Фотография как способ самопрезентации в сети Интернет: теоретический аспект
Секция: Социология
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Фотография как способ самопрезентации в сети Интернет: теоретический аспект
В данной статье раскрыто значение фотографии в условиях развития новых информационных технологий, а также предпринята попытка охарактеризовать сеть Интернет как альтернативную социальность или новую реальность.
Одной из наиболее активно развивающихся областей исследований в современном социальном знании является изучение особенностей коммуникации и самопрезентации в условиях ее протекания с помощью новых информационных технологий, а именно сети Интернет. Где одним из важнейших вопросов является проблема «человеческой составляющей» виртуального мира – мира массовых коммуникаций и социальных сетей, так как по данным Internet World Stats, на июнь 2015 года Россия занимает шестое место в мире по числу интернет пользователей – около 87,5 млн. человек и первое в Европе. Общее количество интернет пользователей в мире достигает порядка 3,2 млрд. человек [9].
Изучение особенностей коммуникации и самопрезентации в условиях новых информационных технологий является важной исследовательской задачей, где в центре внимания «человеческий» аспект проблемы, поскольку сеть Интернет, а именно социальные сети, позволяют конструировать свой образ и выдавать желаемое за действительное.
В силу этого, информация, предоставляемая индивидами о себе, определяется не только своей массовостью или общедоступностью, но и возможностью персонализации и самоидентификации. Наиболее полно эта возможность представлена в социальных сетях. Одними из наиболее известных и используемых являются Vk.com – российская социальная сеть ВКонтакте, Facebook.com – международная социальная сеть, Odnoklassniki.ru – социальная сеть для поиска одноклассников и коллег, Instagram.com – социальная сеть, ориентированная на представление фотографий.
Предоставляя возможность связи с любым из миллионов подключенных к сети Интернет пользователей, «всемирная паутина» побуждает к поиску способов самопрезентации. Иными словами, самопрезентация становится ресурсом, повышающим возможности пользователя заинтересовать собеседников своей личностью в виртуальной среде, а также способствующим его социальной интеграции, как в виртуальной среде, так и в повседневной жизни. И в первую очередь, осуществление этого возможно за счет публикации фотографий на просторах сети Интернет.
На протяжении последних лет как зарубежные, так и российские ученые уделяют все большее внимание виртуальной реальности, процессам, происходящим в сети Интернет, взаимодействию людей по средствам сетей и, конечно же, проблемам идентичности и самопрезентации в Интернет пространстве. Очевидным является тот факт, что в современном мире Интернет служит средством самовыражения, самопрезентации личности, где главным инструментом является фотография, особенно в социальных сетях. Подтверждением тому служат работы отечественных ученых, среди которых можно отметить В.Л. Круткина [6], чьи работы посвящены фотографии как явлению повседневной реальности, визуальной антропологии бытовой фотографии, В.Левашова, который попытался обозначить пути развития фотографии в культурном контексте в XIX–XXI веков [7].
Впервые фотографирование появилось в девятнадцатом веке, практически одновременно с социологией. Изобретение фотографии связывают с такими фамилиями как Л. Дагер и Н. Ньепс. Изначально объектом фотографирования был, прежде всего, человек и его деятельность, затем мода распространялась на панорамные снимки, снимки городов и т.д. Интерес к фотографии со стороны социологии проявляется в 1970-х годах.
Сегодня же современный мир символизируется массовым распространением визуальной культуры, исследователи современности называют нашу эпоху «цивилизацией образа» [2]. Действительно, по статистике Instagram, количество активных пользователей каждый месяц насчитывает 90 миллионов человек, ежедневно в сеть загружается 40 миллионов фотографий, а каждую секунду фотографии получают по одной тысяче комментариев. Помимо фотографий самого себя, люди выкладывают множество фотографий своей деятельности, окружающего мира, демонстрируют на фотографиях свои навыки и таланты. Однако стоит отметить, что за прошедший год в Instagram также появилось более 30 миллионов фотографий с подписью “Selfie” [8].
“Selfie” (селфи) – фотографический автопортрет человека, наиболее удобная визуальная автопрезентация личности в Интернет – пространстве. Первое упоминание о селфи относят к 2002 году и связывают с проходящим в то время интернет форумом в Австралии. Однако наиболее масштабно феномен селфи захлестнул Интернет – пространство в 2005–2011 годах. Уже в 2013 году термин был введен в Оксфордский словарь, а сотрудники Оксфордского университета, назвали “Selfie” словом года, в связи с ростом использования данного термина [3].
Выбор фотографии, как одного из способов самопрезентации, обусловлен ее социальной природой. Обращаясь к Э. Дюркгейму, который особое место отводил изучению социальных фактов, обладающих двумя характерными признаками: внешним существованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отношению к ним, можно говорить о том, что фотография сама по себе является социальным фактом.
Во-первых, фотография отражает установку и ценности определенной исторической эпохи, коллективные впечатления и коллективное сознание. Коллективное сознание, в свою очередь, представляет духовное единство общества [4]. Оно не является суммой индивидуальных сознаний, оно существует независимо от воли человека, оказывая влияние на индивидуальное сознание каждого. В фотографии выражаются представления фотографа, его пристрастность, а также ценности, доминирующие в его сознании.
Во-вторых, фотография, сама оказывает влияние на коллективное сознание, на систему ценностей и мотивирует людей на определенное поведение и действие, формирует общественное мнение.
Социальная природа фотографии выражается также и в ее функционировании. Фотография выполняет функции социального контроля, социальной интеграции, социализации, манипуляции массовым сознанием, выступает средством формирования социальной идентичности, имеет инновационные характеристики. Фотография является не только отражением реальности, но и ее конструктом. Так, например, Ж. Бодрийяр приписывает фотографиям особую важность, позволяющую проводить анализ культурных исследований. По его мнению, фотография способствует моделированию в воображении современного человека и во всей современной культуре [1].
Сегодня же благодаря широкому распространению сети Интернет, а именно социальных сетей, характер и функции фотографии меняются, и примером тому служит такой феномен, как “Selfie”. В практике фотографии реализуется позиция наблюдателя не только за другими, но и по отношению к самому себе. Самоидентификация через фотографию позволяет человеку не просто увидеть себя со стороны, но благодаря использованию компьютерных технологий и специальных программ презентовать «себя другого» в социальных сетях, что невозможно сделать в повседневной жизни.
Однако малоизученным является факт влияния самих социальных сетей на то, что мы делаем, что пишем, какую информацию публикуем, как строим коммуникацию и как презентуем себя. Ни для кого не секрет, что по средствам социальных сетей сегодня можно получать информацию, как о состоянии отдельных социальных объектов, так и в целом нашего общества, но достоверна она будет только в том случае, если поведение в сети Интернет является отражением нашей повседневности, нашей социальности.
Понимая социальность, как набор приобретенных человеком свойств, способствующих его жизнедеятельности и интеграции в социум, а социальные сети, как своего рода социум. А также, опираясь на модель «виртуализации социального» М. Паэтау, где наряду с интеракцией и организацией, коммуникация посредством компьютера вносит вклад в производство социальности, можно предположить, что жизнь в социальных сетях протекает по тем же законам и с тем же влиянием характеристик самих индивидов, то есть является альтернативной социальностью. С другой стороны, мы можем говорить об абсолютно новой реальности, если будем опираться на свойства виртуальной реальности, выдвинутые Д.В.Ивановым, такие как: нематериальность воздействия (изображаемое производит эффекты, характерные для вещественного), условность параметров (объекты искусственны и изменяемы), эфемерность (свобода входа/выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования) [5].