Статья:

Две жизни Николая Константиновича Рериха

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: История и археология

Выходные данные
Бережная В.В. Две жизни Николая Константиновича Рериха // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Две жизни Николая Константиновича Рериха

Бережная Виолетта Витальевна
студент, Южный федеральный университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Кравец Виктория Сергеевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доц., Южный федеральный университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Русская революция 1917 года стала причиной того, что практически все сословия стали покидать страну. Начала образовываться «Белая эмиграция». Люди бежали за границу из-за насилия и гражданской войны, бушующей в Российской империи. Преимущественно уезжали из России русские, что составляло 95,2%, мужчины 73,3%, образованные люди – 54,2%. Практически весь цвет нации выехал из страны. Так и Николаю Константиновичу Рериху, художнику, мыслителю и общественному деятелю в 1919 году пришлось покинуть Россию.

Для русской интеллигенции февральская революция не явилась большой неожиданностью. Весь цвет общества, лучшие умы страны предчувствовали новую «смуту» в России, также это чувствовал и Рерих. Начиная с 1912 года, он создает ряд пророческих картин, к примеру, как «Змей проснулся», «Меч мужества», «Крик змия», «Град умерший» или «Град обреченный». Практически на всех картинах этого периода изображен змей, он являлся в концепции произведения образом мирового зла. Художник предупреждает человечество, что силам Добра пора собираться, так как змей Зла проснулся и собрался восстать. Так можно Добро сравнить с народом России, а Зло-это февральская революция, которая быстро наращивала свою мощь. А на картине «Меч мужества» изображен ангел, который принес меч спящим стражам. Это своеобразное предупреждение художника человечества

 

Рисунок 1. Н.К. Рерих «Меч мужества» 1912г.

 

Такое предостережение оказалось пророческим, через 2 года, в 1914 году Россия была втянута в Первую мировую войну, которая принесла новые беды, реки крови, восстания и кризисы. Картины «Крик змия» и «Град умерших» являются, можно сказать, продолжением раннее указанных произведений. Так на первом произведении мы можем видеть змея, который, возможно, пришел в наш мир из ада в виде войны, а в будущем февральской революции. А на картине «Град умерший» змей уже обвил собой город так, чтобы из него не было возможности выйти. Тут тоже можно провести сравнение: град – это Россия и сама Европа, а змей – война.

 

Рисунок 2. Н. Рерих «Крик змия» 1914г.

 

Рисунок 3. Н. Рерих «Град умерший» 1914г.

 

Также примечательно то, что Рериху снились вещие сны. Так художник в своей книге «Николай Рерих: Духовные сокровища. Философские очерки и эссе» писал: «Перед войною сны были:

Едем полем. За бугром тучи встают. Гроза. Сквозь тучу стремглав молнией в землю упёрся огненный змей. Многоглавый». Этот сон послужил сюжетом одной из картин.

Рерих критично отзывался о власти большевиков, он называл их разрушителями культуры. Особенно его возмущали гонения на деятелей культуры и разрушения памятников. Все же художник верил, что революция – это инструмент для чистки места для братства стран и народов. Но его ожидания, к сожалению, не оправдались. В начале 1915 году Рерих тяжело заболел, из-за этого он переехал в город возле Петрограда, во времена революции он все также приезжал в страну, чтобы заниматься своими делами. Но с каждым годом контакты с Россией сходили на нет. В 1918 уехал в Швецию, где проходила его выставка. Выставка открылась 8 ноября 1918 года и имела большой успех. Рерих продал многие картины в частные коллекции и музеи. Имя Николая Константиновича все чаще стало появляться в выпусках европейских границ.

Как часто бывает, когда человек уезжает из родного края, в его груди рождается тоска. Так это было видно в серии живописных работ «Санкта», которая переводится как «Священная». Она посвящена русским святым и преподобному Сергию Радонежскому. Художник в данных картинах выразил любовь к родной природе и архитектуре России.

«Санкта»

 

Рисунок 4.  «и мы видим»

 

Рисунок 5. «И Мы приносим Свет»

 

Рисунок 6. «И Мы открываем врата»

 

Рисунок 7. «И Мы продолжаем лов»

 

Рисунок 8. «И Мы трудимся»

 

Рисунок 9. «И Мы не боимся»

 

После в 30-е годы Рерихом создается тибето-русская серия на темы русских былин с изображением богатырей.

В 1920 году проходит его выставка в Копенгагене, которая также зарабатывает Рериху известность. Затем еще в нескольких городах Америки Николай Константинович организовывает свои выставки.

Таким образом, можно сказать, что эмиграция повлияла позитивно на творчество Николая Константиновича Рериха. Благодаря тому, что он уехал из России, он приобрел известность в Европе, а потом и по всему миру. Рерих до конца своих дней утверждал, что остался русским художником. Россия в разлуке для него была, как чаша живой воды.

 

Список литературы:
1. Беликов П.Ф., Князева В. П. Николай Константинович Рерих. – М.: Молодая гвардия. – 1973 (Жизнь замечательных людей).
2. Гунн Г. Николай Рерих о России. URL: http://lib.icr.su/node/1185 (Дата обращения: 15.11.2016).
3. Марианис А. Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества. 2015г.