Статья:

Исследование спроса на услуги частных авиаперевозчиков в Республике Саха (Якутия)

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Гоголева А.П. Исследование спроса на услуги частных авиаперевозчиков в Республике Саха (Якутия) // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование спроса на услуги частных авиаперевозчиков в Республике Саха (Якутия)

Гоголева Анастасия Петровна
студент-магистрант, Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Григорьева Анна Анатольевна
научный руководитель, доц. кафедры «Экономика и управление производством», МВА, канд. экон. наук, Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова, РФ, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

Республика Саха (Якутия) является самым большим по территории субъектом в России. Общая площадь составляет 3,1 млн кв.км. 40% всей территории находится за полярным кругом, где плотность населения всего 0,04 чел. на кв. км. [3]. Республика делится на 34 улуса (района), из них 5 официально входят в Арктическую Зону Российской Федерации [4].

Основной путь, который связывает арктические районы с центром Республики – это река Лена. Она является одним из главных путей для поставки строительных материалов, угля, топлива и т.д. Тем не менее, навигационный период достаточно короткий – с конца мая до середины октября. Плохая инфраструктура является одной из наиболее распространенных социальных проблем, существующих в республике. Эта проблема делает жизнь в арктических регионах экстремальной и практически нереальной.

Зимой, единственный способ сухопутной транспортировки это – дороги зимники, которые пролегают по всей длине реки Лены. Такие дороги имеют длину в 9053,5 км по всей Якутии.

Люди, живущие в отдаленных районах, во время межсезонья зачастую не имеют связи с центральными городами и деревнями из-за отсутствия дорог для автомобилей. Таким образом, они чувствуют нехватку товаров первой необходимости, таких как продуктов питания, одежды, товаров для гигиены и др.

Однако единственным видом транспорта, который круглогодично связывает арктические улусы с остальной частью республики это – авиация. В районных центрах есть аэропорты, которые обслуживают самолеты местных авиакомпаний «Якутия» и «Полярные авиалинии», главным акционером этих компаний является сама республика. Это показатель хорошей возможности для значительного развития гражданской авиации. Тем не менее, стоимость проезда достаточно высока для людей с низким уровнем дохода. Население в сельской местности составляет 34,5% всего населения Якутии [2].

Как стало известно в 2016 году, руководство действующих на территории республики авиакомпаний готовят документы на их слияние [1]. Это событие может сдвинуть стоимость авиабилетов в сторону роста. Цены будет устанавливать не рынок, а монополия – холдинг, который планируется создать на основе «Якутии» и «Полярных авиалиний».

С целью предотвращения такой ситуации на рынке, рассматривается вариант появления конкурентов монополии, а именно – частных авиакомпаний. Для исследования спроса на их услуги, был создан интернет-опрос на базе Google Forms [7].

Начиная с 28.11.2016 в опросе приняли участие 106 респондентов, в том числе 44,2% из города Якутска и жители разных улусов республики (рис.1). Среди опрошенных 48,1% являются работниками разных организаций Якутии, а также студенты, пенсионеры и школьники. Средний возраст составил 30,2. Почти половина выборки имеет стабильную зарплату и представляет собой группу потенциальных клиентов частных авиакомпаний.

В следующей секции вопросов, которая предназначена для тех, кто не живет в Якутске, было выявлено, что самым популярным видом транспорта для поездки в Якутск является такси (48,4%), следующим по популярности является собственный автомобиль, а затем самолет (рис.2). Перелетами чаще всех пользуются респонденты из дальних улусов, таких как Мирнинский, Верхневилюйский, Вилюйский, Сунтарский, Анабарский, Момский, Жиганский улусы.

 

Рисунок 1. Распределение выборки по месту проживания

 

Рисунок 2. Распределение выборки по видам предпочитаемого транспорта

 

За одну поездку в город Якутск большинство респондентов платят 1000-3000 руб., среди тех, кто выбрал этот вариант ответа многие проживают в заречных улусах. А респонденты из Хангаласского, Горного и Намского районов тратят на одну поездку менее 1000 руб. Жители центральных улусов платят сравнительно маленькую сумму и поэтому ездят в город Якутск чаще. Однако, опрошенные из дальних улусов тратят 10000–15000 руб. и больше, и приезжают в Якутск всего 1–2 раза в год на учебу, на заработки и только по необходимости.

Респонденты из Арктических районов и Вилюйской группы улусов предпочитают пользоваться услугами частных такси нежели услугами авиакомпаний. В целях экономии люди пренебрегают комфортом и продолжительностью поездки. Если перелет в город Вилюйск занимает всего 1 час 5 минут, то поездка на автомобиле целые сутки [5]. Причиной такого выбора респонденты отметили высокую стоимость авиабилетов и отсутствие аэропорта в их городе (селе).

Последняя секция вопросов была составлена для всех респондентов, где необходимо было оценить услуги, предоставляемые местными авиакомпаниями. Средняя оценка составила – 4,4 по 10-ти балльной шкале, что является удовлетворительным показателем. А более 80% опрошенных готовы заплатить менее 10000 руб. за авиабилет из Якутска в Тикси, расстояние между которыми составляет 2790 км. На 29.12.2016 г. стоимость авиабилета на одного взрослого равна 19604 руб., продолжительность перелета – 2 часа 5 минут [6].

Больше половины опрошенных согласны с тем, что на рынке существует монополия, и для того, чтобы снизить цены на авиабилеты должен появиться конкурент, однако около 10% не согласны с данными предложениями. Затруднились ответить 10–19% из всех респондентов, которые являются школьниками и работниками в производственных сферах. 71,2% опрошенных выразили намерение пользоваться услугами частных авиаперевозчиков на территории Республики Саха (Якутия). Но, 15,8% респондентов отказываются от услуг, остальные не дали однозначного ответа. Несмотря на это, ровно половина ответивших заявила, что даже если появится конкурент местным авиакомпаниям, то они останутся клиентами «Якутии» и «Полярных Авиалиний», что является обоснованным. Хотя, больше четверти опрошенных готовы отказаться от их услуг, оставшиеся 20% не ответили на данный вопрос.

В результате данного опроса было выявлено общее мнение среди респондентов из Верхневилюйского, Вилюйского, Мирнинского, Сунтарского, Момского, Анабарского Верхоянского, Томпонского, Алданского, Олёкминского, Нюрбинского, Жиганского и Среднеколымского улусов, что существует проблема дорогих цен на авиабилеты. Низкий доход населения вынуждает людей пренебрегать своим здоровьем и преодолевать тысячи километров на такси, из-за высокой стоимости авиабилетов. А удовлетворительная оценка услуг местных авиакомпаний показывает, что такая накрутка цены популярно не обоснована. Хотя, наличие аэропортов в административных центрах многих улусов и выявленный спрос открывает возможность деятельности новых частных авиаперевозчиков. Однако, еще одной проблемой развития авиации на севере может выступать не только дорогие билеты, но и малонаселенность Арктических улусов. Для этого необходимо разработать специальную стратегию развития гражданской авиации и разработать тарифы с возможностью применения льгот и субсидий на определенные категории населения.

 

Список литературы:
1. В 2017 году АК «Якутия» и «Полярные авиалинии» окончательно объединятся – [Электронный ресурс] – URL: http://nvk-online.ru/v-2017-godu-ak-yakutiya-i-polyarnye-avialinii-okonchatelno-obedinyatsya/ (дата обращения: 05.12.2016).
2. Компоненты изменения общей численности городского и сельского населения – [Электронный ресурс] – URL: http://sakha.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/ru/statistics/population/ (дата обращения: 02.12.2016).
3. О Республике Саха (Якутия) – [Электронный ресурс] – URL: https://www.sakha.gov.ru/o-respublike (дата обращения: 02.12.2016).
4. Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» – [Электронный ресурс] – URL: http://kremlin.ru/acts/bank/38377 (дата обращения: 01.12.2016).
5. Поиск авиабилетов по маршруту YKS-VYI – [Электронный ресурс] – URL: https://www.skyscanner.ru/transport/flights/yaku/vyi/161229/ (дата обращения: 20.12.2016).
6. Поиск авиабилетов по маршруту YKS-IKS – [Электронный ресурс] – URL: https://www.skyscanner.ru/transport/flights/yaku/iks/161229/ (дата обращения: 20.12.2016).
7. Google forms – [Электронный ресурс] – URL: https://docs.google.com/ (дата обращения: 28.11.2016).