Методология совершенствования системы эколого-экономического управления земельными ресурсами
Секция: Экономика
LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Методология совершенствования системы эколого-экономического управления земельными ресурсами
Создание новой системы управления земельными ресурсами, прежде всего, связано с тем, что именно земельные ресурсы являются основой национального богатства, основным источником экономического роста страны, объектом социально-экономических и общественно-политических отношений. Так как земля является не только основным средством производства, территориальным базисом и природным ресурсом, но и объектом имущественных правоотношений и объектом недвижимости, экономические преобразования определили значение управления земельными отношениями и земельными ресурсами.
Формирование системы управления земельными ресурсами является основной проблемой ведения земельной реформы, которая до сих пор не нашла определённого вывода. Это требует постоянное совершенствование положений управления земельными ресурсами в целях увеличения налоговой базы и сбора доходов, привлечения инвестиций в развитие муниципальных образований и регионов, создания эффективной системы обеспечения прав субъектов земельных отношений.
Процесс управления земельными ресурсами включает в себя следующие аспекты:
- политический;
- административно-управленческий;
- правовой;
- научный;
- технико-технологический.
Система управления земельными ресурсами может быть государственной, муниципальной и внутрихозяйственной, которая может включать в себя следующие функциональные действия: землеустройство, мониторинг, земельный кадастр.
Система управления представляет собой функцию организованных систем, обеспечивающих сохранения структуры, поддержания деятельности и реализацию программ и целей.
Субъектом управления является разные властные и административные структуры, физические и юридические лица, имеющие определённые полномочия.
Объектом управления являются физические и юридические лица, социальные, природные, экологические, а также экономические системы и процессы.
При реализации следующих поставленных задач осуществляется достижение эффективности управления земельными ресурсам:
- осуществление мероприятий, которые направленны на решение задач управления федеральным и региональным законодательством;
- создания связи исполнительных и законодательных органов;
- обеспечение наличие высококвалифицированных кадров;
- наличие картографических материалов нужного масштаба;
- проведение инвентаризации земель, мониторинга и землеустройства, а также сохранение этих данных.
В эколого-экономической системе эффективность упралвения земельными ресурсами определяется с учётом первичных и вторичных факторов производства. К первичным относится природные и трудовые ресурсы, а к вторичным информационные.
В результате оценки работы органов управления земельными ресурсами методом сравнения выявляют причину отклонения от плановых показателей.
Выделяют основные виды сравнения:
- отчётных показателей с плановыми;
- плановых показателей с показателями предшествующего периода;
- отчётных показателей с показателями предшествующего периода;
- показателей работы за каждый день.
Балансовым методом осуществляется сравнения показателей хозяйственной деятельности с целью выявлениях их взаимного влияния, а также определяют резервы повышения эффективности производства.
Метод элиминирования выделяет действие одного фактора на общие показатели производственно-хозяйственной деятельности, а также позволяет исключить действие других факторов.
С помощью факторного анализа происходит установление силы влияния факторов на результат с целью их ранжирования.
Графическим методом осуществляется иллюстрация организационных, экономических процессов на основе показателей.
Для выбора оптимальных вариантов организации и функционирования системы управления земельными ресурсами используют экономико-математические методы.
Применение функционально-стоимостного анализа осуществляется с целью повышения эффекта системы управления затрат за жизненный цикл.
Конечный результат управленческих действий, выраженный в абсолютных и относительных показателях представляет собой эффект системы управления земельными ресурсами.
Эффективность системы управления земельными ресурсами представляет собой проведение определённых действий для повышения качества и степени использования земельных и информационных ресурсов.
Эффективность управления земельными ресурсами разделяют на:
- экономическую;
- экологическую;
- организационно-технологическую;
- информационную;
- социальную.
Экологическая эффективность управления земельными ресурсами проявляется в зависимости от периода освоения системы управления. Так, он может быть первичным, промежуточным и конечным.
Первичный эффект проявляется в снижении отрицательного воздействия на окружающую среду: снижение концентрации вредных веществ в почве, атмосфере, а также в воде, увеличение площади природных для использования земель.
Промежуточный эффект заключается в снижении показателей загрязнения природной и антропогенной среды до допустимых норм.
Конечный результат проявляется в повышении уровня жизни населения, снижение заболеваемости, увеличение общественного производства и валового национального продукта.
Экономическая эффективность отражается в отношении количественно-экономического эффекта к затратам ресурсов
Эффективность управления земельными ресурсами рассматривается на трёх уровнях:
1) общехозяйственная;
2) региональная;
3) хозрасчётная.
Экономическую эффективность управления земельными ресурсами делят на абсолютную, фактическую и расчётную.
Абсолютная эффективность включает в себя прямой и косвенный эффект.
Фактическая эффективность системы заключается в единовременных затратах и ежегодных издержках для дальнейшего ведения системы управления земельными ресурсами.
Таким образом, для обеспечения совершенствования системы эколого-экономического управления земельными ресурсами используют различные методы выявления характера управления, а также разрабатываются мероприятия для дальнейшего совершенствования управления земельными ресурсами.