Статья:

Условия реализация программ импортозамещения в целях повышения эффективности региональной экономики(на примере Республика Саха (Якутия))

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Лихоткина А.Д., Безпалов В.В. Условия реализация программ импортозамещения в целях повышения эффективности региональной экономики(на примере Республика Саха (Якутия)) // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 19.04.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Условия реализация программ импортозамещения в целях повышения эффективности региональной экономики(на примере Республика Саха (Якутия))

Лихоткина Анастасия Дмитриевна
студент, Российский экономический университет имени Г.В Плеханова, РФ, г. Москва
Безпалов Валерий Васильевич
научный руководитель, канд. экон. наук, доц, Российский экономический университет имени Г.В Плеханова, РФ, г. Москва

 

Исследования современного периода социально-экономической развития России подтверждают значимость и важность территориального аспекта развития страны, поскольку во многих субъектах социальная, финансово-экономическая, экологическая, демографическая составляющая экономики регионов находятся в кризисной ситуации. Изучая, проходящие в 90-х годах прошлого столетия, процессы, такие как: структурная перестройка хозяйства, конверсия, приватизация, свертывание государственного инвестирования на фоне ускоренного формирования рыночных отношений поставили регионы в крайне тяжелое положение [4]. Современные события происходящие в международном пространстве не прибавляют оптимизма. Введение санкций в отношении нашей страны Западными странами и вынужденные ответные контрмеры со стороны России, а также последствия экономического кризиса, стали определенным импульсом для правительства России, чтобы уделить особое внимание не только на развитие экономики регионов, но и рассмотреть проблему значительно шире. Отказ от сырьевой модели развития национальной экономики, правительству потребовалось сформировать масштабную экономическую программу, в которой был определен курс на политику импортозамещения.

В настоящее время ученые так и не выработали единого мнения относительно термина «импортозамещение». В более узком смысле это прекращение ввоза в страну товара в связи с организацией его производства на месте. Другие ученые придерживаются мнения, что это политика замещения востребованных импортных товаров организацией выпуска отечественной продукцией за счет государственной поддержки, а так же государственного регулирования посредством льгот, квот, налоговых послаблений производственным предприятиям, работающим в данной сфере. Наиболее рациональное, по мнению автора, понятие импортозамещения сформулировано в научной статье к.э.н. В.В. Безпалова – это организация производства конкурентоспособной продукции (услуг) на всей территории страны при поддержке государства посредством использования всего имеющегося ресурсного потенциала с целью максимального возможного удовлетворения внутренних потребностей и возможностью выхода на внешние рынки [3].

В целом политика импортозамещения не нова как в целом для многих европейских стран, так и для России в частности. Так в России, многие ученые и государственные деятели выдвигали идеи импортозамещения еще в XVII–XVIII веке, например, русский ученый И.Т. Посошков в своей работе «Книга о скудности и богатстве» (1774 г.) предлагал приобретать у купцов только те товары, которых в России нет, а обойтись без них нельзя [3]. Для западных стран такими примерами являются: знаменитое «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смита (1776 г.); третий «Доклад о мануфактурах» (1791 г.) Гамильтона; научный труд Д. Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.); а также «Национальная система политической экономии» (1841 г.) Листа, в которой автор критикует фритредерство, в том числе политику российского правительства в период с 1821 по 1840 года. Несмотря на то, что многие взгляды считается несколько устаревшими, многие идеи в современной трактовке приобретают все большее значение.

Рассматривая и анализируя современное состояние развития национальной экономики России необходимо отметить, что ограничения, связанные с санкциями, внесли негативный вклад на ряд макроэкономических показателей, приведшие к сокращению и структурным сдвигам в импорте (Таблица 1).

Таблица 1.

Основные показатели России (% к предыдущему году)

 

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

ВВП

104,3

103,4

101,3

100,7

96,3

Продукция промышленности

105

103

100

102

96,6

Продукция сельского производства

123

95

106

104

103

Инвестиции в основной капитал

111

107

100,8

98,5

91,6

Оборот розничной торговли

107

106

104

103

90

Индекс потребительских цен

108

105

107

108

115,5

Экспорт

131,3

102,3

99,2

95,1

68,2

Импорт

128,4

105,3

102,3

92,2

63

Сальдированный финансовый результат

114,2

110,8

82,7

90,9

148,6

 

В 2015 году стоимостной объем экспорта товаров снизился на 31,8%, а импорта – на 37% относительно 2014 года. Сокращение экспорта товаров определялось ухудшением мировой конъюнктуры: средние цены на товары российского экспорта снизились на 35,2% по сравнению с 2014 г. На динамику импорта существенное влияние оказали девальвация рубля, уменьшение доходов экономики и населения, а также ограничительные меры в отношении ввоза отдельных категорий товаров. При сложившемся соотношении темпов и структуры внешнеторгового оборота в 2015 г. в России сохранилось положительное сальдо внешней торговли, и его вклад в динамику ВВП повысился до 8,1% против 6,6% в 2014 г.

На современном этапе одним из привлекательных регионов в реализации политики импортозамещения в целях повышения экономической безопасности страны является Республика Саха (Якутия), обладающая огромным потенциалом в развитии промышленности, а также в повышении конкурентоспособности продукции, так как республика имеет выгодное географическое положение, близость рынков сбыта, значительные запасы сырьевых и энергетических ресурсов.

Площадь Республики Саха составляет 1/5 часть территории России или 50% территории Дальневосточного федерального округа (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Структура земельного фонда Республики Саха по категориям земель

 

Республика расположена в северо-восточной части Сибири. Граничит на востоке с Чукотским федеральным округом, Магаданской областью, на юго-востоке – с Хабаровским краем, на юго-западе – с Иркутской областью, на западе – с Красноярским краем, на севере ее естественные рубежи образуют море Лаптевых и Восточно-Сибирское море. Общая площадь территории Якутии составляет 3103,2 тыс. км².

Численность населения составляет 959689 человек (2016 год). Из которых моложе трудоспособного возраста 225,5 тыс. человек, трудоспособное население 605,5 тыс. человек, старше трудоспособного возраста 128,7 тыс. человек. Плотность населения 0,31 чел./км² (2016 год) [5].

Республика занимает лидирующее место в России по добыче алмазов, золота, сурьмы, также ведется значительная добыча угля, нефти, природного газа, платины, камнецветного сырья, строительных материалов и других полезных ископаемых. Сельское хозяйство в республике реализуется по направлениям: мясо-молочное животноводство, коневодство, оленеводство, овощеводство, картофелеводство, рыбный промысел, сбор ягод и даров природы (Рисунок 2).

 

Рисунок 2. Отраслевая структура ВРП Республики Саха (Якутия)

 

Ведущими секторами экономики являются горнодобывающая промышленность, транспорт и связь. Лидерами являются добыча алмазов и золота, электроэнергетика, топливная отрасль и пищевая промышленность.

Темпы роста экономики республики в период 2011–2015 гг. стабильно превышали среднероссийские, обеспечивая ей лидирующие места среди регионов Дальневосточного Федерального округа (Таблица 2).

Несмотря на сложную внешнеполитическую и внешнеэкономическую ситуацию по итогам года получены положительные темпы роста основных макроэкономических показателей. ВРП республики на 2015 год составляет 102%, что выше на 5,7% показателя ВВП, который составляет 96,3%.

Таблица 2.

Динамика показателей развития Республики Саха

Темпы роста в сопоставимых ценах, % к предыдущему году

 

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

1.    Валовый региональный продукт

107,1

103,1

100,9

103,2

102,0

2.    Продукция промышленности

116,1

109

106,2

104,9

103,8

2.1 Добыча полезных ископаемых

117,5

110,7

106,5

105,8

104,9

2.2 Обрабатывающие производства

114

92,6

112,3

95,1

87,0

2.3 Производство сельскохозяйственной продукции

95,3

99,6

98,5

99,2

97,8

3.    Внешнеторговый оборот

143,8

101,1

101,5

104,3

82,6

 

Реализация политики импортозамещения посредством формирования региональных программ, при имеющихся ресурсах, будет являться эффективным инструментом повышения эффективности экономики данной территории. Одной из отраслей, имеющую перспективу, в контексте импортозамещения на данной территории, является сельское хозяйство. Доля региона в общероссийской стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции составила 0,4%. Структура объемов сельскохозяйственной продукции следующая: продукция животноводства – 67,8%, продукция растениеводства – 32,2%. Доля сельского хозяйства в ВРП республики составляет менее 3%. К сожалению, агропромышленный комплекс республики не может полностью удовлетворить собственные нужды и большинство товаров экспортируется из других регионов.

На сегодняшний день в Республике Саха реализуются 36 государственных программ. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы» по качественной оценке на 2015 год является эффективной. Данная программа набрала интегральную оценку в 80,18 баллов и входит в первую группу качественных оценок государственных программ [2].

Ответственным государственной программы выступает Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия).

В рамках данной программы предусмотрено субсидирование взаимосвязанных в едином цикле «продукция растениеводства – комбикорма – продукция животноводства» хозяйствующих субъектов: 3-х птицефабрик, 1 свиноферма, более 60 базовых свиноводческих хозяйств, около 20 зерноводческих хозяйств, а также хозяйств всех улусов, занимающихся скотоводством. На поддержку комбикормов в 2013-2014 гг. в государственном бюджете Якутии было предусмотрено в 2013 году – 114,6 млн. рублей, в 2014 году – 112 млн. рублей. В 2014 году объем прямой государственной поддержки животноводства из государственного бюджета республики составил 3 млрд. рублей, в том числе на поддержку скотоводства 2283 млрд. рублей.

В 2015 году на реализацию программы в целом предусмотрено 12956,1 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 1006,3 млн. рублей, государственного бюджета Республики Саха 9077,3 млн. рублей, местного бюджета 58,2 млн. рублей, внебюджетных источников 2814,3 млн. рублей. За 2015 год внедрено 16 инновационных проектов в области сельского хозяйства, план перевыполнен в 4 раза. Программой установлено 78 целевых индикаторов, из них выполнен 51 целевой индикатор или 65,4% от плановых значений [2].

Одним из приоритетных районов в отрасли сельского хозяйства является Сунтарский улус, который расположен в плодотворной долине среднего течения реки Вилюй на площади 57,8 тыс. км2 в самом центре активно развивающейся промышленности Западной Якутии. Скотоводство и коневодство издревле представляют основную ветвь сельскохозяйственной отрасли в улусе. Повышение эффективности и развитие животноводства зависит от комплексного решения взаимосвязанных факторов, среди которых особое место принадлежит обеспеченности животных кормами и их эффективного использования. В течение 10 лет продолжается непрерывное сокращение производственной базы земледелия – при общей площади пашни 8182 га доля целевого назначения снизилась от 34% до 26%, или на 403 га (Таблица 3).

Таблица 3.

Площадь пашен и посевных площадей

 

Площадь пашни, га

Посевная площадь с/х культур, га

В % к пашне

2004

2014

2004

2014

2004

2014

Сунтарский улус

8182

8182

2556

2153,4

34,4

26,3

 

Общая площадь неиспользуемых в сельскохозяйственном обороте пашен составляет 6028,6 га или 73,7% всех пашен (Таблица 4).

Таблица 4.

Площадь пашен

Общая площадь пашен, га

Пашни в обработке, га

Неиспользуемая площадь, га

Залежи (заброшенные) земли, га

Неиспользуемая площадь с учетом залежей, га

8182

2153,4

6028,6

838

6866,6

 

Укрепление кормовой базы непосредственно связано с организацией и проведением мелиорации сельскохозяйственных земель. Перспективным направлением развития будет являться восстановление пашен и увеличение доли окультуренных высокопродуктивных лугов и пастбищ путем коренного улучшения с подсевом многолетних трав.

В 2014 году для сенокошения использовано всего 34124 га сенокосных угодий, что составляет 57,2% всех угодий в районе. Таким образом, невовлеченными в оборот остаются 25547 га угодий (Таблица 5).

Таблица 5.

Данные о сенокосных угодьях

 

2011

2012

2013

2014

Всего площадь сенокосных угодий, га

59515

50125

58618

59671

Используемая площадь, га

35262

35915

29825

34124

Доля использования сенокосных угодий, %

59,2

71,7

50,9

57,2

 

В связи с этим необходимо проведение работ с целью повышения продуктивности лугов и пастбищ, а также создание комбикормового производства с учетом наличия местных солей, цеолита как универсальной добавки (Таблица 6).

Таблица 6.

Валовой сбор зерновых культур

 

Валовой сбор зерновых, тонн

Площадь зерновых, га

2002

2014

2002

2014

Сунтарский улус

1041

450

1338

400

 

Предполагается использование одного прицепного комбикормого завода емкостью 3,5 тонн, который способен переработать зерно не только Сунтарского улуса, но и других близлежащих улусов. Производимый комбикорм будет потребляться не только дойными коровами в период подкормки, но и скороспелыми отраслями.

Проведенные исследования позволяют сформулировать следующие рекомендации и предложения:

1.  Довести уровень использования пашни под посев сельскохозяйственных культур до требуемого, для выполнения программ, уровня, так как общая площадь неиспользуемых в сельскохозяйственном обороте пашен с учетом залежей составляет 6866,6 га.

2.  Провести оценку и рекультивацию земель с целью повышения продуктивности лугов и пастбищ, так как не вовлеченными в оборот остаются 25547 га угодий.

3.  Создать комбикормовое производство с учетом наличия местных солей, а также цеолита как универсальной добавки. Для этого необходимо, прежде всего, восстановление объема валового сбора зерновых культур на уровне 2002 года, что более 2 раз превышает итоги 2014 года, это предположительно позволит достигнуть около 1000 тонн валового сбора зерновых.

На сегодняшний день и в ближайшей перспективе политика импортозамещения является одним из ключевых и наиболее актуальных направлений развития как всей национальной экономики, так и сельского хозяйства в частности. Формирование и реализация программ импортозамещения во всех регионах РФ, основанных на анализе имеющихся ресурсов и вовлечении их в производственный процесс, дает возможность восстановлению потерянных в 90-е отраслей и секторов национальной экономики, позволяет развивать промышленный потенциал территорий, тем самым активно стимулирует социальные запросы общества. Это повлияет на снижение импортозависимости, что будет в дальнейшем способствовать развитию национального производства России и значительно повлияет на повышение благосостояния общества и государства в целом.

 

Список литературы:
1. Постановление Правительства Республики Саха от 24 марта 2016 г. №79 «Об итогах социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2015 год и основных задачах на 2016 год».
2. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 23.05.2016 года №1161 «О Сводном годовом докладе о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Саха (Якутия) за 2015 год». 
3. Безпалов В.В. Импортозамещение: анализ подходов к определению понятия: электронный научный журнал. 2009. №11(93). // URL: http://uecs.ru (Дата обращения 07.12.16).
4. Безпалов В.В., Лочан С.А., Петросян Д.С. Теория и практика управления развитием региональных экономических систем / Монография, – М: РУСАЙНС, 2016 г., С.236.
5. Официальный сайт Республики Саха (Якутия). // URL: https://www.sakha.gov.ru.