Статья:

Общественный экологический контроль: современное состояние, проблемы и пути их решения

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Шмыгалева В.С. Общественный экологический контроль: современное состояние, проблемы и пути их решения // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 22.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Общественный экологический контроль: современное состояние, проблемы и пути их решения

Шмыгалева Виктория Сергеевна
студент, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г.Ставрополь
Колесникова Кира Владимировна
научный руководитель, канд. юрид. наук,доц., Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

Наличие сформировавшегося гражданского общества является одним из признаков современного демократического государства, каким является РФ. С точки зрения законодателя, гражданское общество может оказывать позитивное влияние на складывающиеся экологические правоотношения, посредством осуществления общественного экологического контроля, занимающего особое место в системе мер, связанных с проверкой соблюдения экологических требований [5, с. 81]. Наряду с общественными слушаниями по оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизой, контроль представляет собой механизм защиты экологических прав граждан.

Анализ существующей практики общественного экологического контроля в Российской Федерации свидетельствует, что целостная система данного вида контроля в стране пока отсутствует, а эффективность проводимых мероприятий в большинстве случаев крайне невелика и не приводит к осязаемому улучшению качества государственного управления, местного самоуправления, что ведет к росту коррупции, неудовлетворенности граждан, нарастанию социального напряжения в обществе, что крайне нежелательно в столь сложное время. Причин сложившейся ситуации, по нашему мнению, несколько.

Во-первых, в законодательстве России общественный экологический контроль до сих пор не получил должного правового оформления. Имеющиеся в отдельных законах и нормативных правовых актах более развернутые формулировки, никоим образом не объясняют сути и, главное, алгоритма реализации контроля. Иными словами, существующий уровень правового регулирования пока недостаточно способствует тому, чтобы деятельность отдельных субъектов и институтов общественного экологического контроля была эффективной.

Например, в совершенствовании и конкретизации нуждается содержание ст. 13 ФЗ «Об охране окружающей среды», которая устанавливает, что публичные органы и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды [3]. Однако в действующем законодательстве нет норм, которые могли бы предусматривать ответственность за невыполнение таких обязанностей. Так же требует изменения норма ст. 26 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»: общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством об общественных объединениях [4]. И это не единичные примеры.

Отсутствие четкого порядка осуществления общественного экологического контроля, отсутствие закрепленных прав, обязанностей и ответственности общественных контролеров, а так же государственных гарантий такой деятельности, представляет существенные затруднения для общественных объединений, некоммерческих организаций, а также для граждан в осуществлении ими независимых проверок соблюдения экологического законодательства. Таким образом, можно сделать вывод, что нормативное правовое регулирование указанного правового института экологического права в настоящее время фрагментарно и поверхностно.

Во-вторых, Г.А.Мисник и И.К.Пятницкая отмечают, что «большинство практических проблем осуществления данного вида контроля обусловлено отсутствием должной регламентации доступа к информации о состоянии окружающей среды и источниках воздействия на нее» [2, с.83]. На сегодняшний день, информирование граждан о работе государственных и муниципальных органов, является главной формой информационного обеспечения общественного экологического контроля. Как правило, он осуществляется посредством обращения граждан (общественных объединений), заявляющих об известных им нарушениях законодательства. Однако процедура получения таких сведений и обеспечение ответной реакции органов власти в виде принятия конкретных решений, нормами права практически не регулируется, а чаще на практике вообще игнорируются органами власти. Заметим, что, как правило, все это легко «сходит с рук» представителям властных органов.

В-третьих, недостаточный профессиональный уровень и правовая неосведомленность общественных инспекторов, зачастую делает невозможным практическое использование результата их деятельности. Кроме того, со стороны государства отсутствует необходимая финансовая поддержка, грантовая помощь сокращается, а общественный контроль – функция в основном оппозиционная по отношению к органам власти, поэтому нельзя надеяться на существенную грантовую помощь международных благотворительных фондов или на финансовую поддержку в субъектах Российской Федерации на осуществление общественного экологического контроля.

В-четвертых, А.Ю.Винокуров отмечает, что в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» общественному экологическому контролю отводится только фрагментарное место [1, с.19]. Можно вспомнить положения еще одного документа – Экологической доктрины Российской Федерации, где среди возможных вариантов реализации такого направления, как развитие гражданского общества , условие реализации государственной политики в области экологии, прямо называется совершенствование законодательства в целях развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций». Однако, реальных действий, направленных на развитие законодательства в этой сфере не было предпринято, хотя с тех пор прошло уже более 10 лет.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день институт общественного экологического контроля нуждается в достаточно серьезных преобразованиях. По нашему мнению, для того, чтобы он стал эффективным инструментом по реализации конституционного права человека на благоприятную окружающую среду, необходимо, чтобы общество проявляло гражданскую активность. Следует повышать экологическую культуру населения за счет экологического просвещения, активной агитации, развития волонтерского движения, проведения пропаганды экологически ответственного поведения.

На законодательном уровне необходимо принять Федеральный закон «Об общественном экологическом контроле в Российской Федерации», который более подробно регулировал бы данную сферу деятельности, наделял граждан и общественные организации должными полномочиями, а так же обязывал принимать во внимание мнение общественности при реализации различных проектных решений.

Так же следует установить требование о необходимости прохождения лицами, которые планируют заниматься общественным экологическим контролем, обязательного обучения на специализированных курсах. Можно усилить и иные формы участия общественности при принятии экологически значимых решений: общественная экологическая экспертиза, участие в принятии решений о предоставлении земельных участков под размещение объектов.

Таким образом, становление институтов гражданского общества должно сопровождаться расширением института общественного контроля, способного повысить качество законов и иных нормативных правовых актов, а также ответственность лиц, принимающих их, что в конечном итоге позитивно отразится на процессе обеспечения единого правового пространства Российской Федерации.

Завершая анализ рассмотрения российского законодательства, регулирующего осуществление общественного экологического контроля, можно сказать, что решение проблем в сфере благоприятной окружающей среды, сохранения здоровья людей, а так же создание необходимых условий для их жизни следует проводить с учетом комплексного подхода к вопросам организации и осуществления общественного экологического контроля.

 

Список литературы:

1.  Винокуров А.Ю. Общественный экологический контроль: современное состояние и перспективы // Экологическое право. – 2014. – № 3. – С. 17–22.

2.  Мисник Г.А. О совершенствовании правовых форм общественного экологического контроля на уровне субъектов Российской Федерации / Г.А. Мисник, И.К. Пятницкая // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2014. – № 7. – C. 82–90.

3.  Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7 ФЗ (действующая редакция,2016) – [Электронный ресурс] – Режим доступа.— URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения 12.12.2016).

4.  Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. № 96-ФЗ (действующая редакция,2016) – [Электронный ресурс] – Режим доступа.— URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4570/ (дата обращения 10.12.2016).

5. Черепанова М.В. Общественные экологические инспекции: история и современность // Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 81–83.