Статья:

Проблемы общественного контроля в борьбе с коррупцией

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Азизова Г.Р. Проблемы общественного контроля в борьбе с коррупцией // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(43).pdf (дата обращения: 16.10.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы общественного контроля в борьбе с коррупцией

Азизова Гюнэль Рамизовна
магистрант 1 курса по направлению «Магистр уголовного права» Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), РФ, г.Киров
Фещенко Павел Николаевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доц., Волго-Вятский институт (филиал) Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), РФ, г.Киров

 

Масштабы коррупции в России выводят это явление на уровень национальной угрозы. Несмотря на принимаемые меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех государственных структур. Как отметил Президент Российской Федерации В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию 1.12.2016 года: «Борьба с коррупцией – это не шоу. Каждый, кто честно трудится, должен чувствовать, что государство на его стороне» [3].

Всемирная практика подтверждает эффективность исторически проверенных правовых и культурных основ общественного контроля, охватывающих, в первую очередь, принципы прозрачности публичной власти и свободного участия граждан в государственном управлении. В Соединённых Штатах Америки и странах Европы они законодательно обеспечиваются государством специальными актами о выявлении информации, о контроле со стороны гражданских НКО, советов, комитетов при органах исполнительной власти. Главную роль играют движения волонтёров, общественные инициативы, вотирование, дискуссии, петиции, экспертизы и расследования журналистов. Всё большую популярность приобретают интернет-проекты общественного контроля. К примеру, на сайте Белого Дома Соединенных штатов есть раздел, посвященный петициям – “Wethepeople” [6].

Известно, что в настоящее время в Российской Федерации одним из цивилизованных и эффективных средств влияния общества на публичную власть также является общественный контроль, но за последние годы, по нашему мнению, применительно к противодействию коррупции, он не реализуется в полной мере.

Так, например, в целях реализации антикоррупционных мероприятий функционирует «телефон доверия», введены в практику регулярные отчеты полиции и других правоохранительных органов перед населением, активно работает «Общероссийский народный фронт» и т.д. Эффективным инструментом народного контроля можно считать ежегодные «телефонные мосты» Президента России с регионами страны. Сюда же можно отнести прошедшую 23 декабря 2016 года Пресс-конференцию Президента, где обсуждались и вопросы резонансных уголовных дел по коррупции [2]. Однако есть и проблемы при реализации общественного контроля.

Важной причиной наличия проблем в рассматриваемой сфере стало содержание и практика применения Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», которые, на наш взгляд, ограничивают возможность гражданской активности в борьбе с коррупцией.

Согласно ст. 9 ФЗ этого закона [5] граждане и их объединения не входят в состав субъектов общественного контроля. Данный закон отдает приоритет общественным палатам и общественным советам, а не самим гражданам. Таким образом, нормы этого ФЗ ограничивают их субъектность. По этой причине гражданам и их объединениям, которые реально имеют желание и попытаются осуществлять собственный общественный контроль, независимый от органов власти, общественных палат и общественных советов, придётся выбирать узаконенную группу субъектов, которая сможет им такую возможность предоставить. И хотя общественный контроль, по сути, должен относиться к сфере гражданской активности, нормы российского законодательства теперь требуют его осуществления в сфере политической, с необходимостью выбора гражданином той группы интересов, которую он будет поддерживать, участвуя в общественном контроле.

Как справедливо отмечает С.М. Зырянов «субъекты общественного контроля, как правило, возникают самостоятельно, по инициативе граждан, хотя сегодня отмечается преобладание субъектов, формируемых по принципу «сверху»», - общественные палаты, советы и комиссии. Для них государство создает особые условия, одновременно ограничивая независимых субъектов. Однако необходимо помнить, что создание институтов гражданского общества «сверху» ведет к их формализации и к профанации сути общественной деятельности" [4].

Также, Михеева Т.Н, Михеев Д.С указывают на некоторое противоречие в перечне субъектов общественного контроля: «в их числе ст. 9 не называет как самостоятельный субъект граждан, хотя ст. 3 устанавливает право граждан на участие в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных некоммерческих организаций» [1].

В итоге граждане, которые хотят реализовывать право на общественный контроль, должны включаться в процессы конкуренции таких политических интересов и взглядов, что неизбежно будет уменьшать объективность результатов общественного контроля. В соответствии с этим отсутствие самостоятельного общественного контроля приводит и в дальнейшем будет приводить к фактическому отстранению граждан от антикоррупционной деятельности органов власти, государственных и муниципальных организаций.

Таким образом, в соответствии с вышеперечисленными причинами, ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» содействует увеличению представлений о неэффективности борьбы с коррупцией и неосуществимости понижения её уровня.

По нашему мнению, отсутствие в данном ФЗ в качестве субъектов граждан, общественных и некоммерческих организаций является не случайностью, а составным элементом реальной концепции такого контроля в понимании представителей органов власти.

Оставление такой концепции реализации общественного контроля будет иметь большое количество отрицательных последствий для всего общества и нашего государства. Граждане, по нашему мнению, будут всё более уверять себя в том, что они не смогут влиять на государственное управление, будет понижаться уровень их доверия к органам власти и готовность соблюдать законы, которым государство призывает следовать во всевозможных сферах деятельности. Таким образом, это будет вести к увеличению неэффективности государственного управления и коррупции в нём.

Также в части 1 статьи 18 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» определяется возможность проводить общественный контроль в форме общественной экспертизы. Но в пункте 4 статьи 22 этого же закона указывается, что ни граждане, ни их объединения не могут быть инициаторами общественной экспертизы [5].

Таким образом, такое ограничение необходимо упразднить, при этом разработать положение об общественной экспертизе, проводимой по желанию граждан. В таком положении, по нашему мнению, нужно предусмотреть проведение экспертизы, которая будет осуществляться экспертами и специалистами в соответствующих сферах деятельности, по заказу и в интересах граждан.

По нашему мнению, такие экспертизы в интересах граждан нужно материально вознаграждать, но в отдельных случаях эксперты и специалисты будут склонны осуществлять эти работы и на бесплатной основе, т.к. они будут осознавать их важную общественную значимость. Таким образом, считаем, что, будет целесообразно определить возможные источники оплаты работы экспертов по их проведению, требования к проведению экспертиз, к обоснованности их выводов и рекомендаций и чтобы результаты общественных экспертиз были в обязательном порядке учтены органами власти при принятии решений.

Таким образом, чтобы устранить данную проблему и расширить возможность гражданской активности в противодействии коррупции в Российской Федерации, по нашему мнению, было бы целесообразно внести изменения в Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля» следующие дополнения:

В части 1 статьи 9 дополнить абзацами пятым - седьмым следующего содержания:

Граждане;

Группы общественного контроля;

Некоммерческие организации [5].

В настоящее время общественный контроль является существенным элементом поддержания противодействия коррупции в обществе. Роль общественного контроля сегодня, и именно контроля со стороны граждан РФ, его реальное осуществление можно использовать как средство борьбы с коррупцией, а также как форму ограничения произвола в исполнительной власти. Общественный контроль нужен обществу и государству как способ совершенствования и развития.

 

Список литературы: 
1. Михеева Т.Н. Михеев Д.С. Правовой вектор в развития общественного контроля // Предпринимательство и право. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=5188 (Дата обращения: 17.12.2016).
2. Онлайн-трансляция пресс-конференции Владимира Путина // Российская газета. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://rg.ru/2016/12/23/onlajn-transliaciia-press-konferencii-vladimira... (Дата обращения 23.12.2016).
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1.12.2016 // Российская газета. 1.12.2016.
4. Стародубова О.Е. Общественный контроль: правовая поддержка // Журнал российского права. 2013. № 2. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://center-bereg.ru/l577.html (Дата обращения: 17.12.2016).
5. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Российская газета. 23.07.2014.
6. Фонд Открытой Новой Демократии «Прозрачность и участие: Общественный контроль 2.0 в США и Европе». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://fondfond.org/ (Дата обращения: 17.12.2016).