Статья:

Законодательство субъектов РФ и его место в системе российского законодательства

Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Савинова Е.А. Законодательство субъектов РФ и его место в системе российского законодательства // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(53). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(53).pdf (дата обращения: 14.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Законодательство субъектов РФ и его место в системе российского законодательства

Савинова Екатерина Александровна
студент ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», РФ, г. Йошкар-Ола

 

Российская законодательная база субъектов – это достаточно новое социально-правовое явление. В 2018 г. ему исполнится 25 лет, что является сроком достаточным для полного комплексного научного осмысления данного явления. С законодательством субъекта РФ связывается целый комплекс современных теоретических и правоприменительных проблем.

В данной статье считаем целесообразным рассмотреть, по крайней мере, две из них, которые являются основополагающими: тенденции совершенствования законодательства субъекта Российской Федерации.

Так, следует рассмотреть первоначальный период, где первоначальной точкой отсчета следует считать 25 декабря 1993 года – день вступления в юридическую силу Конституции РФ, провозглашающая правомочие субъектов РФ иметь собственную законодательную базу, и продолжавшийся вплоть до 1 августа 2000 года.

Вторым периодом постепенного развития региональной законодательной базы является период с 1 августа 2000 г. (день вступления в юридическую силу ФЗ от 29 июля 2000 года № 106-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), по 2008 год включительно.

Принятый закон установил перечень жестких специализированных организационно-правовых мер по ликвидации отрицательных тенденций в правотворчестве субъектов РФ.

Началом третьего периода развития законодательной базы субъектов РФ стал 2009 год.

Следует отметить, что данный год не был как-либо связан с определенным точно устанавливаемым в данный промежуток времени событием, однако есть все основания предполагать, что в данный исторический период были осуществлены практически все меры по стабилизации законодательства субъектов РФ. Исходя из этого представляется вполне допустимым IV квартал 2008 г. – I квартал 2009 г. считать, итогом периода стабилизации, и, в свою очередь, началом периода оптимизации законодательства субъекта РФ.

Помимо этого, само по себе полное осознание необходимости равно, как и установление цели оптимизирования законодательной базы субъекта РФ служат точкой отсчета для последующего периода совершенствования законодательства субъекта РФ.

Так, среди основополагающих недостатков в образовании законодательной базы выделяются следующие:

недостаточная систематизированность в последующем формировании законодательства субъекта РФ;

регулирование законами субъектов РФ необходимых вопросов, которые не относятся к предмету ведения и полномочий субъектов РФ;

несоответствие законодательства  субъектов РФ и федерального законодательства;

низкий технико-юридический уровень законодательства субъектов РФ.

Все вышеперечисленные недостатки характерны исключительно для всех субъектов РФ.

Так, количество и значимость отрицательных тенденций в планомерном формировании законодательства субъекта РФ превращали его в деструктивный фактор, который, в свою очередь, мешал рациональному развитию отечественной правовой системы, а также разрушал едино сформированное правовое пространство нашего государства.

Отрицательные тенденции в формировании законодательства субъекта РФ нарастали наряду с физическим увеличением его объема.

Так, к 2000-м годам опасность таких тенденций была воспринята в той мере, что федеральный центр уже не мог оставаться безучастным к проблеме законодательства субъектов федерации, и реализовал перечень организационно-правовых мер по дальнейшему преодолению перекосов в правотворчестве субъектов РФ.

Второй же период совершенствования законодательной базы субъекта РФ требовал власти в субъектах РФ ответственности и профессионализма при комплексной поддержке федерального центра.

Так, органы власти субъектов РФ с некоторым успехом выполнили работу по расчистке законодательства субъекта РФ от «ненужных» законов, включая отдельные положения, которые неоправданно дублируют федеральное законодательство либо противоречат ему.

Тртеий период развития законодательства субъекта РФ направлено на оптимизацию соотношения законодательной базы субъектов РФ с федеральным законодательством, а также развития системы законодательства субъекта РФ с точки зрения его системы, а также предметной структуры.

Основополагающим направлением развития законодательной базы субъекта РФ и его оптимизации является систематизация законодательства субъекта РФ.

К сожалению, в период становления законодательства субъектов РФ не получилось избежать внутренней разрозненности.

К данному периоду времени качество законодательства субъекта РФ по данному показателю возрастает, однако всё же остается далеким от должного уровня.

Таким образом, в начале периода становления законодательной базы субъектов РФ его технико-юридической уровень был достаточно низок, что объясняется, с одной стороны, недостаточным вниманием законодателя к рассматриваемой стороне качества законодательства, а с другой - небольшим опытом законопроектных работ, отсутствием сложившихся традиций (обычаев) в законодательной технике.

Технико-юридический уровень законодательства субъекта РФ в настоящий период можно оценить как удовлетворительный.

 

Список литературы:
1. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных законами РФ оᅟ поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // Росийская газета. - 1993. - 25 дек.; СЗ РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 4398. – 10 c.
2. Григорьев, В.А. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.А. Григорьев. - Москва: ИНФРА-М, 2015. – 263 c.
3. Ермаков С.М. Развитие законодательства субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2001. – С. 27. – 69 c.
4. Казанцев, М.Ф. Региональное законодательство России: тенденции развития и уровень качества // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2013. - № 13 (3). – С. 99 – 110 c.
5. Карпов, А. В. Конституционное право России / А. В. Карпов. – Москва: Омега-Л, 2013. – 86 c.
6. Сергеев, С. Г. Конституционное право России / С. Г. Сергеев. – Москва: Дашков и Ко, 2012. – 269 c.
7. Смоленский, М. Б. Конституционное право для студентов вузов / М. Б. Смоленский. – Москва: Феникс, 2013. – 63 c.
8. Сыротюк, М. В. Развитие регионального законодательства в условиях правового государства // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2016. - б/н. – С. 129 – 131 c.
9. Умнова, И. А., Алешкова, И. А. Конституционное право РФ \ И. А. Умнова. – Москва: Юрайт, 2012. – 65 c.