Статья:

Таможенный тариф 1782 года история создания, содержание и итоги принятия

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: История и археология

Выходные данные
Кудюрова А.В. Таможенный тариф 1782 года история создания, содержание и итоги принятия // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(52).pdf (дата обращения: 19.08.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Таможенный тариф 1782 года история создания, содержание и итоги принятия

Кудюрова Александра Валерьевна
студент Ульяновского государственного университета, РФ, Ульяновск

 

В начале 80-х годов XVIII века, защита общегосударственной границы еще не была централизована, несмотря на то, что стража существовала с 1754 года. Эта неясность обременяла борьбу с  нелегальной контрабандой. 27 сентября 1782 года выпущен указ Екатерины II об организации особенной таможенной пограничной сети и стажи с целью предотвращения скрытого провоза товаров.  В таможенную пограничную стражу входили объездчики и надзиратели. Объездчиков брали согласно договору в случае присутствия удостоверений хорошего поведения и службы на прежней должности. Количество объездчиков завесило от длины участка границы: по два служащего на каждые десять верст и еще 20 % от этого количества служащих находились на таможне. Таможенного надзирателя определяло губернское управление с согласия казенной палаты и советчика таможенных дел. Пока надзиратель занимал данный пост, он являлся чиновником 11ого класса и управлял 12-ю объездчиками (2 с целью специальных задач). Объездчики были обязаны в течение срока дежурства регулярно быть на собственном месте. Основная задача – предупреждение или препятствование противозаконному пересечению границы. Если объездчик не мог остановить нарушителя, то он преследовал его до первого населенного пункта, где предупреждал местную власть, которая должна помочь ему. За добросовестное выполнение служебных обязанностей (задержание контрабанды, нарушителей границы, дезертиров или беглых крестьян) объездчики получали от властей денежное пожертвование. Надзиратели должны были постоянно контролировать работу объездчиков для предупреждения подкупа и злоупотребления среди служащих таможенной стражи, практиковалась ежегодная замена службы. За деятельностью таможенной стражи присматривал советник таможенного дела в казенной палате и не меньше чем три раза в год объезжал участок губернии.

На таможенную политику России в этот период очень влияли внешнеполитическая обстановка иностранных государств, их стремление затормозить развитие экономики России и воспрепятствовать расширению торговли (Россия хотела иметь больше союзников и укрепить таможенную границу, но ей давали отказ, говоря, чтобы она платила преференции).

Англичане сконцентрировали в собственных руках практически всю внешнюю торговлю с Россией и служили посредниками в торговых сношениях России с другими нациями. Среди этого, для России, несомненно, было бы выгоднее вести торг напрямую с теми народами, чьи продукты для нее необходимы: с французами, итальянцами, португальцами и пр. Конкурентная борьба потребителей из разных наций на русских рынках и предотвращение посредничества обладали бы в таком случае, то что русские  продукты питания начали бы продаваться по более выгодным расценкам, а возвышение стоимости, несомненно, привело бы к повышению общей суммы отпуска.

По указу Екатерины II российские товары (особенно высокой степени обработки), предназначенные на экспорт, а также иностранные товары (необходимые для русского народа), и те, внутреннее производство которых было незначительным (при условии, «чтобы не было нанесено подрыва русским фабрикам и рукоделиям»), должны быть обложены умеренными пошлинами. По тарифу было освобождено от таможенного обложения множество товаров, особенно для Средиземноморья (Франция, Италия).

Из вышеперечисленного выясняются некоторые неудобства, к которым приводила таможенная система, существовавшая с 1766 г. вместе с Таможенным тарифом 1766 года: это было отягощение отпускной торговли слишком высокими пошлинами и запретительными статьями в вывозном тарифе, назначение слишком высоких пошлин на некоторые заграничные товары, вызывавшее контрабанду, применение к обширным местностям, лежавшим недалеко от крупных центров потребления, особого тарифа, чрезвычайно умеренного. Эти неудобства и послужили к новому пересмотру тарифа, оконченному в 1782 г.

Таким образом, предпосылками таможенного тарифа 1782 г. являются:

- стремление иностранных государств затормозить развитие экономики России;

- слишком высокие таможенные пошлины и запреты в вывозном тарифе, что приводили к развитию контрабанды;

- слаборазвитая промышленность при  высоких таможенных ставках.

Причинами же создания Таможенного тарифа 1782 г. послужили:

- необходимость русских товаров (особенно высокой степени обработки), чтобы поощрять их к отпуску и накладывать на них умеренную пошлину;

- необходимость иностранных товаров «нужные  для русского народа и производимые в России в незначительном количестве», чтобы также облагать умеренной пошлиной;

- стремление России повысить свой статус среди иностранных  государств.

Экономические причины проводившейся таможенной политики в завершении екатерининского царствования заключается, во-первых, в том, что после захвата берега Черного моря и основания там новых портов российская торговля деятельность в целом была направлена на Юг. Во-вторых, таможенная политика в конце царствования Екатерины II снова осуществлялась в направлении протекционизма - ориентировалась на то, чтобы сохранять контроль над торговой политикой. Но в итоге такое направление политики не принесло успеха.

После отмены в 1762 г. таможенной откупной системы и возвращения таможен в казенное ведомство была учреждена Главная над таможенными сборами канцелярия во главе с Эрнстом Минихом, которой и было поручено управление таможенным делом. Изменился социальный состав таможенных чиновников. В таможенной службе после реорганизации появилось много разночинцев, которые сохранили за собой прежние должности, в том числе управляющих таможнями.

Несмотря на эти и другие реорганизационные мероприятия эффективность таможенной системы в целом оставалась невысокой. Как и ранее, она не могла противостоять  контрабандному ввозу. Начали говорить  о целесообразности закрытия западной границы с одновременной ликвидацией по всему ее протяжению таможенных органов. Сторонники дальнейшей либерализация внешней торговли путем понижения ставок таможенных пошлин, установленных тарифом 1766 года победили противостояние. На их взгляд только это могло убрать проблемы контрабандного ввоза.

Для дальнейшего функционирования охраны границы решили ввести таможенную стражу, но проблема полностью не решалась. Стража состояла из вольнонаемных служащих, которых правительство не считало абсолютно надежным. Кроме того, по состоянию пограничной стражи не было удовлетворено военное ведомство, особенно при условии нестабильной международной ситуации.

В октябре 1781 г. президент Коммерц-Коллегии граф Воронцов, бывший в то же время и членом Комиссии о коммерции, заявил заключительное повеление императрицы приступить к составлению нового таможенного тарифа, руководствуясь при пересмотре следующими правилами: российские товары и продукты, особенно такие, которые предназначаются к отпуску а приготовленном виде, должны быть по возможности поощрены к отпуску наложением на них умеренных пошлин (правило 1); продукты и изделия, которые необходимы для русского народа и производятся в России в незначительном количестве, должны быть обложены умеренной пошлиной, однако же при определении ее следует наблюдать, чтобы не было нанесено подрыва русским фабрикам и рукоделиям (правило 2);   так же должна быть пересмотрена и изменена, согласно потребностям торговли, роспись отвозных товаров (правило 3); все русские порты и таможни, не выключая остзейских, должны были подчинены одному общему тарифу (только в Астраханской губернии и Сибири товары должны пропускаться по особому тарифу, который повелено было пересмотреть вновь), но в черноморских портах пошлины должны были взиматься с уменьшение на 25% (правило 7, 6, 9); при рассмотрении тарифа Комиссия могла и не руководствоваться правилами, установленными в 1766 г., но должна была подробно докладывать государыне об основаниях всех важнейших изменений тарифе в смысле убавки пошлин, отмены запрещения и т.д. (правило 4 и 8); при изложении нового тарифа было приказано избегать излишнего количества статей и сократить номенклатуру товаров (правило 5).

 Ход занятий Комиссии о коммерции по составлению нового тарифа был такой же, как и в 1765 г. Сначала были выработаны общие правила, т.е. намечены категории товаров, затем было преступлено к распределению товаров по категориям, к расценке их и к назначению пошлин.

При составлении тарифа была сделана очень тщательная расценка привозных товаров и обращено большое внимание на самый способ взимания пошлин. Тогда же было выработано правило о том, что если таможня встречает затруднение, по какой именно статье следует взыскать пошлину  какого-либо товара, то она должна представить образец последнего в главное таможенное управление, которое разрешит вопрос о применении.

Таможенный тариф 1782 г. вполне отвечал идеям физиократизма и фритредерства. Он снижал вплоть  до 2% в среднем налогообложение ввозимого сырья - материала, определял 20% пошлины на предметы роскоши и 30-40% на товары, которые изготавливались в России в достаточном количестве. Большая часть импортных товаров облагалась умеренной (в среднем 10%) пошлиной. Книги, музыкальные инструменты, аптечные материалы, все, что назначалось для научной и художественной деятельности, разрешалось к ввозу беспошлинно. Вывозные пошлины составляли 2-4%, на некоторые, пользовавшиеся повышенным спросом товары,  ровно как железо и доски - 5%. Готовые изделия - металлические гвозди, медная утварь, соленая сельдь, шелковые и шерстяные ткани и ряд других могли экспортироваться беспошлинно. Товары, которые раньше запрещались к отпуску или облагались большими пошлинами, теперь же позволяли к вывозу с пошлиной не выше 30%. Сохранялся запрет на экспорт сырых кож, соли, ревеня, российской монеты и некоторых иных товаров. Пошлину снова позволялось собирать с зарубежных товаров наполовину ефимками, только  лишь для Рижского порта сделали редкое исключение, так как русские деньги там хождением не обладали. Англичане сохранили свои льготы и имели возможность оплачивать пошлину русской монетой.

Дополнительно к этому добавлялся транзитный тариф, перевозимый через Ригу в Польшу, Литву, Курляндию. Для Черноморских и Азовских – особый тариф 1775 г. По тарифу 25% скидка на вывоз  русских товаров, 50% скидка, если команда состояла из большинства русских матросов.

То есть, все эти меры способствовали росту торгового оборота с прибалтийскими странами и снижению торгового баланса за счет иностранных купцов.

 

Список литературы:
1. Аванесов, С. Б. Исследование таможенной политики и таможенного дела в России в 18-19 века / С. Б. Аванесов // Наука и современность. - 2013.- №22. - С. 235-242.
2. Галикеева, Л.А. Таможенная политика в России при преемниках Петра Великого /Л.А.Галикеева //Правовое государство: теория и практика. - 2016. - Т. 1. №43. - С. 65-69.
3. История таможенного дела и таможенной политики России [Электронный ресурс]: справочное пособие/ - Электрон. текстовые данные. - Владивосток: Владивостокский филиал Российской таможенной академии, 2008. - 120 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25752.html. - ЭБС «IPRbooks»
4. Кисловский, Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России : учебник / Ю. Г. Кисловский ; под общ. ред. А. Е. Жерихова. - 3-е изд., доп. - М. : Русина-Пресс, 2004. -589 с
5. Минаева, ТС. Россия и Швеция в XVIII веке: история таможенной политики и таможенной системы: монография / Т.С. Минаева; Поморский гос. университет им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: Поморский государственный университет, 2009. – 125 с. 
6. Струве, П.Б. Торговая политика России / П. Б. Струве. – М., - Сер.: Вып. 3 Русский тариф – Челябинск, 2016. - 255с.