Статья:

КОРРУПЦИЯ И НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Конференция: CLXXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Божко Е.Н. КОРРУПЦИЯ И НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 38(189). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/38(189).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КОРРУПЦИЯ И НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Божко Екатерина Николаевна
студент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Абакумов Денис Васильевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры административного и муниципального права, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

В нашем государстве понятие коррупции официально закреплено в ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. "О противодействии коррупции", как "незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, иных преимущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное представление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в том числе совершенное от имени или в интересах юридического лица"[1].

К сожалению, данное понятие остаётся актуальным и по сегодняшний день, масштабы коррупционных преступлений с каждым годом увеличиваются, тем самым повышается и негативное воздействие на все сферы жизни деятельности государства и общества[2]. По экспертным оценкам, суммарные потери от коррупции в нашей стране составляют 10-20 млрд долл. в год[3].

Уязвимым для коррупции является бюджетный процесс, а именно управление и распределение денежных средств из государственного бюджета. Инвестиции, субсидии, облигации, выплаты и иные денежные средства, предназначенные для поддержки, развития юридических и физических лиц являются главным объектом злоупотребления должностных лиц. Данные правомерные действия негативно влияют на нормальное и устойчивое развитие Российской Федерации, так как средства в государственном бюджете предназначены решения конкретных задач и устранения определенных недостатков. Несмотря на то, что за нецелевое расходование бюджетных средств предусмотрены санкции ст.185.1 УК РФ и 15.14 КоАП, борьба с коррупцией остаётся актуальной проблемой и по сегодняшний день, что демонстрируется на практике в той или иной деятельности.

Определенные нормативно правовые акты, регулирующие отрасль культуры[4], подтверждают, что данная сфера действительно активно поддерживается и финансируется за счет государственного бюджета, однако должностные лица злоупотребляют такими выплатами, используют их в своих интересах и не по целевому назначению, что преимущественно наблюдается в небольших городах, муниципальных образованиях. Уполномоченные лица ссылаются на недостаточное финансирование, либо же полное его отсутствие и предпринимают различные попытки для неправомерного обогащением: проведение праздничных мероприятий, покупка необходимого инвентаря для дома культуры за счёт населения, безвозмездная передача в собственность дома культуры сценических костюмов и т.д.

В социальной сфере обслуживания также имеется неисчерпывающий перечень нормативных актов, подтверждающий финансовую поддержку из государственного бюджета. Коррупция активно демонстрировалась в 2020-2021 году, когда Президент РФ обязал предоставить пособия, выплаты несовершеннолетним детям, пенсионерам, медицинских работникам, однако не все денежные средства были предоставлены гражданам. Спустя время В.В. Путин узнал о сложившийся ситуации и потребовал разобраться в связи с чем денежные средства из бюджета не были использованы по целевому назначению.

Самой уязвимой категорией в нашем государстве являются пенсионеры, которые часто подвергается заблуждению, обману и мошенничеству. К сожалению, не все пожилые люди знают о возможности получения выплат, а тем более на какой период и в каком размере они предоставляются гражданину, соответственно данным положением злоупотребляют уполномоченные должностные лица и в корыстных целях не информируют пенсионеров о выплатах, пособиях, надбавках и иных денежных выплатах.

Коррупция также демонстрировалась в сфере здравоохранения в период COVID19, когда медработники, работающие в красной зоне, получали достаточно приличные выплаты[5], однако и здесь происходило злоупотребление денежными средствами из государственного бюджета. Всем обратившимся гражданам в больницы врачи умышленно ставили один и тот же диагноз –коронавирусная инфекция, независимо от того, что человек обратился с другой проблемой, либо же страдал иной болезнью и летальный исход произошел по причине хронического заболевания, так как у должностных лиц в приоритете стояла цель: как можно больше получить денежных средств из государственного бюджета.

Как известно для развития здорового молодого поколения также выделяются денежные средства из бюджета на организацию отрасли физической культуры и спорта, однако не всегда эти средства используются по целевому назначению[6]. На практике приходится наблюдать за тем, что предусмотренные планом спортивные объекты так и не были возведены, либо же пустуют. Безусловно многие люди занимались бы спортом в оборудованном помещении, при бесплатной возможности и доступности, так как не у всех имеются денежные средства для занятия спортом в соответствующем здании. Однако и здесь имеются корыстные цели у должностных лиц, не вкладывая денежные средства в помещения, получать финансовую выгоду от населения и использовать денежные средства из государственного бюджета в своих интересах, что, к сожалению, плачевно сказывается на молодом поколении, которое могло с пользой проводить свое свободное время.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на сегодняшний день коррупция в Российской Федерации выступает основным препятствием для политического, экономического, социального развития страны, по сути, став одним из элементов функционирования государства, неотъемлемой составляющей его взаимоотношений с гражданами, образовав тем самым огромные диспропорции не только в системе управления, но и функционирования государственных институтов[7]. В связи с этим необходимо принять соответствующие меры по борьбе с коррупцией, которая в бюджетном процессе не проходит бесследно:

  1. Усилить контроль и наблюдение за деятельностью органов власти, а именно добросовестного выполнения своих обязанностей должностными лицами.
  2. Проводить анализ и общественную оценку издаваемых актов органов власти и принимаемых решений.
  3. Ужесточить ответственность за коррупционные преступления и нецелевого использование денежных средств из государственного бюджета.
  4. Усилить влияния общественного мнения через средства массовой информации, включая Интернет-ресурсы, так как это преимущественный способ констатирования гражданского общества с органами власти, который эффективно поспособствует борьбе с коррупцией.

Таким образом, бюджетная коррупция порождает последствия, препятствующие безопасному и устойчивому развитию российского общества: «Коррупция- это когда власть служит сама себе, а не гражданам» [8]. Кроме того, напрямую влияя на расходы по приоритетным секторам, таким как образование и здравоохранение, бюджетная коррупция может иметь особенно пагубное воздействие на будущие перспективы страны.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 19.12.2008 № N 273 // Российская газета. - 22.12.2008 г. - № 52. - Ст. 6228 с изм. и допол. в ред. от 07.10.2022.
2. Статистика по коррупции в России 2022. Данные за январь-июль от МВД // Комиссия по борьбе с коррупцией URL: https://komiss-korrup.ru/статистика-по-коррупции-в-россии-2022/ (дата обращения: 07.12.2022).
3. Нуралиев Сиражудин Урцмиевич, Нуралиева Диана Сиражудиновна Экономика. - Дашков и К, 2018. - 432 с.
4. Правовые акты в сфере культуры // АЮДАРИНФО URL: https://www.audar-info.ru/na/sphere/view/na_edit_doc/3144/na_article/3144/na_reg_edit_doc/3144/ (дата обращения: 07.12.2022).
5. О государственной социальной поддержке в 2020-2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций // Электронный фонд правовых и нормативно- технических документов URL: https://docs.cntd.ru/document/566151862 (дата обращения: 08.12.2022).
6. Правовые акты в сфере физической культуры и спорта // АЮДАРИНФО URL: https://www.audar-info.ru/na/sphere/view/na_edit_doc/3350/na_article/3350/na_reg_edit_doc/3350/ (дата обращения: 08.12.2022).
7. КОРРУПЦИЯ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ // CYBERLENINKA URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-v-organah-gosudarstvennoy-vlasti-problemy-posledstviya-mery-protivodeystviya (дата обращения: 10.12.2022).
8. ПОРТАЛ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ Кировского района Санкт-Петербурга URL: http://oo.kirov.spb.ru (дата обращения: 10.12.2022).