Статья:

Социальный идеал Карла Маркса

Конференция: XLII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Философия

Выходные данные
Назаров И.Д., Назарова Н.В. Социальный идеал Карла Маркса // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2(42).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 228 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальный идеал Карла Маркса

Назаров Иван Дмитриевич
студент Пензенского государственного университета, РФ, факультета ВТ, РФ, г. Пенза
Назарова Наталья Вадимовна
студент Пензенского государственного университета, РФ, факультета ВТ, РФ, г. Пенза
Исаева Оксана Сергеевна
научный руководитель, канд. филос. наук кафедры «Философии», старший преподаватель Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза

 

В последние десятилетия в современном мире все меньше находится последователей идей коммунизма. Мысль, что коммунизм победит кажется все более утопичной. И это не случайно: развал СССР, отсутствие мощного лидера, способного повлиять на умы миллионов, неспособность стран социалистического лагеря (в особенности СССР и КНР) достичь высокой цели – все эти факторы разочаровали многих сторонников данной идеологии. И все-таки изучение коммунизма, системы взглядов его идеологов не может быть безынтересно для историков и последователей учения Карла Маркса.

Я выбрал данную тему для исследования, так как разделяю многие положения, сформулированные Карлом Марксом (как, впрочем, и другими идеологами коммунизма), а также потому, что с ней связан не такой уж и маленький и славный период в истории моей Родины. Кроме того, это одна из интереснейших личностей 19-го века, имеющая противоречивую репутацию.

Многие историки признают Карла Маркса самым знаменитым и влиятельным мыслителем XIX века. Его труды касаются экономики, политики, социологии (хотя он сам данного термина и не употреблял, что, впрочем, не удивительно, так как к этому времени термин «социология» не получил ещё должного распространения). Важность идей Карла Маркса и степень их влияния на разумы людей, на историю Европы нельзя недооценивать, а гениальность этой личности признавали даже его противники. Благодаря последовательному применению диалектико-материалистической теории и метода к анализу общественной жизни ему не только удалось представить прошлую историю человечества как ряд последовательных и закономерных восхождений по лестнице, ведущей в будущее, но и, мысленно забегая вперед, увидеть контуры самого будущего – коммунистического общества и (главное!) пути и средства его достижения.

С этого момента социалистический (а следовательно, и социальный) идеал стал не просто мечтой, желанием, моральным требованием справедливого будущего, а научно обоснованным убеждением неизбежности его утверждения в практике социальной жизни.

Проблемой для изучения идей Маркса может стать отсутствие систематизации, незаконченность ряда работ, а также издание их спустя десятилетия после смерти мыслителя. Это достаточно сильно повлияло на восприятие его трудов. Появилось множество интерпретаций учения Маркса, некоторые даже рассматривают его как своего рода религию. Последнее видится абсолютно неверным, так как сам же Маркс называл религию опиумом народа, призванным продвигать интересы сильных мира сего и угнетать человеческую личность (в статье «К критике Гегелевской философии права»). Антирелигиозная направленность его трудов широко известна (хотя его дед и был раввином). Маркс для многих людей того времени (а для некоторых и сейчас) личность сакральная. Для кого-то он посланец дьявола, пришедший разрушить их привычный образ жизни и свергнуть их с социального трона, а для кого-то словно мессия, пришедший, чтобы спасти их от угнетения.

Огромное влияние на формирование взглядов Маркса оказали Гегель и Фейербах, хотя в обоих он разочаровался и вынес из их трудов самое важное для себя при создании собственного учения. Влияние этих философов прослеживается не только в мелочах, но и в основных столпах.

В своих взглядах на идеал Маркс расходится с представлениями Канта (последний рассматривал идеал как нечто недостижимое, как горизонт). По Марксу, идеал – нечто более материальное.

«Идеал-действительность» выводится за рамки чисто субъективных психологических переживаний отдельного индивида и становится проблемой диалектики общественного прогресса, как реальное противоречие и один из движущих стимулов истории человечества.

Своё учение о коммунизме Карл Маркс разрабатывал, руководствуясь анализом объективных противоречий современного ему общественного уклада – крупного капиталистического производства; таким образом, в основе его теории не отвлеченные представления об идеальном мироустройстве – социализме, а единственно возможный научный подход к формированию представлений об обществе, которое еще только должно было появиться в атмосфере социальных революций XX века.

Идеал и его реальное воплощение в действительность. В сознании некоторых они могут выступать, а нередко и выступают как что-то тождественное, во всяком случае, тесно связанное, неотделимое друг от друга. В действительности между ними всегда стоит нечто «разделяющее», «разводящее» их в социальном пространстве и времени – сам процесс претворения идеала в жизнь, длительная, наполненная не только праздниками, но и суровыми буднями революционная борьба и революционное созидание.

Во всех трудах Карл Маркс предстает как материалист, особенно ярко это выражено в 11-м тезисе о Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» [4, с.4]. Подобная направленность трудов К. Маркса вполне закономерна: чтобы объективно объяснить необходимость коммунизма, в особенности рабочему классу (самый многочисленный и самый угнетенный на тот момент класс, готовый принимать только конкретные методы и приемы борьбы, способные привести к улучшению их положения). Именно поэтому большая часть философских учений, существовавших с древних времен, сводилась к пустому славословию. Например, Сократ, древнегреческий софист, хоть и не был богатым человеком, вел паразитический образ жизни (будучи религиозным деятелем, мог участвовать в любом пире, следовательно, вопрос хлеба насущного перед ним никогда не стоял). Или знаменитый аскет Диоген, живший в глиняном пифосе, несмотря на весь аскетизм, ел чечевичную похлебку из выеденной краюхи хлеба, чтобы отказаться еще и от миски, что уж никак не характеризует его как человека нуждающегося; а тот факт, что ему не приходилось работать, давал ему время на размышления, которого не было ни у крестьянина, ни у рабочего. Поэтому домарксистская философия – это, в основном, удел богатых.

Процесс утверждения социалистического идеала в практике социальной жизни представляет собой, во-первых, преодоление в течение определенного периода остатков и пережитков старого строя в общественном бытии и сознании людей; во-вторых, постепенное разрешение качественно нового вида противоречия между социалистическим идеалом и сознательно преобразуемой действительностью, противоречия, рожденного уже самим начавшимся процессом его реализации, диалектикой развития нового строя.

Учение Маркса видится средством борьбы с господствующим классом. С тем самым классом, который стремится удержать свою власть всеми доступными способами, в том числе посредством пропаганды (она позволяет собственные интересы выдать за общественные). Чтобы противостоять подобной ситуации, отстоявшейся уже веками, Маркс создаёт кардинально новую схему.

Развивая мысль о социальном идеале, Маркс заявляет о реальных изменениях. Социальный идеал, по Марксу, есть прообраз будущего в настоящем. Воплощение социального идеала исторически обосновано, возможно и необходимо. Являясь образом совершенного будущего, снимая противоречия настоящего, социальный идеал определяет поведение человека, группы, класса или всего общества.

Представление Маркса о социальном идеале наиболее ярко раскрывается в 10-м тезисе о Фейербахе: «Точка зрения старого материализма есть «гражданское» общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человечество» [4, с.4]. В этом труде Маркс предстаёт как гуманист, что, в общем-то, и верно, с той поправкой, что под гуманизмом он понимал несколько другие вещи, чем традиционно принято понимать.

Это отличие сводилось к пониманию Марксом сущности человеческой личности и методов её освобождения: «Человек – это мир человека, государство, общество». Таким образом, каждый человек является не элементарной мельчайшей частицей, атомом, а своего рода обществом в миниатюре.

Следовательно, по Марксу, человек не есть «абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» [4, с.3]. Поэтому при создании нового общества необходимо исходить из того, как организован этот микромир.

Карл Маркс, в отличие от Фейербаха, говорит о практическом гуманизме и отождествляет его с коммунизмом.

Итак, руководствуясь устремлениями самого многочисленного класса, Карл Маркс избирает основным средством достижения социального идеала пролетарскую революцию, призванную разрушить такое устройство, для которого были характерны общественные институты, унижающие человеческое достоинство, мешающие свободному развитию личности. На смену ему должно прийти мироустройство, получившее название коммунизма.

 

Список литературы:
1. Капитал (I том) К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. 2-ое изд. Т. 23. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1960. – 1200 с.
2. Капитал (III том) К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. 2-ое изд. Т. 25. Ч. 1. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. – 1200 с.
3. К критике политической экономии Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. Т. 13. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. – 183 с.
4. Маркс К., Ф. Энгельс, Сочинения, издание 2-е, Т. 3, – М.: Издательство политической литературы, 1955. – 650 с.
5. Нищета философии Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. Т. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – 149 с.