Статья:

Налог на добычу полезных ископаемых: проблемы и тенденции развития

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Саркисова А.М. Налог на добычу полезных ископаемых: проблемы и тенденции развития // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Налог на добычу полезных ископаемых: проблемы и тенденции развития

Саркисова Ангелина Мурадовна
студент, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь
Заикин Виталий Викторович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доц., Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

На протяжении многих лет Россия занимает одно из лидирующих положений в мире по величине и разнообразию природных ресурсов, является обладательницей статуса сырьевой державы. Однако многие природные ресурсы являются исчерпаемыми и не возобновляемыми. В этих условиях ресурсные платежи выполняют роль регулятора их рационального использования. В связи с этим актуальным представляется исследование некоторых вопросов расчета платежей за добычу природных ископаемых и выявление путей решения проблем, связанных с минимизацией НДПИ.

 Пошлиной за добытые полезные ископаемые федеральный бюджет РФ пополняется благодаря определенной категории субъектов хозяйствования, которые имеют законное право пользоваться недрами земли. При этом, вне зависимости от того, на территории какой страны данные минералы находятся, лицо-предприниматель обязано стать на налоговый учет, обратившись в фискальные органы по месту собственной регистрации. Организации же, занимающиеся добычей полезных ископаемых, должны уплачивать НДПИ, а также осуществлять расчет земельного налога, что значительно увеличивает объем затрат. НДПИ исчисляется исходя из методики определения количества добытых ископаемых (ст. 339 НК), оно может рассчитываться прямым способом с использованием измерительных устройств; косвенным способом – по имеющимся данным о содержании полезного ископаемого в извлекаемом сырье.

Для сферы природопользования характерен постоянный поиск баланса между интересами общества и призванного выражать общественные интересы государства с одной стороны и интересами бизнеса с другой. Налоговое воздействие нацелено на создание и обеспечение условий для устойчивого финансового положения государства. Справедливо взимаемые налоги и сборы служат эффективным регулятором общегосударственных и коммерческих интересов.

НДПИ взимается во всех странах, при этом имеют место 3 способа начисления налога:

·     со стоимости единицы (объема, массы) добытого полезного ископаемого;

·     со стоимости продукции горно-обогатительного предприятия;

·     с полученной горно-обогатительным предприятием прибыли [5, с. 37–41].

В России было установлено, что НДПИ определяется в процентах стоимости добытого полезного ископаемого с учетом его вида.

Существенные изменения в НДПИ были внесены в Налоговый кодекс РФ (НК РФ) Федеральным законом № 126-ФЗ от 08.08.2001 г., который вступил в силу с 1 января 2002 г. Принципиальное изменение заключалось во включении в НДПИ платежей на ВМСБ. Подобное объединение нельзя признать оправданным, поскольку отчисление на воспроизводство и налог на добычу принципиально различаются по своей сущности. НДПИ отражает собственность государства на недра и имеет рентный характер, а отчисления на ВМСБ - компенсацию затрат, понесенных государством на поиски, оценку и разведку месторождений, переданных недропользователям при приватизации или в результате залоговых аукционов.

Следует также обратить внимание на то, насколько был увеличен НДПИ за счет включения платежей на ВМСБ. В НК РФ предусматривается, что недропользователи, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых месторождений, уплачивают налог с коэффициентом 0,7. Если обратиться к гл. 26 ст. 342 НКРФ («Налоговые ставки»), то плата на ВСМБ в этом случае составит менее 1% стоимости добытого полезного ископаемого при добыче калийных солей, каменных и бурых углей, около 1% при добыче кондиционных руд черных металлов, около 2% кондиционных руд цветных металлов и т.д. [4, с. 8].

Действительные же затраты на производство поисковых и разведочных работ, как указывалось выше, близки к 7% стоимости добытого полезного ископаемого и только кредиты ООН на ГРР выдаются слаборазвитым странам под 2%. Ранее платежи на ВМСБ составляли значительно большую величину, например для цветных металлов платеж равнялся 7,8% стоимости товарной продукции горного предприятия.

Не имеет правового обоснования и увеличение НДПИ за счет включения отчислений на ВМСБ для месторождений, право разработки которых получено в результате аукционов. Юридическое лицо, осуществившее поиски и разведку, в данном случае государство, уже получило платеж за проделанную работу как результат аукциона в соответствии с промышленным значением выявленного и разведанного месторождения. Соответственно налогоплательщики, осуществляющие разработку месторождений в соответствии с результатами аукционов, должны уплачивать НДПИ с понижающим коэффициентом, аналогично налогоплательщикам, осуществившим поиск и разведку месторождений полезных ископаемых за счет собственных средств [3, с. 558].

НДПИ имеет как свои плюсы, так и минусы. С одной стороны, государство получило относительно простой по администрированию налог. С другой стороны, введение твердой ставки налога на добычу полезных ископаемых усложнило для ряда нефтяных компаний решение задач по расширению объемов внедрения новых технологий, позволяющих обеспечить полноту выработки запасов нефти. Для низкорентабельных месторождений налог оказался выше прежних платежей, что привело к закрытию некоторых месторождений.

Объектом НДПИ согласно ст. 336 НК РФ является полезное ископаемое, добытое из недр. В соответствии с этим в последующих статьях НК РФ указано, что следует понимать под добытым полезным ископаемым, что является налоговой базой, изложены порядок определения количества добытого полезного ископаемого и другие положения, исходя из которых осуществляется начисление налога. Однако для подавляющего большинства месторождений цветных и черных металлов начисление НДПИ осуществляется исходя не из сложившейся цены реализации добытого полезного ископаемого, а согласно п. 4 ст. 340 НК РФ на основе расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, которая должна приходиться на горную часть производства товарного продукта ГОКа.

Если налогоплательщик в качестве сырья использует продукцию собственного производства, оценка указанной продукции в соответствии со ст. 254 и 319 производится исходя из стоимости готовой продукции, затрат на ее производство и затрат на добычу полезного ископаемого. Затраты на добычу определяются исходя из налоговой базы налога на прибыль при некоторых оговоренных ограничениях (учитывающих материальные расходы, понесенные в процессе хранения, при реализации добытых полезных ископаемых, при оплате труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых, и др.). Таким образом, определение налоговой базы НДПИ производится исходя из цены реализации концентрата полезного ископаемого, соотношения затрат на его производство и добычу [1, с. 808–810].

Однако подобный способ оправдан, когда производитель закупает исходное сырье и стоимость продукта производства формируется за счет стоимости сырья и затрат на его переработку. При принятой методике база НДПИ оказывается искусственно заниженной, поскольку стоимость полезного компонента частично перекладывается на последующее обогащение, и как следствие государственный бюджет несет необоснованные потери. В горно-обогатительном производстве стоимость полезного ископаемого определяется исходя из цены полезного компонента, его содержания и затрат на добычу и переработку с учетом разубоживания и извлечения, а также общекомбинатских расходов. В соответствии с этим для определения налоговой базы НДПИ в соответствии со ст. 336 НК РФ следует из стоимости товарного продукта вычесть затраты на обогащение полезного ископаемого. Это будет стимулировать внедрение технологий, повышающих полноту извлечения полезного компонента.

Следует также отметить, что существующие для каждого полезного ископаемого единые ставки НДПИ усугубляют неравное положение недропользователей, разрабатывающих месторождения в Центральной России, на Урале и в осваиваемых новых районах Сибири и Дальнего Востока. В соответствии с этим следует распространить принятую для нефти дифференциацию ставок налога в зависимости от местоположения месторождений и на другие полезные ископаемые, это же относится к низкорентабельным месторождениям, разрабатываемым градообразующими предприятиями [2, с. 27–30].

Таким образом, посредством создания независимого негосударственного органа, призванного выполнять информационные функции в сфере регулирования отношений по использованию полезных ископаемых и ликвидации адвалорных (процентных) налоговых ставок и установления вместо них специфических налоговых ставок возможно эффективно решить проблемы, связанные с минимизацией НДПИ, правильностью расчета платежей за добычу природных ископаемых, что, в свою очередь, определит тенденции развития на многие года данного ресурсного платежа.

 

Список литературы:
1. Войтович Т.В. Применение трансфертного ценообразования в целях минимизации уплаты НДПИ // Молодой ученый. – 2016. – №7. – С. 808–810.
2. Голованов Г.Р. Правовые проблемы определения налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых // Законодательство. – №9. – 2011. – С. 27–30.
3. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение. – М.: ЮНИТИ – ДАНА. – 2011. – 558 с.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ.
5. Пудыч Ю.В. Эффективность правового регулирования взимания налога на добычу полезных ископаемых // Налоговый вестник. – 2012. – №2. – С. 37–41.