Статья:

Сравнительный анализ бюджета Московской и Ленинградской областей.

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Божко В. Сравнительный анализ бюджета Московской и Ленинградской областей. // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 11 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Сравнительный анализ бюджета Московской и Ленинградской областей.

Божко Вероника
студент, 3 курса МГОТУ, РФ, г. Королев
Салманов Олег Николаевич
научный руководитель, д-р экон. наук, проф. кафедры Финансов и экономического анализа МГОТУ, РФ, г. Королев

 

В статье выполнен сравнительный анализ бюджета Московской и Ленинградской областей. Дано определение понятия бюджета областей. Представлена статистическая информация по данному вопросу.

Одно из ключевых направлений современной финансовой политики Российской Федерации заключается в обеспечении надлежащего объема финансирования наиболее приоритетных задач государства, осуществление достижения которого должно происходить на всех уровнях бюджетной системы государства.

Анализ бюджета Московской области.

Доходы областного бюджета на 1 ноября 2016 года исполнены в объеме 432339,42 млн. рублей, что составляет 81,55 процента от общего объема. При сравнении с 2015 годом доходы областного бюджета уменьшились на 4109,71 млн. рублей. На диаграмме отражены доходы областного бюджета за 2016 год.

 

Рисунок 1. Структура доходов бюджета Московской области в 2016 году

 

Доходы областного бюджета сформировали в основном доходные статьи бюджета, представленные налогом на доходы физических лиц, налогом на прибыль и налогом на имущество организаций.

В целом на 1 ноября 2016 год на территории Московской области собрано 420633,00 млн. рублей налоговых и неналоговых доходов, при том, что налоговые доходы исполнены на 85,68 процента к плану года.

Расходы консолидированного бюджета Московской области на 1 ноября 2016 года исполнены в сумме 392412,45 млн. рублей, что формирует 61,37 процента плана года. По сравнению с 2015 годом расходы увеличились на 4,52 процентов.

Расходы областного бюджета за 2016 год исполнены в объеме 291019,94, на 61,75 процента годовых плановых назначений. Объем расходов областного бюджета в 2016 году возрос по сравнению с 2015 годом на 4,17 процента.

Расходы областного бюджета в 2016 году приумножили свою социальную направленность, значительную долю которых составили расходы на финансирование отраслей бюджетной сферы, включая образование, социальную политику, здравоохранение, а также финансовую помощь национальной экономике.

 

Рисунок 2. Динамика роста расходной части бюджета Московской области

 

Объем расходов на социальную сферу Московской области в 2016 году составил в среднем по статьям 65% процента исполнения к плану. По сравнению с 2015 годом указанные расходы возросли практически на 4 процента. Наряду с этим темп роста расходов на социальную сферу консолидированного бюджета области формирует в среднем 5,33 процента к уровню 2015 года, а по сравнению с данными 2013 года расходы на образование в частном возросли почти в 2 раза.

Прогнозные показатели на плановый 2017 год определены с учетом данных отраслевых министерств и ведомств Московской области: общий объем доходов бюджета Московской области на 2017 год составляет 385 332 477 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в сумме 21 466 542 тыс. рублей. Одним из ведущих в доходной части сводного финансового баланса Московской области в 2017 году будет размер налоговых доходов.

Расходная часть сводного финансового баланса Московской области в 2017 году прогнозируется в сумме 410 988 741 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 9 499 690 тыс. рублей.

Внушительный удельный вес в составе расходов на 2017 год будет приходиться на социально-культурные мероприятия.

Дефицит сводного финансового баланса Московской области в 2017 году прогнозируется в размере 25 656 264 тыс. рублей.

Анализ бюджета Ленинградской области.

Доходная часть Ленинградского бюджета на 1 ноября 2016 года составляет 95733 млн. руб., в то время как расходная образует 87138 млн. руб., тем самым, на данном этапе наблюдается профицит в размере 9058 млн. рублей.

Значительно выросли ассигнования на образование и социальную политику, исполнение которых составило 85,19 процентов плана.

Расходная часть бюджета Ленинградской области на 1 ноября 2016 составила лишь 76% от плана. Некоторые социальные проблемы были решены за счет полученных из Министерства Финансов РФ трансфертов. На обслуживание государственного долга областное правительства уже потратило 733 млн. рублей, что составляет 180,10 процентов годового плана.

За 10 же месяцев бюджет 2016 выполняется в основном в полном объеме, причем, социально-защищенные статьи за это время выполнены не стопроцентно, но в среднем на 78–80 процентов. Можно прогнозировать, что до конца года бюджет будет выполнен с дефицитом.

Расходы областного бюджета на 2017 год определены в размере 82634 млн. рублей, что на 27,7 процента меньше, чем в 2016 году, а предельный размер дефицита предлагается установить на уровне 3342 млн. руб.

Объем доходов консолидированного бюджета прогнозируется в размере 83707 млн. рублей. Внутри бюджета средства распределились следующим образом: 56% – доля областного бюджета, 44% - бюджетов муниципальных образований.

Наиболее высокие показатели роста расходов наблюдаются в области социальной сферы и национальной экономики. Свыше 11320 млн. рублей в 2017 году Ленинградская область планирует направить на предоставление льгот нуждающимся категориям граждан.

Рассмотрим структуру доходов Московской и Ленинградской области за 2016 год.

Таблица 1.

Структура доходов Московской и Ленинградской области на 01.11.2016

 

Население Московской области в 4 раза превосходит население Ленинградской области, в связи с чем соответственное отношение их доходов и расходов практически также равно 4.

Расходы как Московской, так и Ленинградской области областного бюджета в 2016 году приумножили свою направленность в социальную сферу. Наибольшую их долю составляли расходы на образование, социальную политику, здравоохранение и национальную экономику.

Доходы, в свою очередь, сформировались за счет налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организации, налога от использования имущества и акцизы. Для обеих областей хорошим показателем является тот факт, что за 10 месяцев исполнения бюджета доходы преобладают над расходами на 20%.

Роль бюджета Московской области является одной из центральных в Федеральном бюджете РФ, поскольку в структуре доходов она не оставляет свое одно из центральных положений, в то время, как Ленинградская область в рейтинге в зависимости от статей доходов и расходов меняет свое положение. Однако процент исполнения основных экономических плановых величин в Ленинградской области выше и в среднем составляет почти 72%, а по Московской области бюджет исполнен в среднем на 1 ноября 2016 года всего на 62%.

Обе области на данный период покрывают свои расходы своими же доходами, но с небольшим запасом, что может легко изменить положение в течение двух оставшихся месяцев текущего года. Отметим, что доходы обеих областей с каждым годом снижаются в среднем на 4-6 млрд. рублей. Относительно расходов обе области рассмотрим обособленно: расходы Московской области растут с каждым годом, что неблагоприятно для экономики; расходы Ленинградской области растут, но их рост не превышает плана бюджета на 1 ноября 2016 года.

Рассмотрев бюджеты областей, можно сделать следующий вывод: доходы Московской области составляют в общих чертах 30%, то есть, практически 1/3 всей доходной части федерального бюджета России; Ленинградская область в среднем вносит в бюджет страны ежегодно 10%.

Учитывая, что Российская Федерация включает в себя 46 областей, и Ленинградская область в совокупности с Московской обеспечивают 40% дохода страны, что чуть меньше половины, можно заключить ведущую роль рассмотренных в статье областей в образовании государственного дохода. Государству следует авторитетно обеспечивать постоянный рост доходов исследуемых нами областей или хотя бы их стабильность при условии отсутствия роста расходов.

 

Список литературы: 
1. Открытый бюджет Ленинградской области. – Режим доступа: http://www.budget.lenobl.ru (Дата обращения 13.11.2016 г.).
2. Открытый бюджет Московской области. – Режим доступа: http://budget.mosreg.ru (Дата обращения 10.11.2016 г.).
3. Понятный бюджет. Открытый регион. Пермский край. – Режим доступа: http://www.budget.lenobl.ru (Дата обращения 13.11.2016 г.).