Новый путь для России: социальное предпринимательство
Секция: Юриспруденция
LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Новый путь для России: социальное предпринимательство
На сегодняшний день Российская Федерация для поддержания статуса великой державы целенаправленно активно проводит политику по обеспечению своих национальных интересов не только за рубежом, но и в внутри самой страны. В результате данной политики была обеспечена внешняя и экономическая безопасность страны, а также достигнута политическая стабильность общества. Однако, низкий темп развития отечественной экономики, падение уровня жизни населения, инфляция, мало-социально ориентированная политика государства и множество других факторов являются миной замедленно действия, которая может взорваться в ближайшем будущем. В итоге – повторятся события ноября 1917 года, но только в новой оболочке. Ведь нынешнее положение России в социально-экономическом сегменте не сильно отличается от положения страны в начале XX века.
Таким образом, можно сделать вывод: после достижения военного и экономического суверенитета от внешних угроз, следующим национальным приоритетом для Российской Федерации обязана стать социально-ориентированная экономическая политика.
В марте 2014 года, перед российским бизнес-сообществом выступал Президент России В.В. Путин. Он определил нынешний вектор социально-экономического развития: «Наша с вами общая задача – обеспечить новое качество экономики, развитие отечественной промышленности. Это мотор долгосрочного экономического роста, научного прогресса, решения социальных проблем. Это новые рабочие места, а значит – возможность для самореализации и достойного заработка миллионов наших граждан.
Это создание новых точек опережающего роста, комплексное развитие наших территорий на всём огромном пространстве нашей страны» [2]
Для решения экономических и социальных проблем страны необходимы совместные усилия государственной власти и бизнес-сообществ. Прежде всего, необходимо формирование института социально-ориентированного бизнеса (социального предпринимательства), как важнейшего сегмента экономики.
Вследствие сказанного выше образуется вопрос: что же такое социальное предпринимательство, именуемое в дальнейшем «СП»? Социальное предпринимательство – это коммерческая деятельность, прибыль от которой принципиально реинвестируется в дальнейшее развитие данного бизнеса, либо же используется для смягчения или решения социальных проблем путем предоставления социальных услуг. Заниматься данным видом деятельности могут коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели. Вследствие чего они будут обладать следующими характеристиками:
1) для достижения целей использование новых инновационных подходов, а также нестандартных методов;
2) реинвестиция большей части прибыли в дальнейшее развитие бизнеса (расширение бизнеса, улучшения качества продукции, закупка нового отечественного оборудования, улучшение условий труда для работников и другое);
3) предоставление социально значимых услуг и работ, в том числе для отдельных категорий граждан: консультирование, обучение и повышение квалификации, медико-социальная помощь, развитие экологического туризма, развитие сельскохозяйственной деятельности, трудоустройство безработных и многое другое;
4) 50% процентов от рабочего персонала могут составлять отдельную категорию граждан;
5) действие в различных сферах экономической и общественной жизни.
В том числе здравоохранение, социальное обслуживание, уход за детьми, спорт и организация отдыха, общественный транспорт, жилищно-коммунальное обслуживание, обустройство территорий и многое другое.
6) уважение и ценность мнения своих сотрудников, а также потребителей, клиентов;
7) производство социально значимых товаров и общего пользования высокого качества [3]
Данный перечень не является исчерпывающим. Ведь особенностью социального предпринимательства является гибкость и адаптация к изменяющимся условиям внешней среды, тем самым обеспечивая долгосрочное развитие.
Однако таким юридическим лицам и ИП будет очень затруднительно реализовывать свою социально-экономическую деятельность без поддержки государства и бизнес-сообществ.
Поддержка может выглядеть следующим образом:
1. сниженные процентные ставки при кредитовании;
2. отмена налогообложения на добавленную стоимость (НДС);
3. более низкая арендная плата за арендованное помещение, которое используется или будет использоваться для осуществления социально-предпринимательской деятельности;
4. поддержка в сфере заказов на поставку товаров, услуг и работ для государственных и муниципальных нужд;
5. предоставление государственных и муниципальных гарантий, а также преимущественного права при проведении приватизации и заключении договоров аренды государственного и муниципального имущества, преимущественного права при выделении земельных участков, скидки на коммунальные платежи;
6. субсидии на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам;
7. отмена налогообложения на рекламу социально значимых товаров и общего пользования, услуг и работ, цель которых не является извлечение прибыли;
8. и другие способы оказания поддержки.
Проанализировав выше сказанное, можно сделать вывод, что социально-ориентированный бизнес (СП) полностью соответствует национальным интересам Российской Федерации и преследует такие цели как:
1) Экономическая: усилить роль российского предпринимательства в жизни страны, поддержка отечественного производства, импортозамещение и стремление к самообеспеченности субъектов РФ;
2) Социальная: государство делегирует значительную часть своих социальных обязанностей в частный сектор;
3) Идеологическая: социальное предпринимательство может стать той новой идеей, путём развития, по которому будет активно идти страна и общество. У рядового гражданина появится вера в будущее и вернется доверие к органам власти и предпринимателем;
4) Образовательная: улучшения качества образования и самореализация личностных качеств каждого индивида.
Однако реализация и внедрение СП в России дело не одного года, но этот процесс можно ускорить путем издания нового Федерального закона «О социальном предпринимательстве». Этот законопроект должен помочь в нормативно-правовом регулировании СП и содержать подробный правовой механизм, по которому юридические лица и ИП смогут заниматься социально-ориентированным бизнесом (СП).
Важно отметить, что данный законопроект не будет распространяться на юридические лица, которые внесены в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ[1] Они и так обеспечивают национальные интересы Российской Федерации, но в других важных отраслях.
Следующим весьма многообещающим способом ускорения внедрения СП являются инвестиции из-за рубежа и от так называемой «Золотой элиты России». Золотая элита России – это индивиды, имеющие колоссальные доходы, недвижимость за границей и многое другое, но незаинтересованные в реализации национальных интересов РФ. К ним относятся не только олигархи, сколотившие свой капитал с помощью коммерческой деятельности, но и личности, которые занимают высшие государственные посты.
Разумеется, данные индивиды мало заинтересованы в инвестирование СП, так как это ударит по их карманам. Именно поэтому необходимы рычаги, которые будут мотивировать и стимулировать эту группу индивидов. Например, введение прогрессивной шкалы налогообложения на доход физических лиц. Шкала налоговой ставки может выглядеть следующим образом: 0% – до 30тыс., 10% – до 100тыс., 20% – до 1млн., а все что свыше 1 млн. – 30%.
Однако физическое лицо, которое добровольно в течение года ведет активную социальную или социально-экономическую деятельность для смягчения или решения социальных проблем, имеет право на уменьшение налоговой ставки на следующий год в зависимости от доходов.
Таким образом, социальное предпринимательство полностью соответствует национальным интересам Российской Федерации и ее многонациональному народу.