Статья:

Энергетическая безопасность Российской Федерации

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Титов Е.О., Скатов В.Д. Энергетическая безопасность Российской Федерации // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 20.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Энергетическая безопасность Российской Федерации

Титов Евгений Олегович
студент ЮРИУ РАНХиГС, РФ, г. Ростов-на-Дону
Скатов Валентин Дмитриевич
студент ЮРИУ РАНХиГС, РФ, г. Ростов-на-Дону
Малиненко Эльвира Владимировна
научный руководитель, доц. кафедры конституционного и муниципального права, кандидат юридических наук, ЮРИУ РАНХиГС, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Статья посвящена энергетической безопасности Российской Федерации. В данной статье определены основные угрозы энергетической безопасности РФ, сформулированы задачи, решение которых обеспечит достойный уровень энергетической безопасности, а также перечислены основные меры, способствующие предотвращению угроз.

Обеспечение национальной безопасности является одной из важнейших задач любого общества и государства. Энергетическая безопасность – это одна из основных составляющих национальной безопасности, так как энергетика – является приоритетной отраслью в экономике страны, от которой зависит эффективность развития всего хозяйственного механизма. Улучшение и поддержание достойного уровня энергообеспечения населения страны является одной из приоритетных задач, решение которой определяет стабильное развитие государства, то есть развитие, которое основано на рациональном потреблении исчерпаемых ресурсов.

Существует множество подходов к определению понятия энергетической безопасности. Но мы приведем самое распространенное среди Российских ученых определение энергетической безопасности, так как, по нашему мнению, оно наиболее полно отражает ее сущность. Энергетическая безопасность – это состояние защищенности личности, общества, государства, экономики от угроз дефицита и обеспечения их потребностей в энергоносителях экономически доступными энергетическими ресурсами приемлемого качества, от угроз нарушений бесперебойности энергоснабжения [4].

Энергетическая политика России направлена на эффективное и рациональное использование природных энергоресурсов и потенциала энергетического сектора в целях обеспечения стабильного развития экономики и достойного уровня жизни населения страны. В связи с чем, была определена Энергетическая стратегия РФ на период до 2030 года. Согласно указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», одним из основных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является повышение уровня энергетической безопасности, которая включает в себя устойчивое обеспечение внутреннего спроса на энергоносители, рост энергоэффективности и энергосбережения, конкурентоспособности отечественных энергетических компаний и производителей энергоресурсов, предотвращение дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, производство комплектующего оборудования, стабильное функционирование систем энерго- и теплоснабжения [3].

Документом, который определяет систему принципов, целей и мер в сфере энергетической безопасности, а также действия органов государственной власти и общества в вопросах энергетической безопасности России и ее регионов является Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации. Она дает определения ряду понятий, таким как:

1.  Глобальная энергетическая безопасность – это необходимое условие базового обеспечения и устойчивого развития мирового сообщества.

2.  Национальная энергетическая безопасность – это часть национальной безопасности страны, зависящая от энергетического фактора, обеспечения количества (объема), качества (экономичности и надежности) и конструктивности (организованности) энергоснабжения потребителей.

3.  Региональная энергетическая безопасность – это комплексная характеристика состояния энергообеспечения потребителей на территории субъекта Российской Федерации или федерального округа, определяемая топливно-энергетическим балансом (ТЭБ) региона (с учетом собственных, включая потенциал энергосбережения, и гарантированных внешних энергопоставок) и самодостаточностью энергетического обеспечения в аварийных ситуациях [2].

На данном этапе развития нашего государства существуют следующие угрозы энергетической безопасности:

1.  Внутренние экономические, данный вид обусловлен финансово-экономическим состоянием топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны и экономической политикой государства (низкий уровень инвестиций, ухудшение состояния сырьевой базы ТЭК и атомной энергетики, зависимость от импорта оборудования, отсутствие программ по энергосбережению).

2.  Социально-политические, это угрозы, связанные с различного рода конфликтами, вытекающими из противоречий социальных слоев, различных групп населения и политических сил (этнополитические конфликты, трудовые конфликты на предприятиях ТЭК, диверсии и террористические акты на объектах энергетики).

3.  Техногенные – это угрозы, вызванные авариями на объектах энергоснабжения, повлекшие негативные последствия для населения, окружающей среды и для самого процесса энергоснабжения.

4.  Природные – угрозы, связанные со стихийными бедствиями (землетрясения, наводнения, ураганы, сели и т.д.). Аномальные температуры и внешние электромагнитные аномалии.

5.  Внешнеполитические и внешнеэкономические – угрозы, обусловленные враждебной политикой иностранных государств, в отношении России.

С учетом перечисленных угроз, были сформулированы задачи, решение которых поможет обеспечить достойный уровень энергетической безопасности страны и ее регионов:

1.  Модернизация технологической базы ТЭК путем современного технического оснащения его отраслей;

2.  Вывод эффективности экономики государства на более высокий уровень;

3.  Проведение работ по освоению новых месторождений с целью обеспечить производство и рациональное потребление исчерпаемых ресурсов;

4.  Улучшение качества самообеспечения регионов топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР) посредством освоения местных энергетических ресурсов и развития малой энергетики страны в целом, в том числе и на базе возобновляемых источников энергии;

5.  Усиление позиций России на международных рынках в сфере экспорта ТЭР, оборудования и энергетических технологий.

Из перечисленных задач и угроз, нами были сформулированы меры по обеспечению энергетической безопасности, а также механизмы их реализации.

Основные меры, направленные на предотвращения внутренних экономических угроз:

1.  Создание условий для роста инвестиций, направленных на модернизацию ТЭК;

2.  Изменение налогового законодательства с целью рационализации налоговой нагрузки на энергетику и внедрение дифференцированного подхода к налогообложению;

3.  Стимулирование со стороны государства проведения геологоразведочных работ с целью доведения их объемов до уровня соответствия объему ежегодных приростов балансовых запасов энергоресурсов и объему их извлечения;

4.  Полная модернизация системы программных документов в энергетической сфере;

5.  Поддержание отечественных производителей оборудования и поставщиков услуг посредством предоставления преференций компаниям, которые обеспечивают использование отечественного оборудования.

Предотвращение социально-политических угроз:

1.  Усиление контроля за деятельностью компаний, работающих в стратегически важных сферах энергетики;

2.  Разработка и проведение профилактических мероприятий по предотвращению преступлений, диверсий на наиболее важных объектах энергетики (АЭС, плотины ГЭС и др.)

3.  Совершенствование предупредительной деятельности о готовящихся преступлениях в отношении объектов энергетики;

4.  Повышение уровня контроля за финансово-экономическим состоянием ТЭК во избежание забастовок и конфликтов;

5.  Установление надзора за сферой промышленной безопасности на предприятиях ТЭК (для снижения аварийности).

Предотвращения техногенных и природных угроз:

1.  Создание новых технических регламентов, которые будут стимулировать переход предприятий ТЭК на современные энергетические технологии;

2.  Произведение декларирования, лицензирования, сертификации и паспортизации в сфере технологий;

3.  Развитие управления энергетическими системами государственного значения в целях обеспечения безопасности и надежности их работы, а также усиление контроля за соблюдением требований, установленных в сфере безопасности и энергоэффективности;

4.  Создание общеобязательных требований к соблюдению безопасности, а также эффективности энергетических объектов;

5.  Создание классификации опасности объектов ТЭК, с учетом риска аварий на данных объектах и их последствий;

6.  Введение ответственности для руководителей объектов ТЭК за техническую оснащенность, полное техническое обслуживание, ремонт и реконструкцию данных объектов;

7.  Развитие существующей структуры единой энергетической системы, включая создания элементов активно-адаптированных сетей и систем хранения энергии;

8.  Совершенствование системы функционирования энергосбережения страны и ее регионов во время ЧС для обеспечения жизненно важных потребителей [1].

Предотвращение внешнеэкономических и внешнеполитических угроз:

1.  Качественное расширение рынка сбыта российских энергоресурсов, энергетического оборудования и услуг;

2.  Создание и дальнейшее развитие экономических механизмов, стимулирующих увеличение доли экспорта энергоносителей;

3.  Дипломатическая поддержка и стимулирование участия российского капитала в зарубежном энергетическом секторе, обеспечение транзитных потоков через территорию Российской Федерации;

4.  Контроль за обеспечением бесперебойной работы транспортных коридоров, которые соединяют Россию с внешними энергетическими рынками;

5.  Создание условий для трансфера в Россию передовых энергетических технологий и международной научно-технологической кооперации.

Залогом повышения энергетической безопасности России является сбалансированная государственная энергетическая политика на перспективу, направленная на разработку и реализацию опережающих мер по ликвидации внутренних и внешних угроз, эффективное использование индикаторов энергобезопасности, энергетический анализ хозяйственной деятельности, создание механизмов по стабилизации ситуации.

Русская пословица гласит – бережливость лучше богатства. Поэтому, дабы сохранить значительную часть природных ресурсов для будущих поколений необходимо первостепенно: интенсивное энергосбережение, модернизировать оборудование в отраслях ТЭК, с целью уменьшения потерь энергии, бороться с бесхозяйственностью.

 

Список литературы:
1. Бушуев В.В. Национальная безопасность. Журнал экономика региона. 2012.
2. Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации от 26 августа 2013 года № 4988п-П9.
3. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
4. Энергетическая безопасность России / Бушуев В.В., Воропай Н.И., Мастепанов А.М., Шафраник Ю.К. и др. – Новосибирск: Наука, 2008. – 302 с.