Статья:

Таможенно-тарифное регулирование как инструмент привлечения иностранных инвестиций

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Столяренко А.П. Таможенно-тарифное регулирование как инструмент привлечения иностранных инвестиций // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(51).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 47 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Таможенно-тарифное регулирование как инструмент привлечения иностранных инвестиций

Столяренко Анна Павловна
студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Калуга
Шаурина Ольга Сергеевна
научный руководитель, канд. техн. наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Калуга

 

Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала любой страны. Это, в свою очередь, крайне положительно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта и повышает активность государства на внешнем рынке.

За последние несколько лет, начиная  с 2014 года, курс рубля потерял в своей стоимости более 100%, что довольно сильно сказалось на прибыли инвесторов, чья  прибыль исчисляется  именно в этой валюте. В тоже время такой слабый курс рубля привлекателен для тех инвесторов, которые конвертируя доллары в рубли, имеют возможность покупать очень подешевевшие российские активы.

 

Рисунок 1. Динамика иностранных инвестиций в экономику РФ [1]

 

Количество  иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации в 2013 году вырос на 10,1% по сравнению 2012 годом и составил 170,2 миллиарда долларов, в том числе прямых — на 39,9%, до 26,1 миллиарда долларов. На 4-й квартал  2016 года, накопленный иностранный капитал в экономике России составил 384,1 миллиарда долларов, что на 6% больше по сравнению с 2012 годом, по данным статистического ведомства России (Росстат). Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил 127,2 миллиарда долларов — на 6,9% меньше, чем в 2012 году[1]. Если говорить об инвестиционном климате в России в I квартале 2017 г., его  можно охарактеризовать как стабильный, с предпосылками к улучшению. Международное рейтинговое агентство Standart&Poors (S&P), спрогнозировав рост ВВП России в размере 1,7% в период с 2017 по 2020 годы, улучшило кредитный рейтинг страны, повысив его с резко негативного до стабильного.

В нормативно-правовой базе процесса привлечения инвестиций в Российской Федерации следует выделить Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» регулирует условия привлечения иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации и гарантирует соблюдение их прав. Отдельно необходимо отметить статью, относящуюся к таможенному регулированию: Статья 16. Льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями по уплате таможенных платежей. Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза, международными договорами государств - членов Евразийского экономического  союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Отношения, связанные с вложением зарубежного капитала в российские банки, кредитные и страховые организации регулируются законами РФ о банковской деятельности и страховании.

Основные производственные фонды российских предприятий во всех отраслях экономики серьезно изношены и морально устарели. Привлечение иностранного капитала необходимо для модернизации добывающей промышленности, эффективного и безопасного освоения новых месторождений. Для развития потенциала российской экономики чрезвычайно важны зарубежные инвестиции в станкостроение, авиа и судостроение.

Таможенно-тарифное регулирование - неотъемлемая и наиболее существенная часть таможенной политики, определяющая национальный торговый режим, условия доступа товаров на национальный рынок, посредством мер, методов и инструментов регулирования. Являясь ключевым элементом защиты национального производства, оно в свою очередь выступает как регулятор рынка, обеспечивая его открытость. Именно это является фактором, привлекающим зарубежных производителей и инвесторов.

Инвестиционное развитие государства невозможно без продуманной таможенной политики, призванной обеспечить легкое проникновение иностранного капитала, в любой имущественно-денежной форме в государство. Именно этим требованиям отвечают инструменты и меры таможенно-тарифного регулирования, в совокупности являющиеся регуляторами внешнеэкономической деятельности. Мерами являются разработка и применение таможенных пошлин и таможенного тарифа, а инструментами - ввозные и вывозные таможенные пошлины

В практическом плане за Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза сохраняется важная регулятивная функция стимулирования экономической активности и создания условий для привлечения прямых иностранных инвестиций. В связи со вступление России во Всемирную торговую организацию, в перспективе до 2020 года будет продолжаться реализация принципа эскалации таможенного тарифа с учетом необходимости обеспечения различных отраслей экономики сырьем, материалами, компонентами и инвестиционными товарами по конкурентным ценам [2].

Если говорить о краткосрочной перспективе развития  энергомашиностроительной индустрии, то планомерное уменьшение ставки импортной таможенной пошлины на отдельные виды частей газовых турбин на обозначенный срок поспособствует взлету инвестиционной привлекательности энергетической и машиностроительной отрасли, а также приведет к увеличению производства энергетического оборудования, повышению конкурентоспособности узкоспециализированного производства на внутреннем рынке России. Понижение ставок импортных таможенных пошлин на компоненты для химической промышленности также, безусловно, повлечет за собой рост конкурентоспособности отечественной продукции вышеупомянутой отрасли [3].

Повышение  эффективности трубного производства, а также снижение доли затрат на импортные компоненты в себестоимости готовой продукции произойдет, если  уменьшить  ставку импортной таможенной пошлины на полиэтилен высокой плотности.

В лесопромышленном комплексе также грядут перемены к лучшему. Так, целям содействия переводу большинства заказов на производство печатной продукции в Россию, увеличению загрузки отечественных полиграфических мощностей  поспособствует пониженная ставка импортной таможенной пошлины на мелованную бумагу и картон.

Таким образом, манипулирую ввозными и вывозными пошлинами, с помощью таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности возможно привлечение иностранных инвестиций в различные отрасли промышленности. Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в России жизненно необходимо для реализации государством своих интересов, как в международном плане, так и в вопросах экономического суверенитета. Без реализации продуманной и последовательной стратегии привлечения иностранных инвестиций, предоставляющей возможность исключить геополитические риски, Россия не сможет проводить независимую экономическую политику, так как в данный момент отток капитала является одной из важнейших проблем российской экономики.

 

Список литературы:
1. Инвестиционный климат России – выбор между оптимизмом и осторожностью//URL: http://tv-bis.ru/planirovanie-investtsiy/577-investitsionnyiy-klimat-rossii.html (дата обращения 29.10.2017)
2. Таможенно-тарифное регулирование как инструмент стимулирования инвестиционной активности бизнеса//В.В. Бакланов.  URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/---ep15-05/1621-a (дата обращения 20.10.2017)
3. Минаев А. В. Направления совершенствования таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли РФ в условиях ее членства в ВТО // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 455-459. (дата обращения 23.10.2017)