и его нельзя назвать определенно точным, ведь пройдет еще не один десяток лет прежде, чем страна ощутит на себе последствия образовательной реформы 2003 года.
Таким образом, можно сделать вывод, что образовательная сфера оказывает прямое влияние на экономический рост страны, поэтому, чтобы его повысить, необходимо выполнить ряд задач:
1) усовершенствовать систему образования путем ее реформирования;
2) обновить базы, по которым осуществляется учебный процесс;
3) увеличить финансирование образовательной сферы;
4) повысить квалификацию преподавательского состава и определить стандарт, «провести чистку» сотрудников, которые не соответствуют стандарту.
Итак, чтобы улучшить систему образования и выйти на международный уровень, необходимо решить все вышеперечисленные задачи. Ведь именно уровень образования, качество знаний и квалификация рабочего состава смогут обеспечить уверенный рост конкурентной силы экономики страны.