Статья:

К вопросу о мотивации журналистов в зарубежных СМИ

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Григорьев М.А. К вопросу о мотивации журналистов в зарубежных СМИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 20.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о мотивации журналистов в зарубежных СМИ

Григорьев Максим Анатольевич
студент, Нижневартовский государственный университет, РФ, г. Нижневартовск

 

Журналистика, как профессия уникальна, она обладает рядом специфичных психологических факторов, влияющих на трудоспособность и мотивацию сотрудников в средствах массовой информации (далее СМИ). Для тех, кто начал изучать теорию журналистики известно, что эта профессия требует от человека большого упорства, личного времени и профессиональных знаний. Когда человек начинает работать в СМИ, у него уже имеется представление об основных принципах качественного журналиста: желание трудиться во благо своей аудитории, соблюдать этический кодекс, иметь стремление к развитию и быть готовым пожертвовать частью своей личной жизни ради работы. По данным авторитетного журнала «Forbs», работа журналиста граничит со стрессом и нервными срывами из-за вечного течения в плотном потоке информации, именно по этой причине, профессия «журналист» попала в список самых стрессовых профессий [11].

Когда конечный продукт оказывается перед читателями (зрителями, слушателями), нужно понимать, что качество итогового материала наполовину (за другую половину отвечает редакция) зависит от мотивации журналиста: насколько подробным будет материал, будут ли учтены слабо заметные детали и т.д. Это накладывает на сотрудников СМИ серьезную ответственность. Но несмотря на это люди идут работать в СМИ, отдавая журналистике, почти всю свою жизнь вопреки сложному, неблагодарному и порой опасному труду.

Стандартные методы мотивации здесь видоизменяются также как и факторы материальной и нематериальной мотивации. Из-за разницы в менталитете факторы мотивации в разных странах могут иметь существенные отличия, как в материальном плане, так и в нематериальном.

Отметим, что тема мотивации представлена достаточно большим количеством трудов зарубежных и российских исследователей: А. Маслоу, Ф. Герцберга, С. Адамса, В. Врума, В.Р. Веснина, Н. Самоукиной, А.А. Литвинюка и др. По мнению современных исследователей, важная роль в изучении мотивации, в большей степени, принадлежит зарубежным ученым. Именно их опыт развития мотивации охватывает ее эволюцию от категории воздействия на человека к основной функции менеджмента [1, с. 387].

Несмотря на достаточно обширное количество научных исследований по проблемам мотивации персонала, тема мотивации в сфере зарубежной журналистике нашла отражение в немногочисленных работах: J. Nicey, Н. Ускова, Н. Кузнецова и др.

Сложившаяся тенденция определила цель данной работы – исследовать методы мотивации журналистов в зарубежных СМИ.

Поведение любого человека всегда мотивировано. В современном понимании, мотивировать сотрудников – значит затронуть их значимые интересы, актуализированные потребности в чем-либо [3, с. 462].

Одним из отличий зарубежной журналистики от отечественной можно назвать привлечение лиц к творчеству до их вступления в профессию журналиста. В то время как российский работник СМИ рождается в стенах школы, работая со стенгазетой, Америка предлагает людям опробовать себя в больших масштабах. За рубежом набирает темп такое явление как краудсорсинг – действие, направленное компанией на привлечение больших групп людей или общественных масс для разрешения задач с их помощью [8]. Такой метод становится привычным среди профессиональных журналистов.

Журналист в общественном взаимодействии делится с группами своими знаниями и умениями в журналистике. Это формирует в умах людей более четкий образ профессии и повышает вероятность появления у них заинтересованности, при этом знакомство с профессией для них начинается сразу с практической деятельности. Для участия людей в краудсорсинге тоже требуется определенная мотивация, в основном в таких ситуациях люди хотят проявить свои качества, оказаться в безопасной среде и получить удовольствие от участия – это те положительные эмоции, которые часто проявляются в групповом взаимодействии. Также люди желают участвовать в процессе, так как появляется возможность помочь своей работой нуждающимся, что в журналистике является основной целью профессии [6, p. 3524]. Другими словами, привлечение в профессию может начаться неожиданно для самого человека, так как в зарубежных странах существует массовая пропаганда журналистики, в отличии от России.

Журналистика – профессия творческая, журналисты любят делиться результатом своей работы с другими людьми как можно раньше. Количество действительно хороших новостей ограничено и из-за конкуренции редакции стараются выпускать новости раньше остальных. Репортеры готовы следить за информационным потоком и днем и ночью только для того, чтобы запечатлеть удачный момент, который можно по-настоящему назвать сенсационным. Исполнительный редактор газеты “The New York Times” Билл Келлер объяснил это следующим образом: «Когда ты смотришь на точки, которые видят все остальные, но ты первый, кто смог соединить их логическим путем, то это заслуживает внимания» [7].

Погоня за сенсацией актуальна и в России, но большинство российских изданий либо работают под общим покровителем (государственные, региональные издания), либо не обращают внимания на гонку за сенсацией. Крупным зарубежным изданиям чаще приходится сталкиваться друг с другом при поиске информации. Но не стоит забывать, что такой подход к публикациям может негативно сказаться на точности и достоверности фактов.

В зарубежной журналистике есть практика специфических награждений редактором журналиста, чья работа оказала влияние на изменения актуальной проблемы. Журналисты, зная, что их работа может не только повлиять на социум, но и принести личную пользу в дальнейшем, мотивируют себя работать тщательнее. Такие вознаграждения предоставляют большую свободу при выборе следующей темы для изучения, а свобода выбора сама по себе является мотивацией для журналиста [7].

Зарубежный журналист и консультант по медиа-стратегии Дэвид Брюа предлагает редакторам следующие способы мотивации журналистов:

1)  поощрять идеи – бывший журналист «BBC» и медиа-тренер Боб Доран говорит, что для редактора важно пройтись по редакции и поспрашивать у каждого журналиста какие свежие идеи у них имеются;

2)  вселять уверенность – Род МакКензи, редактор «BBC Radio», говорит, что журналистам нужно внушать уверенность, иначе они останутся в страхе провала;

3)  хвалить их, когда все идет хорошо, обсуждать с журналистами, что у них недавно успешно реализовалось и делать на этом акцент, обсуждать это со всеми для повышения морального духа;

4)  встраиваться в ряды и показывать коллективу, что вы тоже можете работать – Сэм Оббо, медиа-консультант, говорит, что редактору важно встроиться в команду, показать ей руководителя, который знает, что делает;

5)  позволить сотруднику насладиться его успехом, журналистов мотивирует их собственный успех, поэтому порой давайте им простые задания, не связанные с напряженными ситуациями, которые не сложно сделать [9].

Подводя итоги можно отметить, что зарубежные журналисты, может и не обладают сильной мотивацией к работе, все же выполняют ее, в большинстве своем, на высоком уровне. Это можно объяснить и материальной привлекательностью данной деятельности, профессия способна обеспечить сотрудников материально, чтобы они не покидали свою работу. Так за рубежом, зарплата журналиста составляет примерно 40 тыс. долларов в год за 5 рабочих дней в неделю по 8 часов (отметим, что прожиточный минимум в декабре 2015 составлял 15 тыс. долларов в год) [4, 10]. В то время как в России, по данным на 2016 год, средняя зарплата журналиста находится в районе 20 тыс. руб./мес. при прожиточном минимуме для трудоспособного населения в 10678 руб./мес. [5].

 

Список литературы:
1. Долгина Е.С., Васильева Е. В. Концепции мотивации персонала: содержательные и процессуальные теории // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 387–390.
2. Обзор статистики зарплат профессии журналист в России // Trud.com – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: http://russia.trud.com/salary/692/4726.html (дата обращения: 08.12.2016).
3. Патрахина Т.Н., Романчук К.П. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 461–464.
4. Прожиточный минимум в США. Кто живет на минимальную з/п // Бизнес идеи – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://vse-temu.org/new-prozhitochnyj-minimum-v-ssha-tablica-kto-zhivet-... (Lата обращения: 08.12.2016).
5. Постановление Правительства РФ от 01.12.2016 № 1275 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2016 г.» // КонсультантПлюс – правовая поддержка. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208160/ (Дата обращения: 06.12.2016).
6. Aitamurto T. Motivation Factors in Crowdsourced Journalism: Social Impact, Social Change, and Peer Learning // International Journal of Communication. StanfordUniversity, USA. – 2015. – № 9. – P. 3524. 
7. Calame B. Scoops, Impact or Glory: What Motivates Reporters? // The New York Times: The Public Editor. – 2006. – Dec 3. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.nytimes.com/2006/12/03/opinion/03pubed.html (Дата обращения: 04.12.2016).
8. Crowdsourcing // Oxford Living Dictionaries. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/crowdsourcing (Дата обращения: 11.12.2016).
9. How to motivate journalists – tips for editors. – 2012. – 20 March. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.mediahelpingmedia.org/training-resources/media-strategy/663-h... (Дата обращения: 04.12.2016).
10. Journalist Salary // PayScale: Human Capital. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.payscale.com/research/US/Job=Journalist/Salary (Дата обращения: 08.12.2016).
11. Kathryn Dill. The 10 Most Stressful Jobs In 2016 // Forbes. – 2016. – Jan 11. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://osurgut.com/news/detailview/13066 (Дата обращения: 15.11.2016).