Креативная экономика: сущность, понятие и представление
Секция: Экономика
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Креативная экономика: сущность, понятие и представление
По данным British Council, термин «креативная индустрия» широко распространился за последние 20 лет, и описывает диапазон экономической деятельности, в которой некоторые операции возникли с давних времён, а другие – только после появления цифровой технологии. Большая часть этой деятельности имеет глубокие культурные корни, а понятие «культурная индустрия» уже использовалось для того, чтобы охарактеризовать театр, танцы, музыку, фильмы, визуальное искусство и культурно-исторические ценности. Однако оно оказалось спорным, так как многие представители искусства посчитали унизительным быть частью данной индустрии. А это, в свою очередь, открывало целую арену для дискуссии [2].
Тем не менее, креативные индустрии, особенно тысячи малых предприятий, нацеленные на творческую деятельность, могут быть не только важными для экономического роста, но и, в некотором смысле, стать предвестником нового порядка в экономике, что обеспечит парадигму в организации бизнеса, образования, трудовой жизни и перспективы карьерного роста миллионов людей.
Как нам известно, определение «креативная экономика» была введена Джоном Хоукинсом – архитектором, профессором Шанхайской школы креативности и членом Консультационного Совета по креативной экономике ООН. Он утверждал, что креативная экономика – это одна из первых видов экономики, где воображение и изобретательность решают, что люди хотят сделать и что они хотят купить [3].
Креативная экономика включает в себя такие крупные секторы, как прикладное искусство, дизайн и архитектура, IT-технологии, индустрия развлечений, литература, музыка, кинематография, СМИ и реклама.
В докладе ЮНЕСКО 2013 года упоминается, что креативная экономика стала мощной преобразующей силой в современном мире. Её потенциал для развития огромен, и это одна из наиболее быстро растущих секторов мировой экономики не только с точки зрения получения дохода, но и создания рабочих мест и экспортных поступлений. Также большая часть мировых интеллектуальных и творческих ресурсов сейчас инвестируются в культуру на основе отраслей, чьи главным образом нематериальные результаты являются «реальным» и значительным, как и другие отрасли промышленности. Человеческое творчество и инновации, как на индивидуальном и групповом уровнях, являются ключевыми факторами этих отраслей, и стали настоящим богатством народов в XXI веке [1].
Учитывая все вышеупомянутые пункты, мы полагаем, что креативная экономика имеет серьёзное значение в новой экономической системе в настоящее время.
Республика Саха (Якутия) имеет потенциал для развития креативной экономики: разрабатываются проекты и продукты в области IT-технологий, продвигается киноиндустрия и культурное наследие на региональные и международные уровни.
Согласно Стратегии-2030, развитие креативной экономики в республике будет стимулировать новый рынок реализации творчества, создавать новые рабочие места, улучшить качество жизни и содействовать развитию сотрудничества с другими регионами и странами.
В центре данного исследования стоит вопрос о понимании сущности креативной экономики, так как настоящая сфера совершенно нова и уникальна.
В работе на данном этапе делается попытка определить представления о креативной экономике среди студентов из разных факультетов и институтов Северо-Восточного Федерального университета. Был проведен опрос, в котором всего участвовало 109 обучающихся, однако из них смогли полностью ответить только 29 человек. В результате были выявлены следующие ответы:
Рисунок 1. Результаты опроса насчёт представления о креативной экономике
В первом рисунке мы видим, что 55,2% студентов в целом имеют картину, что собой представляет креативная экономика, однако 44,8% ответили обратное. Самые распространенные ответы на открытом вопросе описать данное понятие являлись:
· «Экономика, которая основана на интеллектуальной деятельности».
· «Новые направления бизнеса, новые способы работы, связанные по большей части с индустрией развлечения и инноваций».
· «Отрасль включает в себя все культурные сферы общества: архитектура, кинематография, музыка и так далее. Как и любая сфера, они коммерциализированы, поэтому нужно их развивать в плане экономики».
· «Воплощение идей в реальность».
Рисунок 2. Результаты опроса по выявлению развитых областей креативной экономики в РС(Я)
На втором рисунке отмечены области креативной экономики, которые наиболее распространены и развиты в Республике Саха (Якутия) по мнениям опрошенных. В итоге были получены такие результаты:
· IT-технологии – 62,1%.
· Архитектура и дизайн – 13,8%.
· Прикладное искусство – 6,9%.
· СМИ – 41,4%.
· PR и реклама – 55,2%.
· Музыка – 17,2%.
· Кинематограф – 69%.
· Литература – 0%.
· Другое – 6,9%.
В данном случае кинематограф и IT-технологии стоят на ведущих позициях. В пункте «другое» были выдвинуты мода и моделирование.
Рисунок 3. Результаты опроса насчёт указанного высказывания
Далее была выдвинута цитата, характеризующая важность креативности в жизни, в результате которого стало известно, что 65,5% студентов согласны с высказыванием, 6,9% посчитали, что креативность не играет важнейшую роль в жизни, а 27,6% опрошенных затруднились ответить.
Вследствие этого стоял вопрос, почему респонденты согласны или не согласны с настоящей цитатой. Полученные примеры:
· «Креативность является развитием нашего будущего. Чем больше мы развиваемся, тем лучше мы будем жить».
· «Современный человек является частью постиндустриального общества. Человек сам по себе потребитель, для удовлетворения своих потребностей нет предела. Поэтому креативный подход к разным сферам не является возможностью, а, скорее, необходимостью».
· «Креативность – неотъемлемая часть жизни, но не важнейшая».
· «Креативность движет процессом в большинстве сфер».
Проведенный опрос показал, что студенты, по большому счёту, столкнулись с проблемой в понимании данной области экономики. Самое удивительное то, что 80 человек так и не смогли пройти опрос в полном объёме.
Дальнейшее исследование развития этой темы позволит нам шире изучить, каково мнение о развитии креативной экономики у среднестатистического человека и у специалистов по данной области, сравнить все результаты, найти решения по этой проблеме, а также поможет выявить перспективы и возможности развития конкретной отрасли креативной экономики в республике.