Энергетическая безопасность Российской Федерации
Секция: Юриспруденция
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Энергетическая безопасность Российской Федерации
Статья посвящена энергетической безопасности Российской Федерации. В данной статье определены основные угрозы энергетической безопасности РФ, сформулированы задачи, решение которых обеспечит достойный уровень энергетической безопасности, а также перечислены основные меры, способствующие предотвращению угроз.
Обеспечение национальной безопасности является одной из важнейших задач любого общества и государства. Энергетическая безопасность – это одна из основных составляющих национальной безопасности, так как энергетика – является приоритетной отраслью в экономике страны, от которой зависит эффективность развития всего хозяйственного механизма. Улучшение и поддержание достойного уровня энергообеспечения населения страны является одной из приоритетных задач, решение которой определяет стабильное развитие государства, то есть развитие, которое основано на рациональном потреблении исчерпаемых ресурсов.
Существует множество подходов к определению понятия энергетической безопасности. Но мы приведем самое распространенное среди Российских ученых определение энергетической безопасности, так как, по нашему мнению, оно наиболее полно отражает ее сущность. Энергетическая безопасность – это состояние защищенности личности, общества, государства, экономики от угроз дефицита и обеспечения их потребностей в энергоносителях экономически доступными энергетическими ресурсами приемлемого качества, от угроз нарушений бесперебойности энергоснабжения [4].
Энергетическая политика России направлена на эффективное и рациональное использование природных энергоресурсов и потенциала энергетического сектора в целях обеспечения стабильного развития экономики и достойного уровня жизни населения страны. В связи с чем, была определена Энергетическая стратегия РФ на период до 2030 года. Согласно указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», одним из основных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является повышение уровня энергетической безопасности, которая включает в себя устойчивое обеспечение внутреннего спроса на энергоносители, рост энергоэффективности и энергосбережения, конкурентоспособности отечественных энергетических компаний и производителей энергоресурсов, предотвращение дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, производство комплектующего оборудования, стабильное функционирование систем энерго- и теплоснабжения [3].
Документом, который определяет систему принципов, целей и мер в сфере энергетической безопасности, а также действия органов государственной власти и общества в вопросах энергетической безопасности России и ее регионов является Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации. Она дает определения ряду понятий, таким как:
1. Глобальная энергетическая безопасность – это необходимое условие базового обеспечения и устойчивого развития мирового сообщества.
2. Национальная энергетическая безопасность – это часть национальной безопасности страны, зависящая от энергетического фактора, обеспечения количества (объема), качества (экономичности и надежности) и конструктивности (организованности) энергоснабжения потребителей.
3. Региональная энергетическая безопасность – это комплексная характеристика состояния энергообеспечения потребителей на территории субъекта Российской Федерации или федерального округа, определяемая топливно-энергетическим балансом (ТЭБ) региона (с учетом собственных, включая потенциал энергосбережения, и гарантированных внешних энергопоставок) и самодостаточностью энергетического обеспечения в аварийных ситуациях [2].
На данном этапе развития нашего государства существуют следующие угрозы энергетической безопасности:
1. Внутренние экономические, данный вид обусловлен финансово-экономическим состоянием топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны и экономической политикой государства (низкий уровень инвестиций, ухудшение состояния сырьевой базы ТЭК и атомной энергетики, зависимость от импорта оборудования, отсутствие программ по энергосбережению).
2. Социально-политические, это угрозы, связанные с различного рода конфликтами, вытекающими из противоречий социальных слоев, различных групп населения и политических сил (этнополитические конфликты, трудовые конфликты на предприятиях ТЭК, диверсии и террористические акты на объектах энергетики).
3. Техногенные – это угрозы, вызванные авариями на объектах энергоснабжения, повлекшие негативные последствия для населения, окружающей среды и для самого процесса энергоснабжения.
4. Природные – угрозы, связанные со стихийными бедствиями (землетрясения, наводнения, ураганы, сели и т.д.). Аномальные температуры и внешние электромагнитные аномалии.
5. Внешнеполитические и внешнеэкономические – угрозы, обусловленные враждебной политикой иностранных государств, в отношении России.
С учетом перечисленных угроз, были сформулированы задачи, решение которых поможет обеспечить достойный уровень энергетической безопасности страны и ее регионов:
1. Модернизация технологической базы ТЭК путем современного технического оснащения его отраслей;
2. Вывод эффективности экономики государства на более высокий уровень;
3. Проведение работ по освоению новых месторождений с целью обеспечить производство и рациональное потребление исчерпаемых ресурсов;
4. Улучшение качества самообеспечения регионов топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР) посредством освоения местных энергетических ресурсов и развития малой энергетики страны в целом, в том числе и на базе возобновляемых источников энергии;
5. Усиление позиций России на международных рынках в сфере экспорта ТЭР, оборудования и энергетических технологий.
Из перечисленных задач и угроз, нами были сформулированы меры по обеспечению энергетической безопасности, а также механизмы их реализации.
Основные меры, направленные на предотвращения внутренних экономических угроз:
1. Создание условий для роста инвестиций, направленных на модернизацию ТЭК;
2. Изменение налогового законодательства с целью рационализации налоговой нагрузки на энергетику и внедрение дифференцированного подхода к налогообложению;
3. Стимулирование со стороны государства проведения геологоразведочных работ с целью доведения их объемов до уровня соответствия объему ежегодных приростов балансовых запасов энергоресурсов и объему их извлечения;
4. Полная модернизация системы программных документов в энергетической сфере;
5. Поддержание отечественных производителей оборудования и поставщиков услуг посредством предоставления преференций компаниям, которые обеспечивают использование отечественного оборудования.
Предотвращение социально-политических угроз:
1. Усиление контроля за деятельностью компаний, работающих в стратегически важных сферах энергетики;
2. Разработка и проведение профилактических мероприятий по предотвращению преступлений, диверсий на наиболее важных объектах энергетики (АЭС, плотины ГЭС и др.)
3. Совершенствование предупредительной деятельности о готовящихся преступлениях в отношении объектов энергетики;
4. Повышение уровня контроля за финансово-экономическим состоянием ТЭК во избежание забастовок и конфликтов;
5. Установление надзора за сферой промышленной безопасности на предприятиях ТЭК (для снижения аварийности).
Предотвращения техногенных и природных угроз:
1. Создание новых технических регламентов, которые будут стимулировать переход предприятий ТЭК на современные энергетические технологии;
2. Произведение декларирования, лицензирования, сертификации и паспортизации в сфере технологий;
3. Развитие управления энергетическими системами государственного значения в целях обеспечения безопасности и надежности их работы, а также усиление контроля за соблюдением требований, установленных в сфере безопасности и энергоэффективности;
4. Создание общеобязательных требований к соблюдению безопасности, а также эффективности энергетических объектов;
5. Создание классификации опасности объектов ТЭК, с учетом риска аварий на данных объектах и их последствий;
6. Введение ответственности для руководителей объектов ТЭК за техническую оснащенность, полное техническое обслуживание, ремонт и реконструкцию данных объектов;
7. Развитие существующей структуры единой энергетической системы, включая создания элементов активно-адаптированных сетей и систем хранения энергии;
8. Совершенствование системы функционирования энергосбережения страны и ее регионов во время ЧС для обеспечения жизненно важных потребителей [1].
Предотвращение внешнеэкономических и внешнеполитических угроз:
1. Качественное расширение рынка сбыта российских энергоресурсов, энергетического оборудования и услуг;
2. Создание и дальнейшее развитие экономических механизмов, стимулирующих увеличение доли экспорта энергоносителей;
3. Дипломатическая поддержка и стимулирование участия российского капитала в зарубежном энергетическом секторе, обеспечение транзитных потоков через территорию Российской Федерации;
4. Контроль за обеспечением бесперебойной работы транспортных коридоров, которые соединяют Россию с внешними энергетическими рынками;
5. Создание условий для трансфера в Россию передовых энергетических технологий и международной научно-технологической кооперации.
Залогом повышения энергетической безопасности России является сбалансированная государственная энергетическая политика на перспективу, направленная на разработку и реализацию опережающих мер по ликвидации внутренних и внешних угроз, эффективное использование индикаторов энергобезопасности, энергетический анализ хозяйственной деятельности, создание механизмов по стабилизации ситуации.
Русская пословица гласит – бережливость лучше богатства. Поэтому, дабы сохранить значительную часть природных ресурсов для будущих поколений необходимо первостепенно: интенсивное энергосбережение, модернизировать оборудование в отраслях ТЭК, с целью уменьшения потерь энергии, бороться с бесхозяйственностью.