Статья:

Проблемы управления дебиторской задолженностью в электроэнергетике и методы их решения

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Балабина Е.С. Проблемы управления дебиторской задолженностью в электроэнергетике и методы их решения // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(52).pdf (дата обращения: 07.08.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы управления дебиторской задолженностью в электроэнергетике и методы их решения

Балабина Екатерина Сергеевна
студент, филиал ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ», г. Смоленск», РФ, г. Смоленск
Балябина Анна Алексеевна
научный руководитель, доц., филиал ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ», г. Смоленск», РФ, г. Смоленск

 

На сегодняшний день, проблемы связанные с управлением дебиторской задолженностью в электроэнергетике приобретают особую актуальность. Проблема актуальна как для субъектов оптового, так и для субъектов розничного рынка электроэнергии. Наличие просроченной дебиторской задолженности приводит к проблемам в операционной деятельности энергетических компаний.

Качество управления дебиторской задолженностью влияет на цену за электроэнергию, по которой рассчитываются конечные потребители, начиная от крупных предприятий, заканчивая населением. Здесь важно сказать, что тариф на электроэнергию складывается из трёх составляющих:  плата за производство электроэнергии, плата за транспортировку и  сбытовая надбавка (денежные средства, необходимые для работы сбытовых компаний). Приказом ФСТ России от 30.10.2012 N 703-э «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж, гарантирующих поставщиков» предусмотрено, что к расходам, которые учитываются при  расчете сбытовой надбавки, относится резерв по сомнительным долгам, в который включается накопленная дебиторская задолженность. Другими словами, чем выше качество управления дебиторской задолженностью и платежная дисциплина конечных потребителей, тем ниже цена электрической энергии.

Целесообразно на рисунке 1 представить схему осуществления платежей в электроэнергетике.

Задолженность потребителей, исполнителей коммунальных услуг перед сетевой компанией следует считать текущей, срок погашения которой еще не наступил и которая связана с нормальными сроками расчётов (10 – 45 дней), определённая договорами и соглашениями с контрагентами компании, а так же задолженность дебиторов обеспеченная залогом, поручительством, или банковской гарантией [1, с. 54].

 

Рисунок 1. Схема осуществления платежей в электроэнергетике

 

Для данной категории неплательщиков обычно сетевая компания ведет исковую работу. Исковая работа определяется как комплекс мероприятий, направленных на судебное урегулирование споров с контрагентами в целях защиты прав и охраняемых законом интересов компании в области энергоснабжения. Особенно стоит отметить проблему задолженности энергосбытовых компаний перед сетевыми. Энергосбытовая компания является торговым посредником, т.е. ничего не производит, она только перепродает электроэнергию и собирает платежи, при этом самостоятельно распоряжается полученными средствами. Таким образом, энергосбытовые компании контролируют 2/3 всего денежного оборота, объем которого оценивается в 2,5-3 трлн. рублей ежегодно. Именно в этом сегменте возникает основная задолженность. На рост дебиторской задолженности в этом случае влияет несовершенство механизмов функционирования розничного рынка, а именно его недостроенность, если на оптовом рынке коммерческий оператор и платежная система были созданы изначально и развивались, то на розничном до сих пор нет ничего подобного. Возникшие споры в данном случае решаются только через арбитражный суд. В качестве примера можно привести следующее: многомиллиардная задолженность энергосбытового холдинга «Энергострим» привела к прекращению деятельности 12 его компаний (2014 год).

Таким образом, основными предпосылками образования просроченной дебиторской задолженности являются: нарушение платежной дисциплины конечных потребителей; нарушение платежной дисциплины сбытовых компаний, в связи с «нецелевым» использованием денежных средств, полученных от конечных потребителей.

Среди основных последствий образования просроченной дебиторской задолженности, определяющих актуальность задачи совершенствования методов управления дебиторской задолженностью, можно выделить следующие.

1) Возникновение необходимости привлечения дополнительных кредитных ресурсов. В данной ситуации возможен риск недостаточности денежных средств на счетах организации в связи с наличием временных кассовых разрывов  между получением денежных средств от сбытовой компании и необходимостью финансирования текущих операций.

2) При замораживании суммы в расчетах с покупателями и заказчиками может возникнуть дефицит денежных средств, который приведет к нарушению порядка расчетов с кредиторами, к просрочкам платежей, отчислениям различного рода, т.к. дебиторская задолженность является источником погашения кредиторской задолженности. Для недопущения такой ситуации необходимо следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, находить способы предупреждения возникновения просроченной задолженности.

3) Длительное урегулирование в судебном порядке разногласий по объему оказанных услуг.

4) Отсутствие возможности ограничивать электроснабжение неотключаемых потребителей, что позволяет им фактически бесплатно пользоваться денежными средствами компании.

Рассмотрим методы, которые в настоящее время активно применяются в рамках управления дебиторской задолженностью и решения выше приведённых проблем на примере сетевой компании ПАО «МОЭСК» (Московская объединенная электросетевая компания). Для погашения дебиторской задолженности специалисты проводят претензионно - исковую работу, а так же урегулирование дебиторской задолженности в досудебном порядке. Регулярно проводятся совещания с представителями компаний-должников, в ходе которых рассматриваются различные схемы погашения задолженности. По вопросам снижения дебиторской задолженности ПАО «МОЭСК» проводит совещания  в правительственных структурах Москвы. Кроме того, данная сетевая компания утвердила внутренние планы мероприятий, касающиеся аналогичного вопроса, в рамках планов была создана Комиссия по снижению дебиторской задолженности. Функции Комиссии заключаются во внесении предложений о проведении работы по улучшению взыскания дебиторской задолженности с потребителей; в координации и обеспечении согласованности действий сетевой компании, направленных на снижение и погашение дебиторской задолженности – созданная комиссия действует как совещательный орган, контроль и оценку эффективности ее деятельности осуществляет Заместитель генерального директора по экономике и финансам. Именно эти мероприятия позволяют ПАО «МОЭСК» погашать существенные суммы задолженностей [2].

Следует отметить, что работу по управлению просроченной задолженностью, подобную проводимой ПАО «МОЭСК», можно охарактеризовать как движение в направлении систематизации деятельности сетевых компаний в области управления дебиторской задолженностью. Для более эффективного управления дебиторской задолженностью необходимо применять комплексный и системный подходы, а не решать отдельно взятые проблемы. В противном случае, положительный эффект от предпринятых действий будет минимален, ввиду недостаточности воздействия на каждую из структурных составляющих.

Эффективность управления дебиторской задолженностью сетевых компаний можно повысить путем формирования системы управления дебиторской задолженностью, направленной на комплексное управление всеми  процессами, связанными с образованием, анализом дебиторской задолженности и взысканием долгов. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем, обеспечивающих эффективную работу финансовой системы организации по анализу и управлению дебиторской задолженностью:

1) объект управления - дебиторская задолженность;

2) субъект управления - специалисты финансовых служб (в сетевых компаниях Заместитель генерального директора по экономике и финансам);

3) управляющее воздействие - применение соответствующих инструментов (договор или регламент, в результате исполнения которого будет изменяться состояние дебиторской задолженности) и методов (психологическое воздействие на дебиторов, экономическое методы и юридическое воздействие). Управляющее воздействие осуществляется посредством следующих служб: коммерческая, финансовая, правовая и служба безопасности, а также специальных комиссий [3, с. 5].;

4) обеспечивающие подсистемы: материально-технического обеспечения, информационного обеспечения, методического обеспечения, кадрового обеспечения. Каждая из подсистем необходима для сопровождения определенного перечня проводимых работ.

На рисунке 2 представим процесс управления дебиторской задолженностью с использованием вышеперечисленных элементов.

На первом этапе должен проводиться общий анализ задолженности и прогнозирование ее возврата. Задолженность конкретных дебиторов подразделяется на текущую, просроченную, исковую и т.д., проводится сверка расчетов с контрагентами, устраняются разногласия, выявляется величина задолженности. Аналитическую работу на данном этапе целесообразно проводить с использованием следующей информации, формируемой и предоставляемой подсистемой информационного обеспечения: анализ дебиторской задолженности по персональному списку дебиторов, срокам образования и размерам, а так же создание форм оперативной отчетности: о дате возникновения, суммах, вероятности погашения задолженности и сведение их в отчет. Формы отчетных данных по дебиторской задолженности позволят контролировать дебиторскую задолженность на этапах ее возникновения и существования, что значительно позволит снизить риски. С использованием подсистемы методического обеспечения определяются приемы и способы ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов, а материально-технической подсистемы - проведение мониторинга дебиторской и кредиторской задолженности на предмет возможности погашения с помощью стандартных схем на этапе предварительных расчетов и анализа. Это позволит  упростить и ускорить погашение задолженности. Данный этап контролируется главным бухгалтером. Так же должны включаться в работу коммерческая и финансовая службы. Коммерческая служба отвечает за осуществление продаж и своевременное поступление денежных средств от покупателей, ведет переговоры с контрагентами. Работа финансовой службы будет заключаться в обеспечении аналитической поддержки и контроле исполнения условий договоров.

Второй этап – организация работ по управлению просроченной дебиторской задолженностью. На данном этапе подсистемой методического обеспечения требуется создание регламента процесса управления дебиторской задолженностью, поиск способов и методов её ликвидации и т.д.  Подсистемой материально-технического обеспечения проводится анализ просроченной дебиторской задолженности:  в соответствии с установленной шкалой штрафных санкций рассчитывается размер штрафа и определяется окончательная сумма задолженности. Для задолженности, реальной для взыскания, проводится комплекс мероприятий для ее расшивки. На данном этапе создается комиссия по управлению дебиторской задолженностью. Главными задачами комиссии выступят: разработка организационно-правовых документов, регламентирующих работу с задолженностью, анализ документов по финансовому состоянию дебитора, оценка его платежеспособности, контроль за расчетами с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности.

 

Рисунок 2. Процесс управления дебиторской задолженностью

 

Третий этап – взыскание дебиторской задолженности. На данном этапе подсистемой материально-технического обеспечения предоставляются программные продукты, реализующие функции сопровождения взыскания дебиторской задолженности с физических или юридических лиц, которым были оказаны услуги. При этом правовая служба выполняет подготовку договоров, сопровождение претензионной работы, осуществляет взимание задолженности через суд, а служба безопасности осуществляет контроль благонадежности контрагентов. Работа комиссии по управлению дебиторской задолженностью на этапе взыскания будет связана с выполнением следующих задач: работа по снижению и устранению задолженности, разработка предложений по мероприятиям по совершенствованию деятельности компаний, контроль и ведение справочно-информационной и аналитической работы по претензиям и искам по задолженности, контроль за ходом исполнительного производства и выплатами долгов.

Подсистема кадрового обеспечения направлена на целевую подготовку сотрудников компании в области управления дебиторской задолженностью.

Таким образом, главной целью создания системы управления дебиторской задолженностью является уменьшение рисков сетевых компаний, экономия времени при принятии управленческих решений и стандартизация действий.

 

Список литературы:
1. Кириченко, Т.В. Финансовый менеджмент. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://e.lanbook.com/book/56337 (дата обращения 14.11.2017).
2. Официальный сайт компании ПАО «Московская объединенная электросетевая компания». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: http://www.moesk.ru/ (Дата обращения 16.11.2017).
3. Фатеева Е. Задолженность потребителей розничного рынка электроэнергии: динамика, анализ, решения./ Фатеева Е. //НП ГП и ЭСК PROСБЫТ. - 2013. №2. - С. 5-6.