Статья:

Креативная экономика: сущность, понятие и представление

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Артамонов А.Ю. Креативная экономика: сущность, понятие и представление // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Креативная экономика: сущность, понятие и представление

Артамонов Александр Юрьевич
магистрант, Северо-Восточный Федеральный Университет им. М.К. Аммосова, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Григорьева Анна Анатольевна
научный руководитель, доц. кафедры «Экономика и управление производством», Северо-Восточный Федеральный университет, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

По данным British Council, термин «креативная индустрия» широко распространился за последние 20 лет, и описывает диапазон экономической деятельности, в которой некоторые операции возникли с давних времён, а другие – только после появления цифровой технологии. Большая часть этой деятельности имеет глубокие культурные корни, а понятие «культурная индустрия» уже использовалось для того, чтобы охарактеризовать театр, танцы, музыку, фильмы, визуальное искусство и культурно-исторические ценности. Однако оно оказалось спорным, так как многие представители искусства посчитали унизительным быть частью данной индустрии. А это, в свою очередь, открывало целую арену для дискуссии [2].

Тем не менее, креативные индустрии, особенно тысячи малых предприятий, нацеленные на творческую деятельность, могут быть не только важными для экономического роста, но и, в некотором смысле, стать предвестником нового порядка в экономике, что обеспечит парадигму в организации бизнеса, образования, трудовой жизни и перспективы карьерного роста миллионов людей.

Как нам известно, определение «креативная экономика» была введена Джоном Хоукинсом – архитектором, профессором Шанхайской школы креативности и членом Консультационного Совета по креативной экономике ООН. Он утверждал, что креативная экономика – это одна из первых видов экономики, где воображение и изобретательность решают, что люди хотят сделать и что они хотят купить [3].

Креативная экономика включает в себя такие крупные секторы, как прикладное искусство, дизайн и архитектура, IT-технологии, индустрия развлечений, литература, музыка, кинематография, СМИ и реклама.

В докладе ЮНЕСКО 2013 года упоминается, что креативная экономика стала мощной преобразующей силой в современном мире. Её потенциал для развития огромен, и это одна из наиболее быстро растущих секторов мировой экономики не только с точки зрения получения дохода, но и создания рабочих мест и экспортных поступлений. Также большая часть мировых интеллектуальных и творческих ресурсов сейчас инвестируются в культуру на основе отраслей, чьи главным образом нематериальные результаты являются «реальным» и значительным, как и другие отрасли промышленности. Человеческое творчество и инновации, как на индивидуальном и групповом уровнях, являются ключевыми факторами этих отраслей, и стали настоящим богатством народов в XXI веке [1].

Учитывая все вышеупомянутые пункты, мы полагаем, что креативная экономика имеет серьёзное значение в новой экономической системе в настоящее время.

Республика Саха (Якутия) имеет потенциал для развития креативной экономики: разрабатываются проекты и продукты в области IT-технологий, продвигается киноиндустрия и культурное наследие на региональные и международные уровни.

Согласно Стратегии-2030, развитие креативной экономики в республике будет стимулировать новый рынок реализации творчества, создавать новые рабочие места, улучшить качество жизни и содействовать развитию сотрудничества с другими регионами и странами.

В центре данного исследования стоит вопрос о понимании сущности креативной экономики, так как настоящая сфера совершенно нова и уникальна.

В работе на данном этапе делается попытка определить представления о креативной экономике среди студентов из разных факультетов и институтов Северо-Восточного Федерального университета. Был проведен опрос, в котором всего участвовало 109 обучающихся, однако из них смогли полностью ответить только 29 человек. В результате были выявлены следующие ответы:

 

Рисунок 1. Результаты опроса насчёт представления о креативной экономике

 

В первом рисунке мы видим, что 55,2% студентов в целом имеют картину, что собой представляет креативная экономика, однако 44,8% ответили обратное. Самые распространенные ответы на открытом вопросе описать данное понятие являлись:

·     «Экономика, которая основана на интеллектуальной деятельности».

·     «Новые направления бизнеса, новые способы работы, связанные по большей части с индустрией развлечения и инноваций».

·     «Отрасль включает в себя все культурные сферы общества: архитектура, кинематография, музыка и так далее. Как и любая сфера, они коммерциализированы, поэтому нужно их развивать в плане экономики».

·     «Воплощение идей в реальность».

 

Рисунок 2. Результаты опроса по выявлению развитых областей креативной экономики в РС(Я)

 

На втором рисунке отмечены области креативной экономики, которые наиболее распространены и развиты в Республике Саха (Якутия) по мнениям опрошенных. В итоге были получены такие результаты:

·     IT-технологии – 62,1%.

·     Архитектура и дизайн – 13,8%.

·     Прикладное искусство – 6,9%.

·     СМИ – 41,4%.

·     PR и реклама – 55,2%.

·     Музыка – 17,2%.

·     Кинематограф – 69%.

·     Литература – 0%.

·     Другое – 6,9%.

В данном случае кинематограф и IT-технологии стоят на ведущих позициях. В пункте «другое» были выдвинуты мода и моделирование.

 

Рисунок 3. Результаты опроса насчёт указанного высказывания

 

Далее была выдвинута цитата, характеризующая важность креативности в жизни, в результате которого стало известно, что 65,5% студентов согласны с высказыванием, 6,9% посчитали, что креативность не играет важнейшую роль в жизни, а 27,6% опрошенных затруднились ответить.

Вследствие этого стоял вопрос, почему респонденты согласны или не согласны с настоящей цитатой. Полученные примеры:

·     «Креативность является развитием нашего будущего. Чем больше мы развиваемся, тем лучше мы будем жить».

·     «Современный человек является частью постиндустриального общества. Человек сам по себе потребитель, для удовлетворения своих потребностей нет предела. Поэтому креативный подход к разным сферам не является возможностью, а, скорее, необходимостью».

·     «Креативность – неотъемлемая часть жизни, но не важнейшая».

·     «Креативность движет процессом в большинстве сфер».

Проведенный опрос показал, что студенты, по большому счёту, столкнулись с проблемой в понимании данной области экономики. Самое удивительное то, что 80 человек так и не смогли пройти опрос в полном объёме.

Дальнейшее исследование развития этой темы позволит нам шире изучить, каково мнение о развитии креативной экономики у среднестатистического человека и у специалистов по данной области, сравнить все результаты, найти решения по этой проблеме, а также поможет выявить перспективы и возможности развития конкретной отрасли креативной экономики в республике.

 

Список литературы:
1. Creative Economy Report 2013 by UNESCO – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.unesco.org/culture/pdf/creative-economy-report-2013.pdf. (Дата обращения: 12.12.16).
2. John Newbigin. What is creative economy? // British Council – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://creativeconomy.britishcouncil.org/guide/what-creative-economy/. (Дата обращения: 11.12.16).
3. What is creative economy? // The Creative Economy – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.johnhowkins.com/wordpress/. (Дата обращения: 12.12.16).