Статья:

Анализ подходов реинжиниринга бизнес-процессов организации

Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Касаева Д.Р. Анализ подходов реинжиниринга бизнес-процессов организации // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(53). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(53).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ подходов реинжиниринга бизнес-процессов организации

Касаева Диана Руслановна
студент Владикавказского филиала Финансового университета при правительстве РФ, РФ, г. Владикавказ
Волик Мария Владимировна
научный руководитель, ст. преподаватель Владикавказского филиала Финансового университета при правительстве РФ, РФ, г. Владикавказ

 

В настоящее время в экономике происходят радикальные изменения. В связи с этим возникает острая необходимость использования новых современных инструментов и методов, способных повысить эффективность деятельности организаций. Одним из самых современных инструментов достижения радикального улучшения деятельности организации является реинжиниринг, направленные на перепроектирование бизнес-процессов. С развитием всех сфер деятельности организаций в России остается актуальной проблема комплексного анализа и оптимизации бизнес-процессов. Современные компании представляют собой сложные системы, требующие многообразия используемых инструментов и методов, нацеленных на достижение определенных задач с использованием минимальных расходов. [1, 2]. В роли основных элементов, оказывающих влияние на удачность организации, можно представить различное количество бизнес-процессов - совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, нацеленных на формирование конкретного продукта или услуги для конечных потребителей.

Различают три основных вида бизнес-процессов:

· управляющие - бизнес-процессы, которые руководят деятельностью системы (стратегический менеджмент и корпоративное управление);

· операционные - бизнес-процессы, формирующие основу функционирования организации, а затем и базисный поток доходов (снабжение, производство, маркетинг и продажи);

· поддерживающие - бизнес-процессы, которые обслуживают основной бизнес (например, бухгалтерский учет, подбор и обучение персонала, техническая поддержка и т.д.)

Конкретную значимость приобретают аутентичность и производительность компании, потому как непредвиденная рыночная конъюнктура и жесткая конкурентоспособность часто подвержены изменениям [3, 4]. Обычно, в подобных условиях при проведении крупной реорганизации компании более результативным оказывается подход реинжиниринга – постепенные изменения в бизнесе, которые направлены на улучшение деятельности и показателей бизнес-процессов организации.

О реинжиниринге, как правило, задумываются уже зрелые компании – в то время как процессы описаны и выстроены, настает момент, когда лучше воспользоваться уже имеющейся моделью в целях совершенствования компании. Реинжиниринг подразумевает под собой широкий спектр возможных изменений, которые связаны с бизнес-процессами и структурой предприятия [1, 5]. Зачастую, в понятие реинжиниринга включают только фундаментальные изменения, абсолютное перепроектирование процессов и переработку деятельности, однако реинжиниринг можно отнести и к перестройке лишь отдельных процессов.

Различают несколько видов реинжиниринга:

· Фундаментальный – переосмысление деятельности компании, способов, целей, стратегии и миссии компании;

· Радикальный (радикальное перепроектирование) – изменение всей существующей системы, а не только поверхностные преобразования, т.е. в ходе радикального перепроектирования предполагаются совсем иные методы выполнения работы;

· Резкий (скачкообразный) – подобный вид реинжиниринга применяется в тех случаях, когда следует улучшить или увеличить показатели деятельности компании в два (три и более) раз, а иначе достаточно применить традиционные способы (от проведения бесед с сотрудниками до повышения качества, применение которых не связано с существенным риском).

Можно выделить три типа компаний, для которых реинжиниринг необходим и целесообразен:

1. Компании, которые находятся на грани распада по причине того, что цены на товары значительно выше и (или) их качество (сервис) значительно ниже, чем у конкурентов. Если эти компании не предпримут серьезных решений в целях изменения сложившейся ситуации, то разорение неизбежно.

2. Компании, которые не имеют в данный момент затруднений, но предвидят неизбежность возникновения трудноразрешимых проблем, связанных, например, с появлением новых конкурентов, изменением требований клиентов, изменением экономического окружения и т.д.

3. Компании, которые не имеют проблем сейчас, не прогнозируют их в обозримом будущем. Это компании-лидеры, проводящие агрессивную маркетинговую политику, не удовлетворяющиеся хорошим текущим состоянием и желающие с помощью реинжиниринга добиться лучшего.

Таким образом, задачи реинжиниринга подобны задачам инновации: освоение новшеств для обеспечения конкурентоспособности продукции и в конечном счете – выживаемости предприятия [1, 2, 4, 6].

Реинжиниринг бизнес-процессов производится по-разному в зависимости от нескольких факторов.

В первую очередь, методы различаются от ситуации на предприятии:

· Кризисный реинжиниринг – коренная переработка большой части процессов в условиях, когда компании необходимо кардинально изменить текущую ситуацию;

· Реинжиниринг развития – плавные изменения и изучение результатов для поддержания компании в хорошем состоянии, не забывая о ее развитии.

Кроме того, необходимо исследовать уровень изменений:

· операционный – изменения в зоне 1-2 показателей, для улучшения ситуации на одном из участков бизнес-процесса;

· процессный – «классический» реинжиниринг, затрагивающий один процесс;

· системный – когда в изменения вовлечена вся бизнес-система, т.е. все предприятие подвергается измерению и реинжинирингу.

Безусловно, реинжиниринг бизнес-процессов – это творческая работа для экспертов на различных этапах [1, 5, 7, 8]:

1. Формирование системы показателей – без измерений текущего состояния, приступать к развитию бессмысленно, и начинается все с показателей.

2. Формирование картины TO-BE – подготовка процесса после реинжиниринга, определение цели реинжиниринга (т.е. ожидаемые значения показателей бизнес-процессов).

3. Мероприятия реинжиниринга – проведение запланированных изменений: переработка документов, информационных систем, смена кадров.

4. Подведение итогов – определение результатов реинжиниринга, сравнение показателей с планируемыми значениями, анализ усовершенствованного процесса.

Таким образом, для реинжиниринга бизнес-процессов необходимо четко представлять деятельность организации, ее бизнес-процессы, цели и методы реинжиниринга. Кроме того, необходимо подобрать компетентных специалистов для решения сложных вопросов и критических положений компаний. Совокупность максимально продуманных мероприятий по реинжинирингу бизнес-процессов приведет к увеличение прибыли и сокращению расходов.

 

Список литературы:
1. Блинов А.О., Рудакова О.С., Захаров В.Я. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2014. - 335 c.
2. Волик М.В. Особенности автоматизации управления предприятием путем внедрения информационных систем // Экономика и предпринимательство. 2017. – № 9-2 (86-2). – с. 733-736.
3. Киселев А.Д., Абдикеев Н.М. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 382 c.
4. Рудакова, О.С. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 343 c. 
5. Тельнов Ю.Ф., Фёдоров И.Г. Инжиниринг предприятия и управление бизнес-процессами. Методология и технология: Учебное пособие – М.: ЮНИТИ, 2015. – 176 c.
6. Черемных О.С., Черемных С.В. Стратегический корпоративный реинжиниринг: процессно-стоимостной подход к управлению бизнесом – М.: Финансы и статистика, 2016. – 736 c.
7. Волик М.В., Дзодзаев И.В. Проблемы внедрения ERP-систем на предприятии // Современные информационно-образовательные технологии в интересах социально-экономического развития России. Международная заочная научно-методическая конференция. 2016. – с. 27-34.
8. Волик М.В., Тедтова И.Э. Зависимость бизнеса от ИТ-инфраструктуры // Современные информационно-образовательные технологии в интересах социально-экономического развития России – Международная заочная научно-методическая конференция. 2016. – с. 41-45.