Статья:

Новый путь для России: социальное предпринимательство

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Каргаполов А.В. Новый путь для России: социальное предпринимательство // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(52).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 12 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Новый путь для России: социальное предпринимательство

Каргаполов Александр Витальевич
студент, Филиал Южно-Уральский государственный университет, РФ, г. Нижневартовск
Давыденко Екатерина Александровна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Филиал Южно-Уральский государственный университет, РФ, г. Нижневартовск

 

На сегодняшний  день Российская Федерация для поддержания статуса великой державы целенаправленно активно проводит  политику по обеспечению своих национальных интересов не только за рубежом, но и в внутри самой страны. В результате данной политики была обеспечена внешняя и экономическая безопасность страны, а также достигнута политическая стабильность общества. Однако, низкий темп развития отечественной экономики, падение уровня жизни населения, инфляция, мало-социально ориентированная политика государства и множество других факторов являются миной замедленно действия, которая может взорваться в ближайшем будущем. В итоге – повторятся события ноября 1917 года, но только в новой оболочке. Ведь нынешнее положение России в социально-экономическом сегменте не сильно отличается от положения страны в начале XX века.

Таким образом, можно сделать вывод: после достижения военного и экономического суверенитета от внешних угроз, следующим национальным приоритетом для Российской Федерации обязана стать социально-ориентированная экономическая политика.

В марте 2014 года, перед российским бизнес-сообществом выступал Президент России В.В. Путин. Он определил нынешний вектор социально-экономического развития: «Наша с вами общая задача – обеспечить новое качество экономики, развитие отечественной промышленности. Это мотор долгосрочного экономического роста, научного прогресса, решения социальных проблем. Это новые рабочие места, а значит – возможность для самореализации и достойного заработка миллионов наших граждан.

Это создание новых точек опережающего роста, комплексное развитие наших территорий на всём огромном пространстве нашей страны» [2]

Для решения экономических и социальных проблем страны необходимы совместные усилия государственной власти и бизнес-сообществ. Прежде всего, необходимо формирование института социально-ориентированного бизнеса (социального предпринимательства), как важнейшего сегмента экономики.

Вследствие сказанного выше образуется вопрос: что же такое социальное предпринимательство, именуемое в дальнейшем «СП»? Социальное предпринимательство – это коммерческая деятельность, прибыль от которой принципиально реинвестируется в дальнейшее развитие данного бизнеса, либо же используется для смягчения или решения социальных проблем путем предоставления социальных услуг. Заниматься данным видом деятельности могут коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели. Вследствие чего они будут обладать следующими характеристиками:

1) для достижения целей использование новых инновационных подходов, а также нестандартных методов;

2) реинвестиция большей части прибыли в дальнейшее развитие бизнеса (расширение бизнеса, улучшения качества продукции, закупка нового отечественного оборудования, улучшение условий труда для работников и другое);

3) предоставление социально значимых услуг и работ, в том числе для отдельных категорий граждан: консультирование, обучение и повышение квалификации, медико-социальная помощь, развитие экологического туризма, развитие сельскохозяйственной деятельности, трудоустройство безработных и многое другое;

4) 50% процентов от рабочего персонала могут составлять отдельную категорию граждан;

5) действие в различных сферах экономической и общественной жизни.

В том числе здравоохранение, социальное обслуживание, уход за детьми, спорт и организация отдыха, общественный транспорт, жилищно-коммунальное обслуживание, обустройство территорий и многое другое.

6) уважение и ценность мнения своих сотрудников, а также потребителей, клиентов;

7) производство социально значимых товаров и общего пользования высокого качества [3]

Данный перечень не является исчерпывающим. Ведь особенностью социального предпринимательства является гибкость и адаптация к изменяющимся условиям внешней среды, тем самым обеспечивая долгосрочное развитие.

Однако таким юридическим лицам и ИП будет очень затруднительно реализовывать свою социально-экономическую деятельность без поддержки государства и бизнес-сообществ.

Поддержка может выглядеть следующим образом:

1. сниженные процентные ставки при кредитовании;

2.  отмена налогообложения на добавленную стоимость (НДС);

3. более низкая арендная плата за арендованное помещение, которое используется или будет использоваться для осуществления социально-предпринимательской деятельности;

4. поддержка в сфере заказов на поставку товаров, услуг и работ для государственных и муниципальных нужд;

5. предоставление государственных и муниципальных гарантий, а также преимущественного права при проведении приватизации и заключении договоров аренды государственного и муниципального имущества, преимущественного права при выделении земельных участков, скидки на коммунальные платежи;

6. субсидии на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам;

7. отмена налогообложения на рекламу социально значимых товаров и общего пользования, услуг и работ, цель которых не является извлечение прибыли;

8. и другие способы оказания поддержки.

Проанализировав выше сказанное, можно сделать вывод, что социально-ориентированный бизнес (СП) полностью соответствует национальным интересам Российской Федерации и преследует такие цели как:

1) Экономическая: усилить роль российского предпринимательства в жизни страны, поддержка отечественного производства, импортозамещение и стремление к самообеспеченности субъектов РФ;

2) Социальная: государство делегирует значительную часть своих социальных обязанностей в частный сектор;

3) Идеологическая: социальное предпринимательство может стать той новой идеей, путём развития, по которому будет активно идти страна и общество. У рядового гражданина появится вера в будущее и вернется доверие к органам власти и предпринимателем;

4) Образовательная: улучшения качества образования и самореализация личностных качеств каждого индивида.

Однако реализация и внедрение СП в России дело не одного года, но этот процесс можно ускорить путем издания нового Федерального закона «О социальном предпринимательстве». Этот законопроект должен помочь в нормативно-правовом регулировании СП и содержать подробный правовой механизм, по которому юридические лица и ИП смогут заниматься социально-ориентированным бизнесом (СП).

Важно отметить, что данный законопроект не будет распространяться на юридические лица, которые внесены в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ[1] Они и так обеспечивают национальные интересы Российской Федерации, но в других важных отраслях.

Следующим весьма многообещающим способом ускорения внедрения СП являются инвестиции из-за рубежа и от так называемой «Золотой элиты России». Золотая элита России – это индивиды, имеющие колоссальные доходы, недвижимость за границей и многое другое, но незаинтересованные в реализации национальных интересов РФ. К ним относятся не только олигархи, сколотившие свой капитал с помощью коммерческой деятельности, но и личности, которые занимают высшие государственные посты.

Разумеется, данные индивиды мало заинтересованы в инвестирование СП, так как это ударит по их карманам. Именно поэтому необходимы рычаги, которые будут мотивировать и стимулировать эту группу индивидов. Например, введение прогрессивной шкалы налогообложения на доход физических лиц. Шкала налоговой ставки может выглядеть следующим образом: 0% – до 30тыс., 10% – до 100тыс., 20% – до 1млн., а все что свыше 1 млн. – 30%.

Однако физическое лицо, которое добровольно в течение года ведет активную социальную или социально-экономическую деятельность для смягчения или решения социальных проблем, имеет право на уменьшение налоговой ставки на следующий год в зависимости от доходов.

Таким образом, социальное предпринимательство полностью соответствует национальным интересам Российской Федерации и ее многонациональному народу.

 

Список литературы: 
1. Указ Президента РФ от 04.08.2004 №1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/187281/
2. Бухтенков А.А. Формирование и государственная поддержка национально-ориентированного бизнеса – важный фактор экономической безопасности страны и политической стабильности российского общества // Армия и общество. – 2014. – №4. – С.22–27.
3. Крючкова О.М. Социально ориентированный бизнес: тенденции пути развития // Концепт. – 2015. – №3. – С.21–25.