К вопросу о мотивации журналистов в зарубежных СМИ
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
К вопросу о мотивации журналистов в зарубежных СМИ
Журналистика, как профессия уникальна, она обладает рядом специфичных психологических факторов, влияющих на трудоспособность и мотивацию сотрудников в средствах массовой информации (далее СМИ). Для тех, кто начал изучать теорию журналистики известно, что эта профессия требует от человека большого упорства, личного времени и профессиональных знаний. Когда человек начинает работать в СМИ, у него уже имеется представление об основных принципах качественного журналиста: желание трудиться во благо своей аудитории, соблюдать этический кодекс, иметь стремление к развитию и быть готовым пожертвовать частью своей личной жизни ради работы. По данным авторитетного журнала «Forbs», работа журналиста граничит со стрессом и нервными срывами из-за вечного течения в плотном потоке информации, именно по этой причине, профессия «журналист» попала в список самых стрессовых профессий [11].
Когда конечный продукт оказывается перед читателями (зрителями, слушателями), нужно понимать, что качество итогового материала наполовину (за другую половину отвечает редакция) зависит от мотивации журналиста: насколько подробным будет материал, будут ли учтены слабо заметные детали и т.д. Это накладывает на сотрудников СМИ серьезную ответственность. Но несмотря на это люди идут работать в СМИ, отдавая журналистике, почти всю свою жизнь вопреки сложному, неблагодарному и порой опасному труду.
Стандартные методы мотивации здесь видоизменяются также как и факторы материальной и нематериальной мотивации. Из-за разницы в менталитете факторы мотивации в разных странах могут иметь существенные отличия, как в материальном плане, так и в нематериальном.
Отметим, что тема мотивации представлена достаточно большим количеством трудов зарубежных и российских исследователей: А. Маслоу, Ф. Герцберга, С. Адамса, В. Врума, В.Р. Веснина, Н. Самоукиной, А.А. Литвинюка и др. По мнению современных исследователей, важная роль в изучении мотивации, в большей степени, принадлежит зарубежным ученым. Именно их опыт развития мотивации охватывает ее эволюцию от категории воздействия на человека к основной функции менеджмента [1, с. 387].
Несмотря на достаточно обширное количество научных исследований по проблемам мотивации персонала, тема мотивации в сфере зарубежной журналистике нашла отражение в немногочисленных работах: J. Nicey, Н. Ускова, Н. Кузнецова и др.
Сложившаяся тенденция определила цель данной работы – исследовать методы мотивации журналистов в зарубежных СМИ.
Поведение любого человека всегда мотивировано. В современном понимании, мотивировать сотрудников – значит затронуть их значимые интересы, актуализированные потребности в чем-либо [3, с. 462].
Одним из отличий зарубежной журналистики от отечественной можно назвать привлечение лиц к творчеству до их вступления в профессию журналиста. В то время как российский работник СМИ рождается в стенах школы, работая со стенгазетой, Америка предлагает людям опробовать себя в больших масштабах. За рубежом набирает темп такое явление как краудсорсинг – действие, направленное компанией на привлечение больших групп людей или общественных масс для разрешения задач с их помощью [8]. Такой метод становится привычным среди профессиональных журналистов.
Журналист в общественном взаимодействии делится с группами своими знаниями и умениями в журналистике. Это формирует в умах людей более четкий образ профессии и повышает вероятность появления у них заинтересованности, при этом знакомство с профессией для них начинается сразу с практической деятельности. Для участия людей в краудсорсинге тоже требуется определенная мотивация, в основном в таких ситуациях люди хотят проявить свои качества, оказаться в безопасной среде и получить удовольствие от участия – это те положительные эмоции, которые часто проявляются в групповом взаимодействии. Также люди желают участвовать в процессе, так как появляется возможность помочь своей работой нуждающимся, что в журналистике является основной целью профессии [6, p. 3524]. Другими словами, привлечение в профессию может начаться неожиданно для самого человека, так как в зарубежных странах существует массовая пропаганда журналистики, в отличии от России.
Журналистика – профессия творческая, журналисты любят делиться результатом своей работы с другими людьми как можно раньше. Количество действительно хороших новостей ограничено и из-за конкуренции редакции стараются выпускать новости раньше остальных. Репортеры готовы следить за информационным потоком и днем и ночью только для того, чтобы запечатлеть удачный момент, который можно по-настоящему назвать сенсационным. Исполнительный редактор газеты “The New York Times” Билл Келлер объяснил это следующим образом: «Когда ты смотришь на точки, которые видят все остальные, но ты первый, кто смог соединить их логическим путем, то это заслуживает внимания» [7].
Погоня за сенсацией актуальна и в России, но большинство российских изданий либо работают под общим покровителем (государственные, региональные издания), либо не обращают внимания на гонку за сенсацией. Крупным зарубежным изданиям чаще приходится сталкиваться друг с другом при поиске информации. Но не стоит забывать, что такой подход к публикациям может негативно сказаться на точности и достоверности фактов.
В зарубежной журналистике есть практика специфических награждений редактором журналиста, чья работа оказала влияние на изменения актуальной проблемы. Журналисты, зная, что их работа может не только повлиять на социум, но и принести личную пользу в дальнейшем, мотивируют себя работать тщательнее. Такие вознаграждения предоставляют большую свободу при выборе следующей темы для изучения, а свобода выбора сама по себе является мотивацией для журналиста [7].
Зарубежный журналист и консультант по медиа-стратегии Дэвид Брюа предлагает редакторам следующие способы мотивации журналистов:
1) поощрять идеи – бывший журналист «BBC» и медиа-тренер Боб Доран говорит, что для редактора важно пройтись по редакции и поспрашивать у каждого журналиста какие свежие идеи у них имеются;
2) вселять уверенность – Род МакКензи, редактор «BBC Radio», говорит, что журналистам нужно внушать уверенность, иначе они останутся в страхе провала;
3) хвалить их, когда все идет хорошо, обсуждать с журналистами, что у них недавно успешно реализовалось и делать на этом акцент, обсуждать это со всеми для повышения морального духа;
4) встраиваться в ряды и показывать коллективу, что вы тоже можете работать – Сэм Оббо, медиа-консультант, говорит, что редактору важно встроиться в команду, показать ей руководителя, который знает, что делает;
5) позволить сотруднику насладиться его успехом, журналистов мотивирует их собственный успех, поэтому порой давайте им простые задания, не связанные с напряженными ситуациями, которые не сложно сделать [9].
Подводя итоги можно отметить, что зарубежные журналисты, может и не обладают сильной мотивацией к работе, все же выполняют ее, в большинстве своем, на высоком уровне. Это можно объяснить и материальной привлекательностью данной деятельности, профессия способна обеспечить сотрудников материально, чтобы они не покидали свою работу. Так за рубежом, зарплата журналиста составляет примерно 40 тыс. долларов в год за 5 рабочих дней в неделю по 8 часов (отметим, что прожиточный минимум в декабре 2015 составлял 15 тыс. долларов в год) [4, 10]. В то время как в России, по данным на 2016 год, средняя зарплата журналиста находится в районе 20 тыс. руб./мес. при прожиточном минимуме для трудоспособного населения в 10678 руб./мес. [5].